Вера как ценность. «Аргумент к вере»: достоинства и ограничения

Существует особый класс истин, для реального существования кото рых вера является необходимым фактором. К ним принадлежат убеж дения, относящиеся к ценностям человеческого бытия, задачам, зн» чимость которых столь велика, что человек готов пожертвовать для и» решения свою жизнь и жизнь других. В таких случаях вера выступает кдк одно из необходимых условий достижения объекта желания, она сам» себя оправдывает, и в этом смысле может превышать научную докач» тельность. «Сила идей, в частности, моральных и религиозных идей, пс менее велика, чем сила физических средств», - подчеркивает К. Поппер (Там же. С. 616). К числу таких идей можно отнести веру в возможносп человека летать с помощью крыльев, веру в возможность полета в косми ческое пространство, веру в продление человеческой жизни, веру в во i можность осуществления всеобщего счастья, равенства, блага и т. п. вера, становясь предметом стремлений, окрыляет человека, побуждав его отдать жизнь за утверждение, реализацию своей веры. К. Поппер приводит пример такого рода веры: «Сторонники Сталина сегодня пред ставляют печальное зрелище. Но если мы восхищаемся христианскими мучениками, мы не можем подавить восхищение теми, кто сохраним свою веру в Сталина, даже пройдя русские лагеря. Мы знаем, что эта пери не имела оснований, сегодня это известно даже членам партии. Одни ко это была искренняя вера» (Там же. С. 607). Такая вера не нуждаетсч в обосновании в силу очевидной ценности содержащихся в ней идеалом, больше того, она сама по себе является аргументом.

Аргумент к вере — особый тип аргументации, предполагающий onopv не на знание, а на веру. Наиболее часто такого рода аргументация иг пользуется в дискуссиях по религиозным вопросам. Здесь могут быи. прямые ссылки на веру в общеизвестные догматы, а может иметь неявная опора на аргументы к вере. Например, более 1400 лет тому наши Маконский церковный собор официально рассматривал проблему, есть

и у женщины душа. Почти половина присутствующих ответила на этот вопрос отрицательно. Собор христианской церкви большинством только (один голос решает, что у женщины, существа хотя и низшего, все-таки Имеется некоторое подобие души. В этой дискуссии неявно присутствует веpa в ветхозаветное предание о сотворении Евы из Адамова ребра.

Широко распространено применение аргумента к вере в социально- гуманитарном познании. «Основные беды нашего времени... обусловлены... нашим стремлением построить лучший мир. Наши войны по сути дела являются религиозными. Это войны между сторонниками конкурирующих теорий относительно того, как нужно строить лучший мир», — отмечает К. Поппер (Там же. С. 604). Как показывает опыт истории, апелляция к вере является не лучшим аргументом, скорее, она применяется за неимением серьезных аргументов в поддержку этой веры. «Абсурдность коммунистической веры очевидна, - подчеркивает К. Поппер. — Апеллируя к вере в человеческую свободу, коммунизм создал систему угнетения, не имеющую аналогов в истории» (Там же. С. 607). В нашей стране марксизм (марксизм-ленинизм) (практически стал предметом веры. Единственный аргумент, который приводится в защиту марксизма сегодня — не опора на факты, социальную практику, жизненный опыт и т. п., но на утверждения типа: с могу поступиться принципами». Явная или неявная апелляция к вере так или иначе содержится в большинстве программ различных партий, борющихся за власть. Но и многие социальные проекты неявно используют аргумент к вере. Поэтому так важна серьезная экспер­та предлагаемых программ. Вера — неустранимое явление духовной пни человека. Она — неизбежный элемент в познавательном пре­ссе. Задача философии — обосновать нашу веру в реальное бытие мира, в котором мы рождаемся, живем и умираем. И не менее важная задача философии - формировать способность критически оценивать идеи, не имеющие научного обоснования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: