double arrow

Золотой век датской живописи


Корректор Е. А. Каплан

Л. Ф. Волкова

Технический редактор

С. Р. Ойхмана

Оформление и художественное редактирование

В живописи

Золотое сечение

Ковалев Федор Власович

Глава пятая Объяснимое и чувственное в живописи

Глава четвертая Научное и интуитивное в творчестве художника

Глава третья Работа над картиной

Глава вторая Практическая композиция

Глава первая Золотое сечение и вопросы теории композиции

Оглавление


Предисловие 3

Введение 4

О золотом сечении 8

Золотое сечение — гармоническая пропорция 8

Золотое сечение и симметрия 19

История золотого сечения 26

Естественнонаучные основы теории композиции 30

Принципы формообразования в природе 30

Закономерности зрительного восприятия 33

Объективирование световых впечатлении 36

Научная теория композиции 39

Определение композиции 39

Поиски законов композиции 41

Что такое научная теория композиции 42

Творчество человека 43

Законы, правила, приемы и средства композиции 46

Композиция при работе с натуры 56
Точка зрения 56
Расстояние до предмета. Величина образа на сетчатке.
Передача расстояния до предмета 58
Картина воображаемая и картина реальная 59
Способы определения углов зрения при работе с на-
туры 63
Приемы механического получения изображения 66

Приемы композиционных построений 67

Анализ картины 67

Композиция натюрморта и интерьера 69

Композиция пейзажа 70

О портрете. Натурные постановки 73

Место художника перед картиной 75

Цельность изображения 79

Золотое сечение в линейном построении картины 80
Идея, формат, ритм и золотое сечение 80
Эскиз картины. Расчеты расстояния и решение «обрат-
ной задачи» 85
Геометрический центр картины и линия золотого се-
чения. Гармонизация формы 91


Главный луч зрения в картине 91
Композиционный алгоритм линейного построения кар-
тины 94

Золотое сечение и композиция евстлотных тонов 94

Свет и глаз 94

Общий светлотный тон 98
Закон трехкомпонентности и принцип сближенных

отношений 98

Композиция светлотных тонов 102

Золотое сечение и композиция цвета 106
Общий цветовой тон картины 109
Ограничение палитры 111
Цветовые системы и модели 112
Симметрия цвета. Контраст и нюанс 113
Гармония цвета 114
Построение и разработка колорита. Полный компози-
ционный алгоритм картины 115

Размер картины 118
Художественный строй картины 118
Прекрасное и таинственное 118
Предмет — зрительный образ — художественный образ 119
Художники и ученые. Терминология научная и обиход-
мая 121
Предмет и цвет 123
Два полюса живописи 123
Рисовать формой, писать колоритом 127

О колорите 128
Язык живописи —особый язык искусства 128
Цвет — единичное, колорит—множественное. Психоло-
гическая оценка колорита 129
От чего зависит колорит 130
Добрая традиция 132
Теории живописи — научную основу 132

Слово об авторе 134

Памятка живописца 136

В мире мудрых мыслей 137

Список использованной и рекомендуемой литературы 142


Учебное пособие

ИБ № 12942

Сдано в набор 18.08.88. Подписано в печать 05.04.89. БФ 02533. Фор-
мат 70Х90/|2. Бум. мелованная. Гарнитура литературная. Печать вы-
сокая. Усл. печ. л. 14.04. Усл. кр.-отт. 18.33. Уч.-нзд. л. 15.16. Тираж
17 000 экз. Изд. № 7696. Заказ № 8-3123. Цена 1 р. 30 к.

Головное издательство издательского объединения «Выща школа»,
252054. Кнев-54. ул. Гоголевская. 7

Головное предприятие республиканского производственного объедине-
нии «Полнграфкнпга», 252057, Киев. ул. Довженко, 3.

В первой трети XIX столетия в Дании возникло искусство, получившее впоследствии название «золотого века». В нем воплотилось стремление датчан к миру, покою и согласию, после череды смут связанных с войнами времен французской революции. Культурную традицию этого времени определяли не героизм и пафос, а стремление передать красоту окружающей действительности. В этом, датское искусство «золотого века» можно сравнить с голландской живописью XVII века. Своеобразие же датской культуры состояло в попытке соединения собственных художественных традиций с общеевропейскими. С конца XVIII сто­летия в стране было сильно влияние немецкой культуры, а немецкий язык был официальным языком страны.


Сейчас читают про: