Литература
1. 1 Касавин И. Т. Наука и иные типы знания: позиция эпистемолога // Эпистемология & философия науки. М., 2005. Т. IV. № 2.
2. Касавин И. Т., Пружинин Б. И. Философия науки // Новая философская энциклопедия. Т. IV. С. 218.
3. Лекторский В. А. Эпистемология: расширение, переосмысление, пересмотр (Вместо введения) // Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
4. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
5. Порус В. Н. К вопросу о междисциплинарности философии науки // Эпистемология & философия науки. М., 2005. Т. IV. № 2.
6. Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994. Введение.
ГЛАВА 2
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Что такое наука? Почему она считается высшей, наиболее совершенной формой знания? Общеизвестно, что наука содержит в себе огромный массив знания и обладает возможностями его углубления. Но всякое ли знание считается наукой? Возможно ли рассматривать миф, религию, искусство, право и мораль в качестве различных форм знания? И если нет, то можно ли пренебречь тем огромным достоянием, которое сконцентрировано в культуре, опредмечивающей многообразный опыт взаимодействия человека и природы, человека и общества, взаимодействия и общения людей? Ответ на эти вопросы дает история человечества, а также убедительные доводы об эволюции когнитивных способностей и предпосылок познавательного процесса, представленные эволюционной эпистемологией.
|
|
Познание определяется как духовная деятельность, содержанием которой является производство нового знания путем использования достижений прошлых поколений. Но как возникло знание? Как оно стало возможно вообще? Как формируются познавательные способности человека? Влияет ли культура на генетику человека, порождая новый вид Homo sapiens? Ответ на эти вопросы предполагает выявление необходимых предпосылок познавательного процесса. К их числу следует отнести формирование соответствующих способностей к познавательной деятельности, а также наличие некоторого исходного знания как основы производства нового. Поиск ответа на данные вопросы начинался уже в античности. Пифагор, Платон, Аристотель каждый по-своему предполагали, что человек рождается со знаниями, которые он получил в мире идей. Декарт считал, что основные идеи вложил в душу человека Бог, и это позволяет ему получать достоверное знание путем дедукции. В XX веке поиск истоков познания и познавательных способностей человека осуществлялся в контексте эволюционной теории Дарвина и достижений генетики. К. Г. Юнг выдвигает гипотезу архетипов, т. е. генетически наследуемых форм опыта, восходящего к самым ранним ступеням становления человека. К. Поппер в целях обоснования своей концепции критического рационализма выдвигает предположение о наличии в каждом организме «врожденных реакций и ответов, в том числе реакций, приспособленных к наступающим событиям» (Поппер К. Предположения и опровержения. М., 2004. С. 85). Но наиболее значительный вклад в раскрытие механизмов возникновения и развития когнитивных и ментальных способностей познания, сохранения, накопления и трансляции знания внесла эволюционная эпистемология. Исследования эволюционной
|
|
биологии, генетики человека, когнитивной психологии, теории информации и компьютерной науки позволяют достаточно убедительно показать, что люди как живые существа являются продуктом природы, результатом эволюционных процессов, и в силу этого их когнитивные и ментальные способности направляются в конечном счете механизмами органической эволюции. Эволюционная эпистемология исходит из предположения, что биологическая эволюция не заканчивается формированием человека как разумного существа: она обеспечивает постепенное усложнение и развитие не только телесной организации живых существ, но и развитие их информационных систем. В итоге именно эволюционные процессы не только создали основу для возникновения человеческой культуры, но и явились важнейшим условием ее быстрого прогресса. В частности, в 1941 году Клод Лоренц, немецкий зоопсихолог (этолог), опубликовал работу «Кантовская концепция a priori в свете современной биологии», где приводился ряд убедительных аргументов в пользу существования у животных и человека врожденного знания, материальным базисом которой выступает организация центральной нервной системы. Подчеркнем, что буквальный перевод Кантовского a priori означает «из предшествующего». Кант имел в виду важнейшие логические формы, которые человек получает в готовом виде и благодаря которым люди имеют возможность обобщать и осмыслять показания чувственности и рассудка. Идеи К. Лоренца обращены к эволюции живых существ, развитие которых сопровождалось формированием более совершенных информационных систем. При этом высказывается предположение, что опыт, приобретенный живыми организмами, генетически наследуется как на внутривидовом, так и на межвидовом уровне в организмах, сформировавшихся в процессе эволюции и имеющих более сложные специализированные системы получения, хранения и использования наследственно полученной информации. Идеи К. Лоренца получили дальнейшее развитие в философии и науке. В частности, ученые стали рассматривать знание не как телесный, визуально наблюдаемый при- 1млк, а как процесс, обеспечивающий способность познания и произ- шшктво нового знания. Хотя знание может сохраняться в памяти и не ПК I уализироваться в любой момент и его влияние не всегда осознает- • и субъектом, тем не менее без него невозможно поведение, соответ- ci кующее меняющимся условиям. Так возникает возможность связать биологическую эволюцию с эволюцией когнитивных систем живых организмов с их способностью извлекать, обрабатывать и хранить информацию. Представители всех направлений эволюционной эпи- 1Ломологии разделяюг убеждение, что эволюционный подход может Лип. распространен на теоретико-познавательную проблематику, на по нижательные действия людей. Даже исследовательские стратегии Или рост научно-теоретического знания могут успешно изучаться как мжокт универсального процесса информационного развития.
Итак, эволюция всего живого — это процесс совершенствования живых систем и накопления информации, которая способна передаваться по наследству, формируя определенный тип психики, обусловленный накопленной и генетически передаваемой информацией. В глубинных пластах нашей психики заложен опыт, накопленный в самых ранних периодах детства человечества. К. Г. Юнг характеризовал этот опыт как архетипы, т. е. коллективное бессознательное, содержание которого генетически наследуется и дает о себе знать в сновидениях как пустая форма, содержание которой обеспечивается материалом сознательного опыта. По мнению специалистов, архетипы представляют собой универсальные мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием не только мифологии, но и религии, сказок, легенд и т. д. Образы глубинного бессознательного имеют отчетливо выраженный мифологический характер (и по форме, и по содержанию), они имеют уже не личностную, но сверхличностную природу и присущи всем людям. Архетип сам по себе пуст и чисто формален, это всего лишь возможность существования, способность к проявлению того, что дано априори. Можно предположить, что между теми переживаниями, которые откристаллизовались в форме бессознательных архетипов, и вербализованными, осознаваемыми формами знания пролегает огромная историческая дистанция. Исторически первой известной науке формой знания является миф.
|
|