Донаучное знание

Донаучное знание определяется как «палеомышление», или «этно-наука» (народное знание). Оно достаточно сложно и богато по содер­жанию и включает в себя такие, например, достижения, как сложные системы счета, солнечный и лунный календари, попытки их совмеще­ния, а также комплексы медицинских, географических, астрономиче­ских, технических и других знаний, передаваемых устной традицией, ритуалами и практическими действиями. В отличие от обыденного знания донаучное знание является достоянием избранных лиц (жре­цов, философов, врачевателей).

В некоторых культурах это знание пе­редается в качестве семейной традиции. Донаучное знание содержит впечатляющие достижения, хотя данные знания не аргументируются, а просто постулируются, либо имеют искусственное умозрительное или мистическое толкование. В современных условиях делаются по­пытки научного объяснения феноменов донаучного знания (напри­мер, институт иглорефлексотерапии исследует влияние китайской ме­дицинской практики лечения иглоукалыванием).

Результаты обыденного опыта, передаваясь из поколения в поко­ление, составили содержание так называемой этнонауки, т. е. донауч­ного, или народного, знания. Практически у всех народов донаучное знание существовало и использовалось в практике медицины, море­плавания, земледелия, ремесел и т. д. Не только проблемы выживания, но и проблемы взаимодействия людей друг с другом, регулирование отношений между людьми, воспитание детей, сохранение й воспроиз­водство созданного, передача имеющегося опыта последующим поко­лениям - все это проблемы, разрешение которых (эффективное или нет) формировало опыт, без его сохранения было бы невозможно со­хранение человеческого рода.

Как и всякое знание, наука возникает не на пустом месте, а на огромном материале духовной культуры, создававшейся тысячелетия­ми. Считается общепринятым, что наука возникает из потребностей практики. Механизм возникновения элементов научного знания из потребностей практики убедительно и наглядно раскрывается, в част­ности, в фундаментальном труде В. С. Степина (Степин В. С. Теоре­тическое знание М., 2003. С. 54-60). Автор показывает, как познание свойств и отношений в практической деятельности впоследствии по­зволяет формировать некий идеальный объект этих вещей, а также их свойств и отношений, и оперировать с ним, как если бы он был реаль­ным объектом. Так, древнеегипетские таблицы сложения и вычитания целых чисел имели вид палочек, которые фактически символизирова­ли реальные объекты, а их соединение - общее число этих объектов.

Аналогичным образом, пишет автор, создавалась геометрия: восстановление границ земельных участков после разлива Нила предполагало их изображение на чертежах на папирусе. А исчисле­ние площадей породило новый класс задач, при решении которых были выделены основные геометрические фигуры, через комбина­ции которых можно было изображать площади земельных участков сложной конфигурации. В древнеегипетской математике были най­дены способы вычисления площадей основных геометрических фи­гур, и эти знания применялись не только при измерении земельных участков, но и при строительстве. Операции измерения земельных участков осуществлялись при помощи циркуля (веревка, один конец которой привязан к неподвижному столбику) и линейки (туго натя­нутая веревка) (см. подробнее: Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2003. С. 54-59).

Следующий шаг в развитии научного знания — использование уже имеющихся знаний и формирование на их основе нового зна­ния. Преднаука позволила накопить огромный массив научных зна­ний и рецептур деятельности, но не отпочковалась от религиозно­мифологических воззрений, которые доминировали в традиционном обществе. Решение такой задачи было возможно лишь благодаря куль­туре античного полиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: