Начатая Юстинианом кодификация римского права была воспринята и использована в процессе становления христианской правовой
доктрины. Научная систематизация и комментирование интенсивно проводились болонской (XII в.) правовой школой. Законодательством римской католической церкви были восприняты все основные принципы римской классической юриспруденции. Школа средневековых схоластов попыталась придать правовой системе законченный и почти математический, строго логический характер.
Христианство своим авторитетом укрепило статус естественного права в античном, а затем и средневековом обществе. Блаженный Августин отмечал, что существует некий нерушимый и вечный закон, восходящий к Богу и определяющий для людей естественный порядок существования. Фома Аквинский утверждал, что Божественный разум формулирует вечный закон мироздания, частью которого является человеческий правопорядок.
Древние христиане хотя и разделяли веру стоиков в братство людей, но были безразличны к идее господства всеобщего закона разума на земле. Однако они признавали, что справедливость является частью высшего закона и божественного порядка. Таким образом, естественное право приравнивалось к божественному закону, который частично открывался посредством откровения, частично — путем рационального познания. Связь естественного права с христианством значительно усилила его влияние по сравнению с периодом господства стоического всемирного закона. Естественное право ставилось выше человеческого; оно провозглашалось Богом и разъяснялось первосвященником.
|
|
Фома Аквинский отверг представление о несовершенстве права как порождении греховной сути человека. Схоластическая философии, идущая от Фомы, подчеркивала рациональный аспект естественного права, доказывая его истинность также рациональными аргументами, доказывая истину не столько умозаключениями исследования, сколько догматами христианской веры.
До Фомы естественное право не было системой норм, опосредую щих все области человеческой деятельности в целом. Фома стал утверж - дать, что природа не есть навечно заданный и неизменный феномен. А значит, могут меняться и нормы естественного права: ему было позволено заполнять пробелы в естественном праве, однако явный при оритет в случае конфликта права естественного и человеческого все же оставался за первым. Должным у Фомы выступает определенный тип нормативности, устанавливающий разумное состояние общего блага.
Средневековые правоведы восприняли многие традиции римского права, этого требовала та широкая рецепция этого права, которая прошла в ряде европейских государств (преимущественно в области граж данского права). Болонская школа глоссаторов (конец XI в.) обстоя тельным образом комментировала «Дигесты», мало внимания уделяй субъективным представлениям отдельных авторитетов по вопросам справедливости в праве.
|
|
В конце XIII — начале XIV веков возникает школа комментатором (постглоссаторов), продолживших дело глоссаторов, но больше вни
мание уделивших приспособлению положений римского права к но- пым социальным и хозяйственным условиям Европы. Постглоссаторы больше внимания уделяли также проблеме естественного права, видя в нем основу для права позитивного. Естественное право мыслилось им более могучим фактором, чем власть монарха, представлявшим собой базу для формирующейся новой Римской (священной) империи п средневековой Европе.
Схоластическое направление в правовой теории связывается с именем Фомы Аквинского, попытавшегося соединить философию и богословие, Аристотеля и католическую доктрину в едином пространстве правового учения. При этом он наметил методологический переход от сверхъестественного, сугубо теологического детерминизма к естественному объяснению правовых закономерностей. В значительной степени его взгляды повторяли юридические конструкции римских юристов. Справедливое и равное распределение и одинаковые формы человеческого поведения формируют «право народов»; отличия, специфика и распределительная справедливость характеризуют «право граждан», т. е. право национального государства.
Папа Григорий I Великий (конец VI в.) был одним из главных инициаторов использования римского права в практической деятельности церкви. Имперское право, базировавшееся на римской традиции, предоставляло церкви юрисдикцию по вопросам веры, по гражданским и отчасти уголовным делам. За пределы этой юрисдикции можно было выходить лишь в некоторых исключительных случаях, когда ущемлялись права и интересы церкви.
Другой известный богослов эпохи «темных веков» (VII-Хвв.), Исидор Севильский, используя наследство римского классического права, и своей «Этимологии» вводит новые правовые понятия и терминологию. О законе он говорил, что это есть «установление народа, которым старшие по роду вместе с плебеями что-либо санкционируют». Пра- 1Ю — это только общее наименование, закон — частный случай права. Естественное право проявляется и в гражданском, и международном праве, оно является общим для всех народов и используется как то, что «выдумано природой, а не каким-либо обыкновением». Публичное же право состоит в праве «священнослужителей, праве жрецов и праве магистратов».
Фома Аквинский завершил систематизацию христианской идеологии на основе философии Аристотеля, развив его представления
В естественном праве. Целью закона не всегда является общее благо. поскольку первоначалом всяких дел становится их конечная цель, т. е. счастье, или блаженство, то закон прежде всего должен ведать порядком, который нацелен на блаженство. Поскольку каждая часть подчинена целому, как несовершенное совершенному, и отдельная личность является частью сообщества, необходимо, чтобы закон заботился
о движении к общему счастью. Совершенным сообществом является государство. Естественный закон есть не что иное, как сопричастность
вечного закона разумной твари, наши действия обретают исходное направление к цели именно в естественном законе. Естественный закон есть действие вечного закона, однако для равноправия человеческих, земных дел необходим еще и относительный человеческий закон. Фома Аквинский утверждал: все, что установлено в человеческих законах, выводится из естественного закона. Законом не является то, что несправедливо. Человек может подчиняться закону двояко: во- первых, закон выступает как правило человеческих (добровольных) деяний; во-вторых, закон имеет силу принуждения, т. е. как насилие он противоположен воле. Только суверенный государь считается свободным от действия закона. Однако уже Иоанн Солсберийский отмечал не только божественное происхождение светской власти, но и ее необходимое соответствие законам природы и разума: государь должен был подчиняться закону справедливости и общего блага (в противном случае он становится тираном и может быть подвергнут смерти).
|
|
Схоластический метод, проявивший себя не только в богословии, но и во всех сферах средневековой культуры (даже в архитектонике средневековых соборов), предполагал наличие строгой систематизации и иерархизации в области правовых предписаний и отношений. «Схола» означала создание соподчиненное™, соразмерности, строгой логической аргументированности, базирующейся на исчерпывающем наборе догматов и канонов, заимствованных у теологии. Правовая си стема восприняла эти принципы.