double arrow

Создание речи посполитой


Гос-конфес. отнош в ВКЛ. Ренессанс. Особенности развития культуры бел земель в составе ВКЛ

Беларусь у складзе ВКЛ уяуляла сабой рэгиен, адкрыты для знешняга культурнага уздзеяння. Беларусы личыли, што культура Заходняй Еуропы выдатны прыклад для пераймання. Найбольш яскравами прыкладами культурных кантактау стала абавязковая адпраука дзяцей на вучобу у Еуропу. Менавита гэта спрыяла хуткаму распасюджванню магдэбургскага права, цэхавай систэмы, мястэчкау, фальваркау. Заходния майстры аднавили мураванае дойлидства. З уликам раманскага и гатычнага стыляу были узведзены магутныя замки и Гродне, Навагрудку, Лидзе, Миры и г.д. Усе большую папулярнасць стали атрымливаць гуманистычныя идэи итальянскага Рэнесансу. Першай праявай гэтага стала книгадрукаванне на роднай мове. У Беларуси гэтую справу распачау Ф. Скарына (1490-1551), яки атрымау адукацыю у Кракауским и Падуанским универсицетах. Ен выдавау книги и Празе, Вильне. На гэты ж час выпадае дзейнасць и миколы Гусоускага (1470-1533) яки з’яуляецца пачынальникам свецкай литаратуры у ВКЛ. У Кракаве выдау паэму «Песня пра зубра». У гэты час набывае силу пратэстански рух, кальвинизм. Будуюцца цэрквы, храмы. Пратэстанты актывизавали книгадрукаванне на Беларуси. Была выдадзена Библия на беларускай мове. Вядомым рэфарматарским дзеячам з’яуляецца С. Будны («Катэхизис»), В. Цяпински («Евангелле»)

Свецкая литаратура. Радзивил Сиротка пиша мемуары, у яких расказвае аб сваих вандраваннях у замежныя краины, створана «Прамова Мялешки», дзе расказваецца пра шляхту, Яна крытыкуецца, асуджаецца знишчэнне народных традыцый.

Адукацыя. Хутка развивалася адукацыйная справа на Беларуси. Найбольш высоки узровень мели калвинисцкия школы, адна з их была заснавана князем Радзивилам и карысталася значнай папулярнасцю. Другия канфесии таксама спрабавали не адставаць, адчынялися праваслауныя брацкия школы, пачали працаваць унияцкия семинарыи.

Архитэктура. Згодна з канцэпцыяй «идэальнага горада» усе будынки у горадзе павинны уяуляць цэльны ансамбль. Побач са старыми кварталами пачали узникаць «новыя гарады». У минску у гэты час з’явилися Ракаускае и троицкае прадмесце, пачау будавацца Верхни горад. Амаль поунасцю итальянскими майстрами быу перабудаваны Нясвиж. Магнацкия рэзидэнцыи, пабудаваны я у гэты час мели рэпрэзентыуны характар,: шырокия вокны, вытанчаныя вжы, арыгинальна дэкарыраваныя унутраныя интэр’еры. Так были перабудаваны Гродзенски и Мирски замки.

Мастацтва. Значныя змены з’явилися и у мастацтве. З’явилася имкненне рпазнаць чалавека, раскрыць яго унутраны свет. Мужчыны малявалися у рыцарских даспехах (партрэт Радзивила), жанчыны у багатых адзеннях (партрэты Слуцкай, Алелька-Радзивил)

