Культурная политика послевоенной поры

Послевоенное ужесточение сталинского режима

Победа советского народа в Великой Отечественной войне привела к триумфу сталинского тоталитарного режима как на международной аре­не, так и внутри страны. Мнимая раскрепощенность в сознании людей, критические настроения в молодежной среде были быстро и жестко подавлены. Идеологи сталинизма насаждали и укрепляли в массовом со­знании советских людей представление об СССР как осажденной врага ми крепости, где не может быть инакомыслия, личного комфорта и лич­ной свободы — все должно быть подчинено интересам государства.

К 1950 г. в Советском Союзе насчитывалось около 5,5 млн. заключенных, ссыльно- и спецпоселенцев. В послевоенные годы усилился процесс сращивания партийного и государственного аппарата, возрастала личная власть Сталина. Важнейшие государственные решения принимались им единолично или в узком кругу своих приближенных (Л. П. Берия, А. А. Жданов, Г. М. Маленков, Н. С. Хрущев). Угроза физической рас­правы нависла над ближайшим сталинским окружением: В. М. Молото­вым, А. И. Микояном, К. Е. Ворошиловым. О своих решениях Сталин часто не информировал ни Политбюро, ни Компартию, ни правительст­во. Не соблюдались уставные сроки созывов партийных съездов и плену­мов ЦК. Продолжались массовые репрессии, гонения, запреты и пр.

С конца 1946 г. началась кампания борьбы против «тлетворного влия­ния Запада». Это проявилось в Указе Верховного совета СССР «О запре­щении браков между гражданами СССР и иностранцами», в приписыва­нии советского приоритета во всех областях науки и техники, борьбе с «безродными космополитами». Последняя приобрела ярко выраженную антисемитскую окраску. В 1948—1952 гг. проходил процесс Еврейского ан­тифашистского комитета (ЕАК), созданного в годы войны для мобилиза­ции сил международной еврейской диаспоры на борьбу с фашизмом. Ак­тер С. Михоэлс, один из руководителей ЕАК, был убит агентами госбезо­пасности, большинство членов этой организации обвинили в антисоветской пропаганде, шпионаже и расстреляли. В 1952—1953 гг. было создано «дело врачей» — крупнейших медиков, обслуживающих кремлевских ру­ководителей. Врачей обвинили в «преступных методах лечения» с целью умерщвления видных деятелей партии и государства». «Дело» было пре­кращено сразу после смерти Сталина.

Продолжалась политика репрессий против целых народов, обвинен­ных в государственной измене, за это они были выселены из родных мест.

В конце 40-х гг. террор вновь обрушился на часть высшего руководства страны. Группировка Г. М. Маленкова, оттесненная от власти А. А. Жда­новым, опиравшимся на ленинградских партийных функционеров, после смерти последнего, организовала «ленинградское дело» (1949—1952). В ходе следствия были расстреляны председатель Госплана Н. А. Вознесенский, се­кретарь ЦК ВКП(б) генерал-лейтенант А. А. Кузнецов, Председатель Совета Министров РСФСР М. И. Родионов и др., а 200 работников аппарата были репрессированы.

В конце жизни советский диктатор, очевидно, готовился к масштабным перетряскам высшего эшелона власти. Об этом свидетельствуют реше­ния XIX съезда партии, на котором были подвергнуты сокрушительной критике представители сталинской гвардии, а в новый орган — Президи­ум ЦК КПСС (так стала называться бывшая ВКП(б) по решению XIX съез­да) было введено много молодых партийных работников, выдвинувших­ся в конце 30-х гг.

Смерть Сталина 5 марта 1953 г. явилась концом целой эпохи в отечест­венной истории.

После войны продолжала развиваться культура, укреплялась ее мате­риальная база. Росло число библиотек, клубов, учреждений образования, научных институтов. В 1946 г. было полностью восстановлено местное ра­диовещание, появились новые радиостанции. Московский и Ленинград­ский телецентры возобновили свою работу, был создан новый телецентр в Киеве. Советские ученые достигли успехов в развитии атомной науки и технике, было открыто деление атомного ядра (И. В. Курчатов), велись исследования по люминесценции и ее практическом применении (С. И. Вавилов), создавалась школа исследователей полупроводников (А. Ф. Иоффе), велись работы в области ракетостроения и космонавтики (С. П. Королев), геологии.

В то же время культурная жизнь страны была идеологизирована, ве­лась борьба с явными или мнимыми отклонениями от сталинской гене­ральной линии по воспитанию «нового человека» — безропотного винтика государственной машины. В 1946-1948 гг. была проведена идеологи­ческая чистка против любых отступлений от партийных установок во всех областях творчества. Возглавил ее секретарь ЦК ВКП(6) А. А. Жданов, а после его смерти в 1948 г. продолжил М. А.Суслов. Особое внимание было уделено литературе, так как именно она оказывает наибольшее влияние на формирование личности. Писателей в СССР называли «инженерами человеческих душ». В 1947 г. первый вариант романа «Молодая гвардия» А. А. Фадеева был подвергнут критике за слабое изображение руководя­щей роли партии в борьбе подпольщиков с гитлеровцами. Писатель вы­нужден был переделать свое произведение. Критике было подвергнуто творчество М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой, композиторов Д. Д. Шоста­ковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, кинорежиссе­ров С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Г. М. Козинцева и др.

ЦК ВКП(б) принял постановления «О журналах "Звезда" и "Ленин­град"», «О репертуарах драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме "Большая жизнь"», «Об опере В. Мурадели "Великая дружба"». Эти произведения осуждались за пессимизм и аполитичность, за изображение советского человека в искаженном виде, за неверное ото­бражение прошлого, за отступление от норм социалистического реализ­ма. От деятелей культуры требовалось активное участие в коммунистиче­ском воспитании трудящихся на боевых, революционных, трудовых тра­дициях. Особое внимание уделялось произведениям, прославляющим ге­роизм советских людей, их высокий моральный облик, духовное богатст­во. Утверждался незыблемый принцип партийности искусства, критика буржуазной идеологии, буржуазной действительности и культуры.

В литературе и искусстве было принято прославление партийных вож­дей, безграничное возвеличивание роли Сталина, стремление к торжест­венности, парадности, созданию гигантских полотен. Нередко такие про­изведения были примитивны по содержанию, отличались декларативной прямолинейностью образов.

Коммунистическое мракобесие не обошло стороной и науку. Буржуаз­ной лженаукой были объявлены кибернетика и генетика, «исправлени­ям» — история, философия, языкознание и другие общественные науки. Каноном здесь стали работы Сталина «Экономические проблемы социа­лизма в СССР», «К вопросам языкознания», отдельные его высказыва­ния. Лишь ученые-физики, работавшие над усилением военной мощи го­сударства, были оставлены в покое. Значительное развитие получила «тю­ремная наука» — закрытые НИИ и КБ («шарашки» — на лагерном жарго­не), где трудились заключенные советские интеллектуалы.

Однако деятелям советской культуры удавалось в этих условиях созда­вать выдающиеся для своего времени произведения (повести К. П. Паус­товского, романы И. Г. Эренбурга «Буря», Л. М. Леонова «Русский лес»; картины Ю. М. Непринцева, А. И. Лактионова, А. А. Пластова, П. Д. Ко­рина; кинофильмы «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке»; музыка В. Я. Шебалина, Д. Д. Шостаковича, И. О. Дунаевского и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: