Аристотель называет естественным правом то, которое везде имо ет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнании Условное (конвенциальное) право—то, которое специальным образом установлено, главным образом для отдельных частных случаев. Если
за кон есть общее положение и частный случай не подходит под него, то на основании представления о справедливости такой пробел можно шполнить. Справедливость, или «правда», оказывается более значима, чем конкретное положение закона. Этим тезисом был открыт путь для становления естественного права как отправного принципа.
Естественно-правовая доктрина права возникает еще в глубокой древности (Геспод, VII в. до н. э.) Затем значительный вклад в развитие этой теории внесли софисты, которые секуляризовали само Понятие естественного права. Законы природы были противопоставлены как божественным, так и человеческим (конвенциальным и искусственным) законам.' Естественному закону присуща неизменная истинность, не зависящая от воли людей и внешних обстоятельств. Из естественного права вырастала и другая близкая ему идея — идея равенства.
|
|
Демосфен подчеркивал особую значимость универсальной нормы, святость и нерушимость которой основана на древности и традиции. Цицерон же, другой известнейший, уже римский ритор и оратор, полагал, что законы «своего племени придумала не справедливость, м мыгода. Если бы сама природа установила для людей права, все люди пользовались бы одними и теми же законами, но в действительности иаконы многообразны. Такое право не заключает в себе ничего есте- стенного, но нужно следовать той справедливости, что существует И действительности, а не той, которая таковой считается. Истинный in кон — это разумное положение, соответствующее природе, распро- С граняющееся на всех людей, постоянное, вечное. Принцип права коренится в природе человека и право не может вытекать из искусствен- о созданного закона.
Стоики придали идее естественного права поистине глобальный фактер. В едином мире и упорядоченном миропорядке, где едины ог и естество, закон представляет собой общий разум всех разумных уществ (Марк Аврелий).
Стоики выделили в естественно-правовой доктрине еще один важнейший момент — критическое отношение к власти и государству. Для с нона естественный закон почти не отличается от божественного Никона, при этом последний как бы переносился с небес и внедрялся в природу человека, его сознание, его совесть. Человеческое существо Получило возможность само определять, что соответствует божественной природе этого закона.
Сенека рассматривал вселенную как естественное государство со опоим естественным правом, этим законом и мироздания, и императором равенства. Цицерон, воспринявший некоторые взгляды стоиков, Считал естественное право высшим и истинным законом, устанавливаемым самой природой. Оно могло рассматриваться только как критерий справедливости для позитивного права, но не могло быть его непосредственным источником. Цицерон определял закон как разумное Правило, соответствующее природе, постоянное и вечное, призываю-
|
|
щее к исполнению долга. Такой закон нельзя ни установить, ни отменить: «Бог — создатель, судья — автор закона». Кроме.того, критерием и контролером права у Цицерона выступает справедливость.
Римская юридическая традиция в начале своего развития базировалась на устной форме права и обычаях как его основных источниках. Учение о праве приобретает здесь систематический характер только в императорскую эпоху (IV—VI вв.), когда основными источниками права становятся императорские конституции (в форме эдиктов, декретов, рескриптов, мандатов и т.п.) и сочинения юристов (Павла, Ульпиана, Гая и др.). В VI в. при Юстиниане главным кодифицированным источником становится Corpus Juris Civilis, продолжавший свое действие и позже, в эпоху Средневековья в Европе.
С точки зрения римских юристов право ассоциировалось с правосудием и справедливостью. Законы устанавливались «мудрецами» и вы ражали общее согласие, и в силу этой их разумной природы им следовало беспрекословно повиноваться. Закон предусматривает часто повторяющиеся ситуации, которые он призван разрешать, однако недопустимым является распространительное толкование чрезвычайных норм (Павел). Недопустимо также сугубо формальное толкование права, уводящее от истинного смысла закона (Юлиан). При толковании закона следует прежде всего ориентироваться на поставленную им цель и волю (Цельс). Устойчивый, а следовательно, справедливый характер законодательного предписания демонстрирует обычай, эта традиционная народная форма законодательствования (Ульпиан). Из юриди ческой казуистики римских юристов постепенно выкристовывалиа. определенные этические принципы, которые легли в основание рождающегося естественного права. Рок, судьба, а у стоиков даже действия божества стали оцениваться с этических, нравственных позиций. Эти философско-правовые начала приходили в столкновение с традицион ным по сути позитивистским подходом римских юристов.
Из римских юристов настоящим и первым историком права назы вают Гая, подчеркнувшего особенную значимость преемственности в развитии правовых институтов и системы в целом. Он сформулировал в своих «Институциях» ставшую классической схему расположения материала (лица, вещи, иски), позже положенную в основу «Институ ций» Юстиниана. Гай утверждал, что законы, которыми управляются народы, отчасти являются общими всем людям. Эти законы установил «естественный разум», и они входят во всеобщее право или «право народов». Павел попытался преодолеть установившийся на практике дуализм цивильного и преторского права, настаивая на консолидации всей системы римского права, находя для него основу в естественноправовом явлении «добрых намерений».
Ульпиан в своих правовых обобщениях наиболее последовательно сформулировал этические положения стоиков, введя в основание римской правовой системы идею естественного права. «Естественное право — это то, которому природа научила всех животных... Всеобщее
право — это то, которым пользуется род людской. Справедливость — это постоянная и длительная воля воздавать каждому его право. Юриспруденция — это познание дел божеских и человеческих, знание праведного и неправедного».
|
|
В постклассический период (IV—VI вв.) основной темой правовых учений становится проблема интерпретации роли правителя в качестве законодателя. Императорские акты становятся важнейшими источниками права. Эллинистическая идея автократии в сочетании с римским правом и христианской теологией стали основой для новой теории, согласно которой император выступал как воплощенный закон. Он может исправлять и дополнять существующее законодательство в соответствии со своими представлениями о справедливости. Древние установления и правовые традиции в известной мере могли ограничивать полновластие монарха, предполагая возможность появления некой фигуры идеального императора.
Императорское законодательство уже в IV в. подвергается системной кодификации, а древние юридические установления интерпретируются в русле этого процесса. Кодекс Феодосия стал таким собранием императорских постановлений (начало V в.), действующих наряду с текстами классических юристов. Конституции Юстиниана (начало VI в.) стали всеобъемлющей кодификацией (Corpus Juris Civilis), основанной на классической традиции, а его «Дигесты» стали антологией суждений римских классических юристов о праве. В Кодекс Юстиниана были включены также другие правовые источники, кроме императорских конституций (эдиктов, статутов и т. д.), а именно: мандаты принцыпсов, постановления Сената, рескрипты и фрагменты сочинений «знатоков права». В систему позднеримского и византийского права активно проникали элементы канонического и обычного права. Основанная на нормах свода Юстиниана, Эклога пошла значительно дальше по пути унификации права, внеся целый ряд новелл в уголовное, процессуальное и брачное семейное право.
В XI в. начинается рецепция римского права европейскими обществами. Дигесты и Кодекс Юстиниана стали методологической и научной базой для этого процесса. Глоссаторы (Ирнерий и др.), постглоссаторы (Луллий и др.) и гуманисты (Альциат и др.) олицетворяли собой три этапа процесса рецепции (XIII—XVI вв.). Фрагментарные положения римских юристов выстраивались в логически стройные теоретические концепции, при этом осуществлялась существенная интерпретация, в ходе которой из римской традиции вычленялись наиболее общие принципы. Систематическое изложение юридических институтов и более тщательное изучение источников привели к появлению новой науки — теоретического правоведения.
|
|