Философские основания науки. Обращаясь к анализу истории науки, Т. Кун отмечает: «Едва ли лю­бое эффективное исследование может быть начато прежде, чем науч­ное сообщество решит, что

Обращаясь к анализу истории науки, Т. Кун отмечает: «Едва ли лю­бое эффективное исследование может быть начато прежде, чем науч­ное сообщество решит, что располагает обоснованными ответами на вопросы, подобные следующим. Каковы фундаментальные сущности, на которых стоит универсум? Как они взаимодействуют друг с другом и с органами чувств? Какие вопросы ученый имеет право ставить в от­ношении таких сущностей и какие методы могут быть использованы для их решения?» (Кун Т. Структура научных революций. М., 2003.

С. 23). Подобный взгляд на роль философских мировоззренческих установок в научном познании разделяют многие ученые и философы. Например, К. Поппер трактовал философию (метафизику) как перво­начальный набросок теории, Кун включал совокупность философских и методологических предписаний в структуру парадигмы, Лакатос утверждал, что жесткое ядро исследовательской программы составля­ет научная метафизика, т. е. совокупность философских утверждений

о структуре реальности.

Существует тесная связь между понятийным аппаратом теории и философскими категориями, универсальность которых позволя­ет категориально оформить результаты познания. Философия дает

определение онтологического статуса понятий, идеальных моделей и теоретических схем. Томас Кун отмечает: «Никакую естественную теорию нельзя интерпретировать, если отсутствует хотя бы в неявном виде переплетение теоретических и методологических предпосылок, принципов, которые допускают отбор, оценку и критику фактов» (Там же. С. 39). Философское осмысление опыта науки придает основани­ям науки концептуально осмысленную форму. А революции в науке сопровождаются изменением философских мировоззренческих уста­новок. В истории науки известны факты, свидетельствующие о влия­нии философии на выработку гипотез, направленных на решение про­блемных ситуаций в кризисные периоды ее существования.

Отмечая изменение роли философских утверждений в контексте научных, К. Поппер рассуждает следующим образом: экзистенциаль­ные (т. е. метафизические, философские) утверждения не фальсифи­цируемы, а то, что не фальсифицируемо, не является научным. Но, отмечает Поппер, «будучи рключено в контекст других утверждений, экзистенциальное утверждение в некоторых случаях может увеличи­вать эмпирическое содержание всего контекста: оно может обогатить теорию и увеличить степень ее фальсифицируемости или проверяемо­сти. В этом случае теоретическая система, включающая данное экзи­стенциальное утверждение, должна рассматриваться скорее как науч­ная, а не метафизическая».

Философские основания науки составляют общие мировоззрен­ческие установки, эвристические и регулятивные принципы, форми­рующиеся в рамках методологии научного познания, а также научную картину мира и стиль мышления, составляющие социокультурную основу мировоззрения. В качестве оснований науки служат также со­циокультурно обусловленные идеалы и нормы исследования. К их числу относятся идеологические установки и общенаучные методологиче­ские принципы. Наука и идеология несовместимы, поскольку наука ставит своей целью исследовать то, что реально существует в приро­де и обществе, идеология цыражает взгляд определенной социальной группы на то, каким это нечто должно быть и какие методы познания предпочтительнее. Иными словами, идеология — сфера ценностей, односторонне принимаемых некоторой группой и выражающих ее ин­тересы. Если в обществознании идеология может в известных случаях играть позитивную роль, то в естественных науках влияние идеологии может получать одиозные формы типа «арийской физики» или лысен- ковской «науки». Недопустимо, испытывая затруднения в философ­ской интерпретации новых открытий в науке, объявлять их лженау­кой: не следует забывать о печальной судьбе генетики, кибернетики, теории относительности Эйнштейна в истории нашей науки. Наука руководствуется имманентно присущими ей идеалами объективности, доказательности, истинности.

Общенаучные методологические принципы тесно взаимодействуют с философскими, и не всегда их можно четко определить, являются ли

они собственно общенаучными методологическими принципами или зто философские методологические принципы. И это не случайно: мно­гие категории науки получили свой философско-мировоззренческий статус, войдя в состав философских категорий (понятия система, структура, элемент, хаос, порядок, энтропия, виртуальная реальность и т. д.). К числу общих методологических принципов, являющихся основанием науки, принадлежат принцип соответствия, принцип до­полнительности, наблюдаемости, инвариантности.

Принцип соответствия предполагает сохранение старой теории н условиях появления новой, более общей теории. Прежняя теория сохраняет свое значение для прежней предметной области, как част­ный случай новых теорий. Принцип дополнительности означает: по­лучение информации об одних физических величинах микрообъекта неизбежно влечет потерю информации о-некоторых других величинах, дополнительных к первым (например, зная координату частицы, мы не знаем ее импульс и наоборот). Этот принцип применяется и в ряде других наук (социологии, культурологии), но не признается универ­сальным. Согласно принципу наблюдаемости теория должна иметь- эмпирическое обоснование. (Этот принцип также не универсален.) Принцип инвариантности означает, что данные научного эксперимен­та повторяются в любое время и при любых условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: