Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.
Представление о данном этапе в истории Древней Греции можно составить по поэмам известного поэта «Илиада» и «Одиссея». В это время население было объединено в довольно примитивные сельские общины, занимавшие небольшую территорию и почти изолированные от соседских общин. Политическим и экономическим центром общины было поселение, называемое городом. Основная масса населения города — земледельцы, скотоводы, весьма немногочисленные ремесленники и торговцы.
В это время земля еще составляла племенную собственность и предоставлялась членам родов формально лишь в пользование на условиях периодического передела. Однако наделы представителей знатных и богатых отличаются по своим размерам и качеству, а базилевсы (родоплеменные вожди) получают еще особый надел — теменос. В то же время источники называют и таких крестьян, у которых земли не было совсем. Возможно, что, не имея средств для ведения хозяйства, эти общинники отдавали свою землю богатым.
Гомеровский период—это период военной демократии. Государства еще не было, а управление обществом осуществлялось с помощью следующих органов. Для этого периода характерно: разложение родоплеменных отношений, забывания письменности, сокращение численности населения, распространения пиратства.
Басилеи и знатные составляли верхний, тонкий слой гомеровского общества. Большую же часть населения представлял «демос», народ, состоящий из средних и мелких землевладельцев, ремесленников и рабов. Товарно-денежное хозяйство порождало земельную мобилизацию, скопление земель в руках аристократии. Участки средних и мелких землевладельцев, клеры, переходили в руки аристократии, а их владельцы обезземеливались и беднели. Однородная масса демоса расслаивалась, и земельная община разлагалась. Одна часть демоса превращалась в средних и мелких землевладельцев, другая разорялась, а третья становилась ремесленниками и купцами. Свободные землевладельцы чрезвычайно привязаны к своим клерам, заботятся об их орошении, унаваживают их и обрабатывают землю силами собственной семьи с помощью немногих рабов.
Часть свободного населения, обременённая военными походами и поборами, беднела, разорялась и попадала в разряд фетов. Фетами в гомеровской Греции назывались бедные люди, потерявшие связь с родом. Феты не имели собственных очагов, не принадлежали к роду и фратрии и вследствие этого были совершенно беззащитны.
В разряд фетов попадали обедневшие члены роди, покинувшие род или изгнанные из него, потомки покорённого населения, чужестранцы и т. д. Им ухудшении социально-экономического положения свободного населения указывало развитие нищенства. Измождённые, оборванные с палкой в руках и с сумой за плечами нищие бродили по селам и городам, от одного дома к другому, прося подаяния.
Нищие не имели своего угла. Летом они жили и ночевали под открытым небом, зимой же ютились в «медном доме» (кузнице), служащем одновременно постоялым двором и клубом для простого народа. Часть фетов опустилась до положения бродяг, ютившихся в кузницах или проживавших под открытым небом. Другая же часть становится подёнщиками, работавшими в ойкосах басилеев и получавших плату натурой.
Положение подёнщиков в гомеровской Греции считалось очень низким, почти безвыходным. На эту работу люди шли уже в самом крайнем случае. Только смерть считалась хуже наёмной работы.
Вызванная экономическим ростом Греции социальная дифференциации создавала условия, благоприятные для развития ремесла, отделившегося от сельского хозяйства. Раньше всего отделилось от сельского хозяйства кузнечное дело — «старинная металлургия»; изготовление металлического оружия, панцыри, железные мечи, копий, наконечников к ним, стрел, боевых колесниц т. е. полное вооружение греческого воина. Всё это требовало опыта и искусства.
В горнах обрабатываются медь, олово, серебро, золото и железо. В отношении употребления железа гомеровская эпоха представляет прогресс по сравнению с эгейской, не знавшей железа.
Иногда ремесленников «приглашали на дом, куда они приходили со своими инструментами и работали из материала заказчика.
Из ремесленников Гомер упоминает: кузнецов, плотников, кэжевников, горшечников, ткачей, золотых и серебряных дел мастеров (золотоискусников) и многих других. К ремесленникам также причислялись певцы, лекаря, глашатаи и прорицатели. Строгого разделения труда и специализации профессий в гомеровском обществе всё же ещё не существовало. Плотник мог поочерёдно выступать в роли столяра и судостроителя, а также изготовителя повозок и мебели. Кожевник изготовлял кожаные одежды, щиты и мячи для игры. Кузнец делал из бронзы копья, железные инструменты, выполнял некоторые ювелирные работы и т. д.
Древняя общинная организация, сохранявшая кровнородственные связи между своими членами, перестает отвечать потребностям времени. Повсюду в Греции VIII—VI вв. до н. э. происходит слияние нескольких мелких ранее обособленных общин, расположенных поблизости друг от друга (синойкизм). Древние формы объединения родов — филы и фратрии — еще некоторое время продолжают сохранять свое значение в этих объединениях, но вскоре уступают место новым делениям, основанным на имущественных и территориальных признаках. Так, на базе родовых и сельских общин возникли новые социально-политические организмы — полисы. Образование раннерабовладельческого общества и государства в форме полисного строя составляет содержание исторического развития Древней Греции в архаический период.
Гомеровское общество уже знает рабство. Появление рабства как специальной категории знаменовало полный переворот во всём строе Социальной жизни, в отношении людей к земле и друг к другу.
С рабством связано разложение родового строя, образование частной собственности, классов и государства.«На пороге достоверной истории, — пишет Энгельс, — мы уже всюду находим стада как обособленную собственность глав семейства совершенно так же, как и произведения искусства варварской эпохи, металлическую утварь, предметы роскоши и, наконец, людской скот — рабов...
Для человека низшей ступени варварства раб был бесполезен. Поэтому американские индейцы обращались с побеждёнными врагами совсем не так, как с ними поступали на более высокой ступени развития. Мужчин они убивали или же принимали как братьев в племя победителей; женщин они брали в жёны или как-нибудь иначе принимали в число членов своего племени вместе с их уцелевшими детьми.
Рабочая сила человека на этой ступени не даёт ещё заметного избытка над расходами по её содержанию. С введением скотоводства, обработки металлов, ткачества и, наконец, полеводства положение изменилось.
Для надзора за скотом требовалось теперь больше людей, для этой цели можно было воспользоваться военнопленным врагом, который к тому же мог размножаться, как тот же скот. Рабство и своём развитии проходило несколько этапов, начиная от домашнего, или патриархального, рабства до рабства классического.
В первом случае раб использовался в качестве домашней прислуги, или челяди, а во втором—в качестве рабочего орудия, живой говорящей машины. Середину между патриархальным и классическим рабством занимает рабство народов древневосточных монархий, каким было, по-видимому в рабство на Крите и в Микенах.
В гомеровской Греции существовало главным образом домашнее рабство. У перворазрядных басилеев имелись рабы, использовавшиеся в качестве домашних слуг— поваров, конюхов, виночерпиев, экономов и т.д. или рабочих в домашних мастерских.
В женских мастерских при гинекеях, служивших помещениями для женщин, работали искусные мастерицы —сидонянки или финикиянки, специализированные на определенный видах труда. Рабский труд применялся и в сельском хозяйстве, земледелии и скотоводстве, на виноградниках и оливковых посадках.
В некоторых случаях рабы получали от своих господ небольшие земельные наделы, дом и даже жену, словом, всё, что «хорошие господа имеют обычай давать своим верным слугам».Вначале недференцированный труд рабов- слуг постепенно начинал диференцироваться. В эпосе упоминаются рабы—коровники, свинари, пахари и т. д., упоминаются также «начальники рабов», старшие и младшие рабы.
Каждая раба - мастерица выполняла одну определённую работу, что уже предполагало специализацию и разделение труда. Говоря о рабах, Гомер не забывает указать и на отрицательные стороны труда рабов, на их незаинтересованность в выполняемой ими работе. Между мелкими владетелями и их рабами сохранились ещё патриархальность и простота отношений. Те и другие вместе живут, вместе едят и спят.
Но в дворцах басилеев эти патриархальные отношения начинали исчезать. Различие между рабами и свободными становится резче.
Главным источником получения рабов как в гомеровской, так и в послегомеровской (классической) Греции служили войны. Военнопленные или непосредственно попадали в руки рабовладельцев, или же перекупались торговцами, перепродававшими их всем желающим. Были известны случаи, когда рабов выменивали на вино, быков, шкуры, медные железо.
Главными поставщиком рабов среди средиземноморских народов издревле были финикийцы. Финикийцы пользовались дурной славой купцов, ничем по пренебрегавших ради выгоды. Финикийцы скупали военнопленных или же захватывали людей, по преимуществу женщин, всякими хитростями и обманом. Стоимость живого товара определялась, в зависимости от его качества от 8 до 20 быков.
Классовые противоречия в гомеровском эпосе выступают уже с полной отчетливости и резкостью. Военно-родовая знать противопоставляла массе «худородных» и «дурных» людей. В отличии от них знать величает себя «благородными», «хорошими», "жирными"и «тучными» людьми, ведущими свой род от богов.
Помимо экономического и правового неравенства различие между аристократией и народом сказывалось и во внешнем обращении басилеев друг с другом, с одной стороны, и в их обращении с простым народом — с другой.
Высокое положение знати выражалось не только во внимании и почестях, оказываемых басилеям при жизни, но и в почестях, воздаваемых им после смерти, во время торжественных похорон.
В процессе разложения военной демократии значение агоры уменьшалось. Фратрии и филы превращались в аристократические учреждения, руководимые представителями немногих влиятельных родов.
По мере утраты названными учреждениями:своего значения и влияния политическое руководство переходило к аристократическому Совету (булэ), возглавляемому царём. Булэ имеет свою историю. Первоначально булэ, подобно римскому сенату эпохи царей, было чисто родовым советом, в котором участвовали главы всех родов. Но это был совет не стариков, а наиболее видных представителей родовой знати. Первобытная демократия еще сохранялась, и Народные собрания играли в общественной организации значительную роль. Организацию возглавлял базилевс — одновременно военачальник племени, верховный судья и верховный жрец. Фактически он действовал совместно с представителями родоплеменной знати. Должность базилевса была выборной, но со временем при ее замещении стали отдавать предпочтение сыну умершего базилевса, и должность закрепилась как наследственная.
Впоследствии же состав булэ сузился и аристократизировался. В булэ могли заседать лишь представители наиболее влиятельных и богатых родов, филобасйлеи и им подобные главы крупных родов или родовых союзов. Совет обычно собирался во дворце главного басилея и за трапезой обсуждал поставленные царём вопросы. Царь выслушивал советы «старцев разумных», принимали присягу и затем по собственному усмотрению проводил или не проводил в жизнь их решения.
Значение булэ повышалось по мере усложнения задач управления и увеличения общности интересов между филами иродами. Чем больше аристократия богатела, отделялась от народа и превращалась в замкнутый класс эксплоататоров, тем больше вырастало значение булэ. Царь перестал играть руководящую роль, за ним сохранилась лишь должность верховного жреца.
Таким образом, гомеровская Греция была раздроблена на множество мелких самоуправляющихся округов; именно из них впоследствии образовались первые города-государства — полисы.
Историческое развитие Древней Греции на рубеже IX—VIII вв. до н. э. характеризуется глубокими изменениями. На смену родовому строю приходит рабовладельческий, что сопровождается развитием института частной собственности. Многие рядовые земледельцы лишаются своих наделов, которые сосредоточиваются в руках родовой знати. Формируется крупное землевладение. Порождается долговая кабала. Развитие ремесленного производства и торговли ускоряло процесс социально-имущественного расслоения.
К VIII в. царская власть в большинстве греческих общин уже совершенно исчезла. И процессе образования классов и усиления роли аристократии складывалось государство, которое должно было закрепить множившиеся отношения и обеспечить господство аристократии под массой свободных и полусвободных людей и рабов.
Появление государства ознаменовало, важнейший этап в истории греческого общества. Оно ускорило разложение родового строя, способствовало экономическому, политическому и культурному развитию классового общества, расслоению общества на богатых и бедных, установлению новых правовых порядков, созданию новых должностей и т. д.
Греческое государство в своём формировании прошло несколько стадий, начиная от аристократического строя гомеровской эпохи до отчетливо выраженного классового рабовладельческого государства классической Греции, явившись определённой фазой в истории античного государства и государства вообще.