В январе 1569 г. в Люблине открылся общий сейм.польская сторона продемонстрировала силу. Сигизмунд Август II издал указ о присоединении к Польскому королевству Подляшья, Волыни, Подолии и Киевщины, в результате чего почти половина территории ВкЛ отошла к Польше. Оказать сопротивление Польше княжество не могло. делегация Великого княжества Литовского вынуждена была вернуться в Люблин и 1 июля 1569 г. подписать акт унии в той форме, которую предлагала Польша. В соответствии с этим актом Польское Королевство и Великое княжество Литовское объединялись в одно государство - Речь Посполитую . Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. Оно сохранило свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с Погоней. Обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII в. - государственные языки. В княжестве таковым был белорусский. В результате Люблинской унии Польша получила большие возможности для проведения великодержавной политики в отношении населения Великого княжества. Политика Речи Посполитой по насаждению на белорусских землях католицизма и проведению полонизации дополнили дифференциацию белорусского общества этнорелигиозной дезинтеграцией. Полонизаторские процессы привели к отрыву от белорусской этнической общности ее интеллигенции, высших слоев, чем затруднили процесс формирования и развития единого народа. Противодействовать этим явлениям было трудно. Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польских представителей. В сейме, где из ста восьмидесяти послов только сорок шесть приходилось на Великое княжество, из них на белорусские поветы - тридцать четыре. Наряду с политическими ограничениями белорусская шляхта почувствовала и экономические ограничения. Она не могла получать земли в тех регионах, что были присоединены к Польше. Польская же шляхта стала активно пользоваться правом приобретения имений в княжестве. Все это явилось основой сепаратистских и даже антипольских настроений в Беларуси в 70 - 90 гг. XVI в. Было немало сторонников разрыва союза с Польшей, которые вели борьбу за независимость своего государства. В этот период регулярно созывало свои сеймы ВКЛ. В 1581 г. была создан высшая инстанция - Трибунал, а принятие в 1588 г. своего свода законов - Статута - по существу сводило на нет некоторые положения Люблинской унии.


11. Первая половина XVII века ознаменовалось одной из самых крупных войн в истории Европы Нового времени. Тридцатилетняя война привела не только к разрухе в той части континента, где шли боевые действия, экон упадку многих земель и убыли населения.Речь Посполитая, занимавшая значит место на полит карте Европы, не осталась в стороне от качеств изменений в структуре междунар отн на континенте, несмотря на то, что ее полит система была архаична по сравнению с большинством европейских стран, шедших по пути становления абсолютизма, а капиталистические отношения в Польско-Литовском государстве были развиты слабо.внешняя политика Речи Посполитой второй половины XVII века часто рассматривается с позиции произошедших в XVIII в. трех разделов шляхетской республики и ликвидации ее как самостоятельного государства. Участие Речи Посполитой, опосредовано поддерживавшей Габсбургов, в Тридцатилетней войне носило ограниченный характер. Таковым отчасти можно считать борьбу со Швецией за Лифляндию и прусские земли, окончившуюся заключенным при посредничестве Франции перемирием в Альтмарке 1629 г. (закреплено Штумсдорфским миром 1635 г.) и русско-польскую войну 1632–1634 гг. (3) Необходимо также отметить, что польская дипломатия, не участвуя напрямую в общеевропейском конфликте небезуспешно играла на австро-французских противоречиях. Благодаря этому Владиславу IV даже удалось добиться от Габсбургов передачи Речи Посполитой части Силезии (княжества Ратибор и Ополье) взамен за продолжение борьбы со Швецией.Русско-польская война завершилась Андрусовским перемирием в 1667 г.,РП уступила России Левобережную Украину и Смоленск — земли, борьба за которые с переменным успехом шла с конца XIV века.внешняя политика РП часто сводилась к попыткам играть на заинтересованности каждой из великих держав видеть ее в рядах своих союзников.1679–1683 гг. стали для Речи Посполитой временем поиска новых путей реализации внешнеполитического курса в условиях изменения международной обстановки. В Европе назревало новое наступление турок на христианский мир. В этих условиях польская дипломатия предпринимала активные действия сразу на нескольких направлениях. Таким образом, можно заключить, что в целом, несмотря на ряд значительных неудач во внешней политике, начиная с середины XVII века, в течении последней четверти столетия Речи Посполитой, благодаря активному участию в международных коалициях и союзах, удалось закрепиться в качестве важного и заметного элемента Вестфальской системы, стабилизировав свое положение на международной арене и сохранив заметную роль в международных отношениях Европы.

12. соц-эконом в составе РП

В конце XVI – п.п.XVII в. в ВКЛ окончательно фактич и юр оформилось крепостное право. Статут 1588 лишил права крестьян перехода и зачислял в положение непохожих людей тех, кто прожил на земле феодала 10 лет. Крестьянин стал объектом залога, купли-продажи, как с землей, так и без нее. С каждым годом увеличивалась барщина, чинш, натуральный оброк. В некоторых имениях барщина доходила до шести дней в неделю. Крестьяне оказались на самой нижней лестнице феодального общества. Постоянный или временный владелец - пан - в любое время мог отнять у крестьянина землю, переселить его в другое место, продать со всем имуществом, землей или без нее, заложить за определенную денежную сумму. Покупателю или кредитору при этом предоставлялось полное право судить, карать и даже лишать жизни крестьянина.В XVI в. происходит урбанизация белорусского общества, появляются новые города. Почти все города получили магдебургское право, которое содействовало развитию в них ремесла и торговли, давало независимость от королевских чиновников. В ВКЛ насчитывалось 112 городов и местечек. В крупнейших из них ремесло было представлено несколькими десятками профессий. Два - три раза в неделю во всех городах и местечках проводились торги. Белорусские купцы торговали с Варшавой, Познанью, Гданьском, Ригой, Королевцом, Новогрудком, Тверью, Москвой, связывая таким образом Запад и Восток Европы.На соц-экон жизнь Бел в к XVII - начXVIII вв. оказали влияние многолетние войны, которые привели к разрушению производит сил, к разорению крестьянства, феодального хоз-ва, упадку торговли, уменьшению кол-ва населения. После войны 1654 - 1667 гг. пустовало более половины пахотных земель.Со второй половины XVII в. началось постепенное возрождение хоз жизни городов. Как и прежде, они являлись центрами ремесел, внутренней и внешней торговли. В XVII - XVIII вв. обострилась конкурентная борьба между христианами и иудеями в ремесленнической и торговой деятельности. Большие города явл крупными торговыми центрами. Отмена в середине XVIII в. таможенной линии между русскими губерниями и левобережной Украиной улучшила условия для вывоза товаров в Россию из Беларуси. Важную роль в развитии торговли играли ярмарки. Некоторые из них длились по несколько недель. Наиболее крупными в конце XVIIIв. были ярмарки в Минске, Шклове, Бешенковичах, Зельве и Островно.

13.Особенности конфессиональных отнош на тер-ии Б. Реформация и контрреформация. Брестская уния.Конфес отн + бр уния

В период средневек органы гос. управления были тесно связаны с церковной администрацией.с XV века усилилось влияние католической церкви. 1413 –городельская уния (на гос должности только католики). 1432, 1434- общеземские грамоты (православные землевладельцы объявлялись равными с католиками).Верхушка РП, поддерживаемая католическим духовенством Польши + верхушка ВКЛ - проект унии об объединении церквей, подчин. новую церковь Риму, т.е. Папе Римскому.Идея:- с одной стороны, избавить гос-во от зависимости от церковных властей соседних гос-тв,- с другой - разработать общую для гос-ва религию(помочь сохранить культуру, язык)Проект унии-33 статьи: будут сохранены обряды службы православной церкви, униатское духовенство – такие же права, как и католическое; папы смогут заводить семьи.Декабрь 1595-идею создания униатской церкви благославил Папа Римский Климент VII.Январь 1596-подписал проект создания унии.Митрополит Киевский с согласия короля Рп объявил о созыве 6 окт 1596 в Бресте церковного собора для окончат. утверждения положений унии.8 окт 1596-униатский собор торжественно объявил Брестскую церковную унию и создание новой униатской (Греко-католической церкви)Второй собор(противники) отказался от заключения унии.Униатский собор решил: священники, не принявшие унию, лишались своих санов.Король РП и великий князь Жигимонт III Ваза поддержал сторонников унии.Брестская уния имела гос-правовое значение. Большинство белорусской и украинской шляхты поддержало унию. Уния обострила борьбу между конфессиями. Гос. Власть РП не допустила униатских епископов в сенат РП.Постепенно униатство находило все больше сторонников. В 18 веке на бел. Землях оно стало массовым религиозным течением. (70-75 % крестьян в конце 18 века- униаты). После присоединения белор земель в результате разделов РП к Рос. Империи наблюдалась активная деят-ть по ликвидации церковной унии в Бел.Окончательно была ликвидирована на Бел в 1839 Полоцким церковным собором. РеформацияЗарождение реформационного движения было вызвано желанием широких слоев населения сделать церковь более дешевой. Дворянство и буржуазия претендовали на огромные владения катол церкви.Реф и К/Р в БеларусиИдеи протестантизма стали быстро распр. в ВКЛ.Осн. Формой церк-религ реформации стал кальвинизм. Осн была феод знать, часть мелкой и средней шляхты.1-ое кальвинистское собрание заложил в Берестье Николай Радзивил Черный1550-Радзивил-берестейский староста1553- 1-ые в Беларуси кальвинистский собор и типография1553-Брестская БиблияКрупные кальвин центры- Берестье, Несвиж, Витебск, Минск, Слуцк.К/Р: В ВКЛ в 1564 прибывают миссионеры-иезуиты. Иезуиты взяли в свои руки образование, открыли 11 коллегий по Беларуси. Детей брали независимо от веры родителей, но после окончания они становились католиками.Усилия иезуитов привели: протестантизм начал вытесняться. Процесс окатоличивания слоев, вовлеченных в Р., приобрел массовый характер.К концу 17 века К/Р в ВКЛ победила.

14. Разделы РП и их историко-правовая оценка.Начало 60х гг. XVIIIв. В РП наступило бескоролевье. 1764г. – на элекционном сейме поставлен ставленник русского правительства – Станислав Понятовский. При нем наблюдались усовершенствования полит. строя: ограничено либерум вето (для эк. вопросов), упорядочено управление, по вопросам финансов были созданы скарбовые комиссии, осущ. денежная реформа, сокращение числа номиналов, ген. налог заменил многочисленные внутр. торговые сборы, в городах стали постепенно ликвидир. юридики, укреплена армия, ограничена власть гетмана, увеличение армии до 50 тыс.Но главные проблемы так и не решены (право конфедераций, бесконтрольность магнатов, преследование некатоликов-диссидентов, что являлось поводом для постоянного вмешательства иностр. держав). На сейме 1764г. русское правительство внесло предложение об уравнении в правах с католиками. Но это категорически отверглось. Ответом на это стало образование 2 конфедераций правлославная, а протестантская. По приглашению конфедератов вошли в Варшаву русские войска и уравняли права. В результате противники уравнения организовали свою конфедерацию и в 1768г. начали военные дей-я против пр-ва. Барская конфедерация противоречиво объединила консерв. противников любых перемен и часть патриотически настроенных сторонников реформ, кот против иностр. вмешательства в полит. дела. В это время Россия вела русско-турецкую войну за Сев. Причерноморье. На этом сыграл прусский король Фридрих 2. Он поставил условием признания итогов русско-турецкой войны со стороны Пруссии и Австрии раздел РП. Екатерина 2 вынуждена была согласиться. 5 августа 1772г. в Петербурге подписана конвенция о 1 разделе РП. К Пруссии отошли Великая Польша и польское поморье, к Австрии – часть Малой Польши и Галиция, к России – Латгалия и Вост. Беларусь по Двине и Днепру, по р.Друть.Кризис продолжал нарастать. 1 прогрессивным действием сейма 1773-75гг. образов. итогам сейма органов исполнительной власти- Постоянная Рада имела 5 депетраментов.. Начало разложения бел. деревень. В 1788г. четырехлетний сейм до мая 1792г. Верх в нем взяла реформистская группировка патриотической партии. Выработана КанстытРП, принята 1791г. 3 мая.Действия сейма:В поветах стали создаваться органы местного самоуправления (цивильно-военные комиссииМещане получили право личной нерпикосновенности, возможность занимать гос. И военные должности.Армия возросла до 100тыс Решение о создании в РП независимой от Москвы автокефальной православной церкви 1791)Принятие КРП Она преобразовала РП в централизованное унитарное гос-во с наследственным монархом во главе. Деление на Корону и ВКЛ упразднялось и либерум вето. Избират. право предоставл. только крупной шляхте. Мелкая безземальная шляхта избирательные права утрачивали. Городская верхушка могла путем «нобилитации» - получения шляхетского достоинства. КРП основ феод-крепостного порядка не затрагивала, но облегчала развитие страны по пути постепенной бурж эволюции. господствующее положение у католической церкви.15 июня 1791г. – были приняты угодные сейму решения, не имевшие никакого отношения к подлинному волеизъявлению православного народа. В Россию хлынул поток петиций, молящих о защите. Эта авантюра задела Синод и российское пр-во. Акт, разработанный в Петербурге при Екатерине 2, опубликован в 14 мая 1792г. В этот день русские войска ворвались в РП. Королевская армия потерпела поражение, сам король Понятовский капитуировали присоединился к конфедерации, захватив власть в стране. Были отменены все решения 4летнего сейма и отменена КРП.23января 1792г в Петербурге русско-прусская конвенция об 2 разделе РП. России – Правобережная Украина и центр. Беларусь.В августе 1795г. – в Петербурге 3 раздел. России – Зап. Беларусь и Литва.

15.Культура Речи Посполитой во второй половине XVII и первой половине XVIII в.Свою отрицательную роль сыграли и законодательные постановления, ограничивавшие доступ людей «низких» сословий в науку. Резко усилился религиозный фанатизм шляхты, проявлявшийся, в частности, в многочисленных «ведовских процессах», пытках и сожжении «ведьм». Латинский язык опять занял командные позиции, и целый поток латинизмов внедрялся в польскую литературу. В среде господствующего класса получил распространение особый ораторский стиль – злоупотребление макаронизмами, который был весьма далек от общенародного языка, был чужд мелкой шляхте и мещанству, не говоря уже о крестьянах.В произведениях польских шляхетских писателей того времени нашла отражение и освободительная борьба украинского народа. Ведущим стилем в церковной и светской архитектуре этого времени было барокко, в распространении которого большую роль сыграл орден иезуитов, строивший костелы по всей Польше. Особенно усиливается строитель­ство, после шведских войн.XVII в. в Польше складывается ряд местных школ со своими характерными особенностями; особенно интересны познанская, львовская и гданьская школы, в каждой из них был свой цех живописцев и свои крупные художники.Итак, вторая половина XVII и первая половина XVIII в. были временем упадка польской шляхетской культуры. Это был результат загнивания феодально-крепостнического строя. На состоянии польской культуры самым отрицательным образом сказалось влияние католического обскурантизма, проводниками которого были в это время иезуиты.

17. Соц-эк развитие бел земель в условиях кризиса феодализма. Попытки хоз реформ п.пXIX.Стан с/г ў п.п XIX ст. ха-рактарызаваўся існаваннем фальваркова-паншчыннай сістэмы і поўнай асабістай залежнасці сялян ад памешчыкаў. Сяляне карысталіся зямлёй памешчыкаў і выплачвалі за гэта чынш ці даніну прадуктамі. У сяр. XIX ст. сялянскім гаспадаркам, якія мелі надзел у адну волоку (21,36 га), прызначалася 12 дзён паншчыны на тыдзень.Таму не было ніякай зацікаўленасці ў працы.Пашыралася вінакурэнне — перапрацоўка бульбы на гарэлку.Даход быў большы,чым ад жыта. Даход прыносіла льнаводства.Цукровыя буракі – цукр; лён,канапля – палатно.Ва ўмовах разлажэння феадальна-прыгонніцкай сіс-тэмы царскі ўрад пайшоў на эканамічныя рэформыз мэтай прыстасавання існуючай сістэмы гаспадарчых адносін да патрэб рынку, а таксама павышэння дзяржаўных даходаў. Ініцыятар Кісялёў. Рэформа была праведзена толькі сярод дзяржаўных сялян. Яна прадугдеджвала: правядзенне падрабязнага апісання ўсіх дзяржаўных маёнткаў і строгае вызначэнне павіннасцей дзяржаўных сялян у залежнасці ад іх гаспадарчага становішча; спыненне здачы дзяржауных зямель у арэнду; ліквідацыю фальваркаў і паступовы перавод дзяржауных сялян з паншчыны на чынш.Рэформа П. Кісялёва прывяла да павелічэння надзелаў дзярж. сялян і змяншэння іх павіннасцей. Аднак заставалася прыгоннае права і гэта з’яўлялася небяспечным для дзяржавы.Развіццё прамысловасціў першай палове XIX ст. у Беларусі звязана з пераходам ад рамеснай да фабрычнай вытворчасці.

18. Культура Беларуси в 60 - 90 гг. XIX в Школьная реформа 1864 г. демократизировала и расширила сферу начального и среднего образования. Однако ее результаты были в Беларуси менее значительны, чем в центральных губерниях России. После подавления восстания 1863 г. были закрыты Гори - Горецкий земледельческий институт, Молодечненская, Новогрудская, Свислочская гимназии, а также все школы на польском языке. В Беларуси действовали специальные «Временные правила для народных школ», разработанные Н. Муравьевым и утвержденные царем в мае 1864 г. Согласно им начальные школы отдавались под контроль православного духовенства, чиновников и полиции. Закон божий, духовное пение, церковнославянский язык, русская грамматика и арифметика - этим ограничивался круг изучавшихся в них предметов. С позиций идеологии самодержавия, православия и народности изучалась история родного края. На содержание школ отпускались мизерные средства. Развитие школ шло медленно, с большим трудом. В 1868 г. в Беларуси насчитывалось 1391 учебное заведение, в том числе 1249 начальных школ. Одна школа приходилась на 8 - 12 деревень. Не хватало учителей. В качестве учителей часто работали священники, псаломщики, писари. Чтобы исправить положение в Молодечно, Несвиже, Полоцке и Свислочи были открыты учительские семинарии. Но проблемы это не решало, так как в год все семинарии выпускали всего около ста человек. В 1884 г. было издано положение о церковноприходских школах, в соответствии с которым начальные народные школы, учрежденные реформой 1864 г, закрывались. Их место занимали церковноприходские школы, находившиеся в ведении Синода и управлявшиеся местным духовенством. Медленно развивалось и среднее образование. В 1868 г. в Беларуси было восемнадцать средних учебных заведений: шесть мужских и четыре женских гимназии, две прогимназии, четыре духовные семинарии, кадетский корпус в Полоцке и Земледельческое училище. Всего в средних учебных заведениях обучалось 3265 человек. Существовавшая система образования не обеспечивала необходимого общеобразовательного уровня. В 1897 г. грамотным было только 25,7% всех жителей Беларуси. Под особым контролем находилась печать. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя цензура. Официальная правительственная печать была представлена газетами «Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости», «Виленский вестник» и журналом «Вестник Западной России». В 1886 г. в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок», которая с 1902г. выходила под названием «Северо-Западный край». В ней печатались материалы по фольклору, этнографии, истории Беларуси М. Довнар-Запольского, Н. Янчука, А. Богдановича и др., стихи поэтов Я. Лучины, К. Каганца и др. За четверть века после восстания 1863 г. в легальной печати не появилось ни одного белорусского художественного произведения. На белорусском языке был издан ряд произведений за рубежом. В 1881 г. в Женеве была напечатана брошюра «Про богатство и бедность». В 1892 г. в Тильзите вышла брошюра «Дядька Антон, или Беседа обо всем, что болит, а почему болит - не знаем». В 1903 г. в Лондоне увидели свет три брошюры: «Беседа о том, куда мужицкие деньги идут», «Кто правдивый приятель бедного народа», «Как сделать, чтобы стало хорошо на свете». Все они адресовались белорусскому крестьянину и убеждали его в антинародном характере самодержавия, призывали к борьбе. Новое оживление в развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в нее писателей-демократов - Ф. Богушевича (1840 - 1900 гг.), Я. Лучины (1851 - 1897 гг.), А. Гуриновича (1869 - 1894 гг.), А. Обуховича (1840 - 1898 гг.) и др. Основными темами их произведений были: защита интересов деревенской бедноты, право белорусского народа на самостоятельное историческое и культурное развитие, защита белорусского языка. Ф. Богушевич был первым национальным белорусским поэтом. В условиях царизма он не мог печатать свои произведения в России. Поэтому первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» он напечатал в 1891 г. в Кракове, второй сборник - «Смык белорусский» - в 1894 г. в Познани. Только через шесть лет после смерти Я. Лучины кружок белорусских студентов в Петербурге издал его сборник 18.2«Вязынка» (1903 г.). Литературные произведения А. Гуриновича были также изданы после его смерти. Во второй половине XIX в. более реалистичным, приближенным к народу стало изобразительное искусство. В белорусской живописи на первый план выходит исторический жанр. Виднейшим его представителем был К. Альхимович (1840 - 1916 гг.). Им были созданы полотна «Похороны Гедымина», «Смерть Глинского в тюрьме», «Смерть в изгнании». Мастером бытового жанра Н. Селивановичем (1830 - 1918 гг.) были написаны картины «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух». Он принимал участие в создании мозаического панно «Тайная вечеря» для Исаакиевского собора в Петербурге. Получили известность картины пейзажиста А. Горовского «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина» и др. Портретную живопись представляли художники Б. Русецкий, А. Ромер, Р. Слизень и др. На развитие белорусской культуры большое влияние оказало театральное искусство русского, украинского и польского народов. В городах Беларуси гастролировали известные мастера русской сцены М. Савина, В. Давыдов, А. Южин и др., исполнители - певцы Л.Собинов, Ф. Шаляпин, пианисты и композиторы С. Рахманинов, Л. Скрябин и др. В 1890г. в Минске был открыт постоянный профессиональный театр, а также «Общество любителей изящных искусств». Большое значение приобрела деятельность музыкальных обществ. Они устраивали публичные концерты и музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, открывали музыкальные учебные заведения и библиотеки. Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома. Однако основная масса гражданских зданий характеризовалась одноэтажными деревянными постройками. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля. Обычно банки и учебные заведения оформлялись под классицизм, театры - под барокко, костелы - в стиле неоготики, православные церкви - в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в. Таким образом, период вхождения Беларуси в состав Российской империи характеризуется качественными изменениями в политической и социально -экономической сферах жизни белорусского народа, дальнейшим становлением его духовного, этнически-национального самосознания, созреванием необходимых предпосылок для собственной национальной государственности.

19.бурж реформы 1860-1870-х:особенности их проведения в Беларуси. Причины: соц.-эк. и военно-полит. отсталость России; ускорение процесса обезземеливания крестьян; обострение соц. противоречий; опасность быстрого нарастания антикрепостнического движения. Программа реформы:1)ликвидация личной зависимости крестьян;2)наделение крестьян землей;3)выкуп земельных наделов.Механизмы:19 февраля 1861 г. подписан Манифест об отмене крепостного права. Крестьяне получали гражданские права, могли заниматься промыслами, торговать, приобретать имущество, поступать на учебу и на службу; помещики не могли продавать и судить крестьян. Однако крестьяне не сразу становились лично свободными. Помещики признавались собственниками всей земли, которая принадлежала им до реформы, а крестьяне получали небольшие наделы в пользование, кот. должны были выкупить на протяжении 9 лет. В этот период они считались временнообяз. и должны были выполнять повинности в пользу помещика. Купить свой земельный надел крестьяне могли только путем заключения выкупной сделки. Однако крестьяне не имели такой суммы денег. В связи с этим гос-во выступило посредником между помещиками и крестьянами. При выкупе наделов крестьяне должны были заплатить 20-25% от выкупной суммы, а оставшуюся часть помещики получали от гос-ва в виде ценных бумаг. В результате такой операции крестьяне стали должниками гос-ва и должны были на протяжении 49 лет платить ему так называемые выкупные платежи. К 1 января 1907 г., когда эти платежи были отменены, крестьяне заплатили в 3,5-4 раза больше. Главным крепостным пережитком в экономике после реформы являлось помещичье землевладение. Сохранялась, чересполосица. после восстания 1863-1864 гг. правительство пошло на значительные уступки крестьянам Беларуси и Литвы. Отменено временнообязанное положение,уменьшены выкупные платежи, увеличены земельные наделы.Значение: крестьяне получили личные и имущественные права, сословное самоуправление; реформа содействовала росту рынка рабочей силы; сложились условия для становления капитализма.Буржуазные :Земская(1864)– в губерниях и уездах создавалась система органов местного самоуправления – губернские и уездные земские съезды. Депутаты земств избирались на основе имущ ценза и сословных различий. Земские учреждения занимались вопросами местного хоз-ва, торговли, промышл-сти, охраны здоровья, нар. образования. В Б. реформа началась только в 1911 г.,.Городская (1870) –в городах создавались всесословные органы обществ. самоуправления – городские думы. Выборы депутатов также осуществл. на основе имущественного ценза. В компетенцию гор самоуправления входили в основном хоз. вопросы: развитие торговли и промыш-сти, благоустройство городов, нар. образование, охрана здоровья. В Б. была проведена в 1876 г. и стала шагом вперед в сравнении с предыдущей организацией городского управления.Судебная 1864) – суд становился открытым, публичным и независимым от правительства. Создавался институт адвокатуры и присяжных заседателей, вводилась должность нотариуса. Мелкие дела рассматривались в мировых (уездных) судах, более значительные – в судебных палатах и окружных судах. В Б. реформа началась только в 1872 г., когда были введены мировые суды. Однако здесь судьи не выбирались, а назначались министерством юстиции. Окружные суды, прокуратура и институт присяжных заседателей были введены только в 1882 г. Военная (нач 1862 г.)– Россия была разделена на 15 военных округов, был разработан новый устав строевой службы. Создавались военные гимназии – кадетские корпусы, училища и академии. В армии отменялась сословно-феодальная структура. На военную службу подлежали все мужчины, достигшие 20 лет. Это позволило сократить армию в мирное время и резко увеличить её в период военных действий за счет запасников. образования (1860-е гг.)– университеты получили автономию, а руководство ими поручалось совету профессоров. На платной основе открывались гимназии двух типов: классические и реальные. Широкое распространение в Беларуси получили церковно-приходские школы.


Сейчас читают про: