Мифология

Миф в греческом языке означает: слово, имя, наименование, в ко­тором получают обозначение и осмысление явления природы и об­щества. Свойственная человеческому разуму потребность выхода за пределы опыта реализуется первоначально в форме мифа. Его цель — объяснение тех природных явлений и человеческого бытия, которые че­ловек не может понять, опираясь только на обыденное познание. Миф повествует о событиях в высшей степени универсальных: о смерти и бессмертии человека, возникновении мира, о героических деяниях, достижениях культуры (например, миф о похищении огня) и т. п. Ведь человека издревле волновали такие явления, как рождение и смерть, происхождение мира, в котором он живет, что такое огонь и как че­ловек им овладел, откуда появилось это озеро, что такое гроза и т. д. Миф представляет собой тот способ понимания и объяснения явле­ний природы и жизни человека, который обусловлен особенностями мышления первобытного человека. А это мышление антропоморфное, человек объясняет мир из самого себя, видит мир таким же одухотво­ренным и разумным, как и он сам. «Все сущее живет, — повторяет шаман в своих заклинаниях. — Лампа ходит, шкуры разговаривают в мешке, дерево дрожит и стонет под ударами топора». Миф — это древнейшая форма освоения мира, обобщающая в одном слове мно­жественные конкретности жизни. Отождествляя свои человеческие

особенности с миром природы, человек создает метафоры, перенося характерные свойства, признаки одного предмета на другой. Мифо­логические образы приобретают значение символов, воплощающих некоторую идею, что делает мифологические обобщения широкими и многозначными. Сохраняясь в течение тысячелетий в культуре по­следующих поколений, миф обогащается новыми интерпретациями, его образы имеют практически бесконечную смысловую перспективу. Принцип множественности, отражение всех элементов бытия во взаи­мосвязи, многозначность, чувственная конкретность и антропоморф­ность (т. е. перенесение на объекты природы человеческих качеств), отождествление образа и объекта — таковы характерные черты мифо­логического сознания. Как способ постижения реальности миф моде­лирует, классифицирует и интерпретирует человека, общество, мир.

Специфика мифа — в неразличении вещи и образа, тела и свойства, «начала» и принципа. Сходство и последовательность событий миф интерпретирует как причинно-следственную связь. В мифах (антич­ных, библейских) содержатся предания о сотворении мира и человека, о деяниях древних богов и героев,-имеющие мировоззренческий ха­рактер. Формы мифа — эпос, легенды, сказки, предания. Отметим одну из важных особенностей мифа, отличающих его от религии: миф, как и сказка, означает ослабление строгой веры в истинность излагаемых фантастических событий. Миф опирается на историческое предание, описывает события как якобы имевшие место в далеком прошлом, это не просто предание, а образ чувств и мыслей, предполагающий сопереживание данного текста как некоей действительности, влияю­щей на ход событий, на человека и мир. Многие мифы повторяются в разных странах и даже континентах, что говорит о том, что миф есть форма миропонимания, мировосприятия и мироощущения, кореня­щаяся в общих особенностях мышления, присущего определенному культурно-историческому уровню народов.

Вся мифология делится на «первичную» (архаические мифы, воз­никшие в глубокой древности) и «вторичную» (мифы, возникшие в рамках развитых религий и тесно связанные с догматическими и док­тринальными положениями). Сюда включаются также мифы, возни­кающие в других сферах человеческой жизнедеятельности. Вторичная мифология в своей религиозной части связана с богословием, в других частях - с иными формами духовной деятельности, но в любом случае она допускает широкое проникновение логико-дискурсивного мыш­ления.

По содержанию миф охватывает самые разные аспекты существо­вания человека. В мифах содержались и практические рекомендации, которым надлежало неукоснительно следовать. Хотя практические рекомендации мифологии и не доказывались, а просто постулирова­лись, они являются результатом обобщения опыта многих поколений людей. Господствующая функция мифа состоит в том, чтобы предста­вить модели для подражания во время совершения обрядов и других

значимых действий, это своеобразная парадигма человеческого пове­дения. Обрядность основана на традиции, и, поскольку миф фактиче­ски неотделим от обрядовой, ритуальной стороны жизни, он является одним из факторов поддержания и сохранения традиции.

Миф есть синтез знания и воображения, чувственно и пластически оформляющий ранее неоформленное. Такое «знание» тайно и пере­дается в процессе инициации. Для человека, живущего в мифе, по­стижение эзотерического знания сопровождается использованием ма­гических действий. Отсюда - двойственность мифа: а) он относится к реальному миру природы и культуры, объясняя происхождение его многообразия; б) он относится к сакральному, поскольку описывает творческую деятельность сверхъестественных существ. Весьма важ­ную мировоззренческую роль играют космогонические мифы и мифы о происхождении всего сущего — животных, растений, правил пове­дения, религиозных установлений и т. д. В космогонических мифах формировалось представление о космосе как едином иерархически устроенном целом, движимом и управляемом Логосом или Разумом. В силу этого космос представлялся как нечто, обладающее высшим со­вершенством. Названные представления конкретизировались в харак­теристике космоса как царства стихий земли, воздуха и огня, в своих превращениях образующих вечный круговорот природы,,

В логике мифа, в мифологическом сознании существует система бинарных отношений, набор которых является универсальным сред­ством описания модели мира. Эти наборы двоичных признаков явля­ются основой для конструирования универсальных знаковых и симво­лических комплексов, которые кодируют поведение людей, ритуалы, системы родства. А это означает, что мифологическое мышление вполне соответствует критериям понятийного аппарата мышления, рациональность которого, тем не менее, отлична от научной рацио­нальности.

Язык мифа — это язык символов. А символ — это единство и нераз­дельность феномена (того, что воспринимается) и ноумена (мысли), явления и смысла. (П. А. Флоренский). Однако образ мифа обретает смысл для человека, если человек живет в мифе, в мифической реаль­ности. В противном случае он воспринимается как сказочный. Позд­нейшие научные и философские представления о мифе как о «сказ­ке», «вымысле», «фантазии» не соответствуют подлинной сущности и функции мифа в жизни первобытных народов, ибо первобытный человек воспринимал его как реальное событие. Но человек живет и в объективной реальности, определенным образом соотносясь с ней. Мифическое совмещается с объективно-реальным, замещает его. И благодаря этому человек воспринимает ту реальность, в которой живет, как подлинную и единственно возможную. Поэтому реаль­ность мифа не менее реальна, чем реальность современного человека, которая основана на знаниях науки, философии или обыденного со­знания.

Естественно поставить вопрос, является ли миф способом позна­ния или же он представляет собой просто набор неизменных истин, содержит готовое знание? Ответ может быть такой: миф являет собой и собрание готовых знаний, представлений, верований, и способ по­стижения мира. Почему? Во-первых, потому, что он многозначен, легко вписывается в современную культуру, создавая возможность ис­пользовать его в целях ориентации в меняющемся мире. Во-вторых, миф — точка отсчета, задающая некоторые правила познавательных операций и, следовательно, дальнейшего мифотворчества. Миф — не­устранимый элемент культуры.

А. Ф. Лосев определяет миф как «в словах данную личностную историю». Он есть чудо, но чудом и мифом является весь мир. Тем не менее миф, будучи вымыслом, поучает человека, так как он основан на «истине», воспринимаемой как непреложный закон и священное сло­во, неверие в которое было равно богохульству. Жесткий ценностно­нормативный характер практических рекомендаций, содержащих­ся в мифе, служил формой оправдания действий людей и призывом к действию.

Если спроецировать представление А. Ф. Лосева о мифе как сло­ве и жизненной реальности в современную действительность, где некоторая идея утверждается вопреки всем другим, естественно раз­вивающимся, то мы увидим, как такая практика грозит догматизмом, отсутствием свободного, непредвзятого взгляда на мир. Происходит присущая мифологии фетишизация, обожествление одной идеи. Следствием такой практики является то, что целое общество принуж­дено жить по законам мифотворчества, и никакая наука не убедит, не разуверит человека в созданном им личностном и общественном мифе. Ведь в мифе всегда господствует единственно значимая идея, в нем бытие понимается догматически, что ведет к извращению нормально­го восприятия науки, искусства, мировоззренческих представлений, философии, экономики и политики. Сегодня миф — сознательный полуобман, используемый для манипулирования сознанием и поведе­нием «человека массы». Наш современник погружен в царство мифов, весьма далеких от реальности. Не случайно миф сохраняется и в со­временном обществе, выполняя свойственные ему функции. Мифо­логическое начало — неустранимый элемент культуры и психической жизни современного человека, поэтому ориентация в обществе и в понимании мотивов поведения людей обусловлена необходимостью учитывать возможности и предпосылки влияния этого начала.

Рассматривая значение для науки мифологических и иных ненауч­ных представлений, К. Поппер, с одной стороны, предостерегает от некритического отношения к подобным знаниям, а с другой - утверж­дает, что «...мифы могут получить дальнейшее развитие и сделаться проверяемыми, что исторически все — или почти все — научные тео­рии возникли из мифов и что миф может содержать важные предвос­хищения научных теорий. В качестве примеров можно назвать теорию

эволюции путем проб и ошибок Эмпедокла или миф Парменида о не­изменном, застывшем универсуме, в котором ничего не происходит и который, если добавить еще одно измерение, становится застывшим универсумом Эйнштейна» (Поппер К. Предположения и опроверже­ния. М., 2004. С. 72).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: