Роль церкви в общественно-экономической жизни

Как уже отмечалось, католической церкви принадлежало исключительное место в общественно-экономической и духовной жизни средневековья, которая, прежде всего, была жизнью религиозной. Церковь владела колоссальным светским богатством и занимала особое положение в сфере образования и науки. Именно духовенство сохраняло остатки античной образованности, в монастырях сосредоточивались литературные богатства прошлых поколений, при них существовали начальные школы, церковь контролировала и существующие в то время университеты. С духовенства вышли все выдающиеся философы средневековья, среди которых особое место занимает Фома Аквинский (1225-1274), труды которого является достопримечательностью экономической мысли.

Фома Аквинский был учеником Альберта Великого, известного философа средневековья, работал в университетах Кельна, Парижа, Неаполя и Болоньи. Среди его многочисленных трудов следует упомянуть, прежде всего, труд под названием «Сумма теологии», в котором он исследует вопросы богословия, права и экономики, пытаясь совместить евангельские убеждения и хозяйственные отношения с современными ему условиями хозяйственной жизни. Его экономические взгляды были сформированы под влиянием трудов Аристотеля. Так, обосновывая естественность и правомерность существования крепостничества, сословного строя, он использует как ссылки на Аристотеля, так и на тексты Священного писания.

Исходя из требований «божественного порядка» и христианской морали, он предлагает подчинить им всю жизнь общества, в том числе и экономические отношения. Именно с этих позиций он рассматривает важнейшие проблемы современной ему экономической жизни: цены, купля-продажа, процент и индивидуальная собственность.

Рассматривая цену Фома Аквинский прежде всего пытается объяснить, какая цена является справедливой. Он утверждал, что справедливая цена должна отвечать двум требованиям: обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством труда и расходов, а также обеспечивать участникам обмена уровень жизни согласно их социальному статусу. То есть справедливая цена должна обеспечить различный уровень благосостояния ремесленнику, церковнослужителю и дворянину. Следует также учитывать и расходы на хранение товара, доставку его и определенное страхование на случай возможных потерь. Вместе с тем, Аквинский призывает в процессе обмена руководствоваться прежде всего требованиями высшей справедливости согласно божественному закону, по которому, если одна из сторон потеряла в процессе обмена, то другая, которая получила большую выгоду, наградила бы пострадавшую, ведь именно этого требует справедливость.

Следуя учениям Аристотеля, Фома Аквинский различает, с одной стороны, обмен товара на товар или денег на товар для удовлетворения необходимых потребностей, а с другой - обмен денег на деньги или товары для получения выгоды. Но в отличие от Аристотеля, который первый вид обмена одобрял, а второй осуждал, ведь он «питает жажду к выгоде», Аквинский считал, что попытка получить прибыль, в чем и состоит цель любой торговли, ничем не противоречит нравственности, ведь прибыль можно использовать на добрые дела: содержание семьи, помощь нищим, пожертвования. Осуждает он только торговлю спекулятивную, которая дает выгоду без каких-либо дополнительных затрат.

При этом Фома Аквинский негативно относится к взыску процентов за одолженные деньги. Он разделяет все предметы, одалживаться, на те, которые уничтожаются в процессе потребления (хлеб, вино и так далее), и такие, использование которых не приводит к их уничтожению (например, дом, строение, орудие труда и так далее). Для первых взыскания процентов - то же, что получение двойной оплаты, а вот за пользование вторыми вполне справедливо заплатить при их возврате. Деньги, по мнению философа, принадлежали к первой категории, а потому платить процент за них не является справедливым. Правда, это касается только денег, которые заимствовались на потребительские блага, а вот если деньги заимствовались на продуктивное использование, то платить процент за ссуду вполне справедливо.

Что касается собственности, то Фома Аквинский видит преимущества индивидуальной собственности в том, что именно она устанавливает в обществе «порядок и мир». Коллективная либо общественная собственность, вызывая постоянные споры и недоразумения, приводит к небрежному отношению к имуществу. Он также четко видит необходимость развития торговли, утверждая, что при учреждении государства следует учитывать удобства, которыми наделена территория для торговли и экономического развития страны. Но, следуя Аристотелю, он отдает предпочтение земледелию, считая ее отраслью хозяйства, одобренную божественным законом. Труды Фомы Аквинского определили направление экономической мысли средневековья, представители которой получили название канонистов, то есть тех, кто придерживается церковных канонов. В этом направлении работали Генрих де Ганг (1220-1295), Жиль де Ром (? -1316), Николя Хорезм (? - 1383) и другие. Задолго до того, как экономические вопросы стали рассматриваться в трудах светских авторов, в их произведениях экономическая жизнь начала сближаться с требованиями римского права, защищая индивидуальную собственность, как институт, гораздо больше стимулирующий хозяйственную деятельность индивидов, чем собственность общественная, уничтожая споры и несогласия, которые возникали из-за существования последней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: