Обращаясь к анализу истории науки, Т. Кун отмечает: «Едва ли любое эффективное исследование может быть начато прежде, чем научное сообщество решит, что располагает обоснованными ответами на вопросы, подобные следующим. Каковы фундаментальные сущности, на которых стоит универсум? Как они взаимодействуют друг с другом и с органами чувств? Какие вопросы ученый имеет право ставить в отношении таких сущностей и какие методы могут быть использованы для их решения?» (Кун Т. Структура научных революций. М., 2003.
С. 23). Подобный взгляд на роль философских мировоззренческих установок в научном познании разделяют многие ученые и философы. Например, К. Поппер трактовал философию (метафизику) как первоначальный набросок теории, Кун включал совокупность философских и методологических предписаний в структуру парадигмы, Лакатос утверждал, что жесткое ядро исследовательской программы составляет научная метафизика, т. е. совокупность философских утверждений
о структуре реальности.
|
|
Существует тесная связь между понятийным аппаратом теории и философскими категориями, универсальность которых позволяет категориально оформить результаты познания. Философия дает
определение онтологического статуса понятий, идеальных моделей и теоретических схем. Томас Кун отмечает: «Никакую естественную теорию нельзя интерпретировать, если отсутствует хотя бы в неявном виде переплетение теоретических и методологических предпосылок, принципов, которые допускают отбор, оценку и критику фактов» (Там же. С. 39). Философское осмысление опыта науки придает основаниям науки концептуально осмысленную форму. А революции в науке сопровождаются изменением философских мировоззренческих установок. В истории науки известны факты, свидетельствующие о влиянии философии на выработку гипотез, направленных на решение проблемных ситуаций в кризисные периоды ее существования.
Отмечая изменение роли философских утверждений в контексте научных, К. Поппер рассуждает следующим образом: экзистенциальные (т. е. метафизические, философские) утверждения не фальсифицируемы, а то, что не фальсифицируемо, не является научным. Но, отмечает Поппер, «будучи рключено в контекст других утверждений, экзистенциальное утверждение в некоторых случаях может увеличивать эмпирическое содержание всего контекста: оно может обогатить теорию и увеличить степень ее фальсифицируемости или проверяемости. В этом случае теоретическая система, включающая данное экзистенциальное утверждение, должна рассматриваться скорее как научная, а не метафизическая».
|
|
Философские основания науки составляют общие мировоззренческие установки, эвристические и регулятивные принципы, формирующиеся в рамках методологии научного познания, а также научную картину мира и стиль мышления, составляющие социокультурную основу мировоззрения. В качестве оснований науки служат также социокультурно обусловленные идеалы и нормы исследования. К их числу относятся идеологические установки и общенаучные методологические принципы. Наука и идеология несовместимы, поскольку наука ставит своей целью исследовать то, что реально существует в природе и обществе, идеология цыражает взгляд определенной социальной группы на то, каким это нечто должно быть и какие методы познания предпочтительнее. Иными словами, идеология — сфера ценностей, односторонне принимаемых некоторой группой и выражающих ее интересы. Если в обществознании идеология может в известных случаях играть позитивную роль, то в естественных науках влияние идеологии может получать одиозные формы типа «арийской физики» или лысен- ковской «науки». Недопустимо, испытывая затруднения в философской интерпретации новых открытий в науке, объявлять их лженаукой: не следует забывать о печальной судьбе генетики, кибернетики, теории относительности Эйнштейна в истории нашей науки. Наука руководствуется имманентно присущими ей идеалами объективности, доказательности, истинности.
Общенаучные методологические принципы тесно взаимодействуют с философскими, и не всегда их можно четко определить, являются ли
они собственно общенаучными методологическими принципами или зто философские методологические принципы. И это не случайно: многие категории науки получили свой философско-мировоззренческий статус, войдя в состав философских категорий (понятия система, структура, элемент, хаос, порядок, энтропия, виртуальная реальность и т. д.). К числу общих методологических принципов, являющихся основанием науки, принадлежат принцип соответствия, принцип дополнительности, наблюдаемости, инвариантности.
Принцип соответствия предполагает сохранение старой теории н условиях появления новой, более общей теории. Прежняя теория сохраняет свое значение для прежней предметной области, как частный случай новых теорий. Принцип дополнительности означает: получение информации об одних физических величинах микрообъекта неизбежно влечет потерю информации о-некоторых других величинах, дополнительных к первым (например, зная координату частицы, мы не знаем ее импульс и наоборот). Этот принцип применяется и в ряде других наук (социологии, культурологии), но не признается универсальным. Согласно принципу наблюдаемости теория должна иметь- эмпирическое обоснование. (Этот принцип также не универсален.) Принцип инвариантности означает, что данные научного эксперимента повторяются в любое время и при любых условиях.