Философия Карла Маркса

20ый век – век марксизма.

Маркс – типичный интеллектуал Запада. «Сначала еврей, а только потом гражданин вселенной». В идеях Маркса прослеживается попытка над-националистического представления. Идея пролетарской революции – идея спасения. Коммунизм – светское царство божие на земле.

Маркс является выходцем из Гегелевской школы. Относится к числу младо-гегельянцев. Маркс обнаружил противоречие между гегелевской системой и методом. Гегель провозгласил высшей формой историчности духа – прусское государство, просвещенную монархию.

Радикализация исторического процесса по Марксу – поставленный на голову материализм. Задача – поставить его на ноги. Гегелевская философия вполне описывает реальный процесс, только через голову. А задача увидеть то, что Маркс называет естественно-историческим процессом.

В основе естества истории лежит понятие общественного способа производства. Это способ связи производителя с предметами и орудиями труда.

Способ производства находится в состоянии исторического развития, и это развитие обусловлено развитием производительных сил (человека и способа производства). Это развитие приводит к тому, что в ходе него складывается определенное отношение, а характер этих отношений не обусловливает все отношения.

Способ общественного производства – матрица, которая порождает все иные отношения. При капитализме даже семейные отношения становятся товарными, когда женщина как пролетариат господствующий класс обслуживает мужчину, получая за это плату. В этом смысле брачный контракт – договор купли-продажи. В своем предельном цинизме это так и есть.

Маркс становится сторонником системного подхода к обществу. Он выводит комплекс отношений, которые обладают системообразующими свойствами. Роль системной связи при капитализме выражает товар. Суть товарного обмена при капитализме в предельной обезличенности труда. Труд при капитализме начинает носить общественный характер. И это и создает предпосылки для коммунизма. Форма присвоения результатов труда остается частной. Самая важная идея марксизма: Противоречие между трудом и капиталом. Маркс, полагая что в капитализме это противоречие доходит до крайности, и капитализм не может его разрешить. И он делает вывод о гибели капитализма. Маркс придает гегелевской идеи отчуждения социально-экономический смысл. Капитал – стоимость производящее прибавочную стоимость.

Так формируется идея капитала, согласно которой капиталист думает, что капитал приносит капитал. Маркс показывает что это иллюзия. Не капитал приносит капитал, а отчужденный труд. Отчуждение труда и есть самая больная точка. Это отчужденное время, отчужденные силы, отчужденная жизнь. Капитализм есть самое страшное отчуждение от самого себя, имеющего социально-экономические причины. Маркс показал, всякая прибавочная стоимость есть результат отчужденного труда.

Идея коммунизма – не идея тотального равенства. Это идея свободного труда. Бездельнику нет места в этом обществе.

В этом смысле – вся история – это отчуждение в тех или иных формах, таким образом, являясь пред-историей. Пролетарская революция окно в подлинную историю. Реализуется идея разумности истории.

Учение Маркса об идеологии. Идеология по Марксу - это форма мысли до самой мысли. Человек еще не начал мыслить, а некое русло по которому это мышление будет проходить уже задано. Сознание всегда в той или иной мере задето бытием. Оно не является чистым трансцендентальным сознанием о котором говорили Декарт, Кант. Сознание всегда ангажировано бытием. Это выражается прежде всего в том, что сегодня называется социальный интерес. Любое сознание несет в себе тот или иной социальный интерес. Для решения математической задачи не важно сколько у вас денег на счету. А вот для решения социальной задачи это имеет принципиальное значение. Маркс переходит от анализа рациональной деятельности к его практической деятельности. Маркс считал, что всякий разум исторически определен.

Отношение к действительности определяется положением («Вы в автобусе или вне его, акционер Газпрома или его работник»).

Маркс оставил вопрос открытым: Можно ли преодолеть идеологическую связь в наших представлениях. Он считал, что это возможно только в том классе, которое имеет отношением к способу производства.

Вообще свобода от идеологии кроется в признании идеологии (не уходить от, а пройти сквозь нее). «Возлюби свой симптом».

Историческая ошибка Маркса крылась в том, что Маркс сделал ставку на пролетариат как подлинного исторического субъекта. Как показала история, пролетариат не способен создать новый тип общественного производства. Он формируется в другом месте. Буржуазия способна только защищать, пролетариат является ключевым звеном. Нужен т.н. «креативный класс» интеллектуальный труд которого не может быть отчужден.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: