Наиболее значительной фигурой в датской живописи XIX столетия, родоначальником искусства «золотого века» считается Кристофер Вильгельм Эккерсберг (1783—1853).
Он получил образование в Копенгагенской академии художеств, а затем долгие годы провел за границей — во Франции и Италии. В 1810 году в Париже он посещал мастерскую Жака Луи Давида, в 1813—1816 годах жил и работал в Италии. Рим в то время был одним из центров художественной жизни Европы.
В это же время в Риме работал выдающийся соотечественник Эккерсберга — скульптор Бертель Торвальдсен. Дружба с ним, начавшаяся именно в Италии, сохранилась на многие годы. Вернувшись в Данию, художник получил большой королевский заказ на роспись дворца Кристиансборг, пострадавшего от пожара в Копенгагене в 1794 году. Параллельно с творческой деятельностью Эккерсберг преподавал в академии. Его назначение на пост профессора сыграло важную роль в развитии национальной художественной школы. Почти все датские живописцы либо являлись его непосредственными учениками, либо испытали влияние его искусства.
Сам Эккерсберг мог подолгу работать в порту, на берегу моря, потому его часто называли «портретистом кораблей». Его привлекала их конструкция и изящество силуэта. В жанре марины художник стремился передать состояние воды, атмосферы, ощущение бесконечности морской дали. В творческом наследии Эккерсберга сохранились пейзажи, портреты и жанровые сцены. Искусство Эккерсберга стало важной частью общеевропейской культуры.
Портрет Биргитты Хохленберг. К.А.Иенсен. Масло.1826 г.
Как и большинство его соотечественников, стремившихся продолжить художественное образование в Италии, Иенсен провел в Риме три года. До этого, художник успел почти год проучиться в Академии художеств Дрездена. В 1822—1823 годах он жил и работал в Голландии. Одно из известнейших произведений Иенсена — «Портрет Биргитты Хохленберг» относится к периоду 1825—1830 годов. Облик молодой девушки отличают: живость, непосредственность и сознание собственной привлекательности. Изысканность сочетания и ясность колорита ставят его в ряд лучших женских образов первой трети XIX века. В 40-е годы Иенсен трижды посетил Петербург, где также выполнял заказы. В Государственном Эрмитаже хранится один из портретов его работы.
Особое место в датской живописи заменяли пейзажи.
Пейзажи Кристена Кёбке (1810-1848) открыли новую эру в датской живописи. Этот художник, умерший молодым (в 38 лет) происходил из семьи состоятельных буржуа, поэтому ему было легче, нежели другим юношам, посвятить себя искусству. Уже с двенадцати лет Кёбке стал учиться в копенгагенской Академии художеств, сначала у К.А. Лоренцена, а затем – у К.В. Эккерсберга. Свое пансионерское путешествие Кёбке, как это было принято в ту эпоху, совершил по Италии, и потом еще долго итальянские темы были сюжетом его студийных картин. Жил художник в Дании, в Копенгагене возле Цитадели Фредериксхавн, а также в местности, известной как Блайдаммен – «земля белильщиков») близ озера Сортедам (за пределами тогдашней территории столицы).
Кёбке писал как большие студийные картины (наиболее известна из них картина «Замок Фредериксборг в вечернем свете», 1835), так и камерные портреты и пейзажи небольшого формата.
Несмотря на то, что Кёбке являлся учеником Эккерсберга, он не разделял его взгляды на изобразительное искусство, которое, по мнению Эккерсберга, должно было обязательно сочетать следование натуре и идеализацию. Картины Кёбке обнаруживают более тесную связь с реальным ландшафтом, с исторической действительностью, в них больше свободы и поэзии, при том что законы композиции и перспективы соблюдены весьма точно.
Собор в Калунборге. И.Т.Лундбю. Масло.1837 г.
Йохан Томас Лундбю (1818—1848). Лундбю – более живописец чем рисовальщик. Он может допустить ошибки в деталях, нарушить перспективу, но созданный им образ отличается цельностью. Собор возвышается на пологом холме как неприступная крепость. Его башни словно вырастают из склона, а вся монолитная масса выглядят естественным завершением последнего. В понимании природы, Лундбю более романтичен чем другие художники. Романтическое направление, захватившее в первой половине столетия европейскую культуру, не было чуждо датским художникам. Наиболее заметно это отразилось в творчестве пейзажистов. «Цель моей жизни как художника, писал Лундбю, состоит в том, чтобы изобразить любимую Данию в, столь свойственных ей, простоте и скромности. Сколько красоты в наших полях, лесах, вересковых пустошах!»
Теодор Эсберн Филипсен (род. 10 июня 1840 г. — ум. 1920 г.) — датский художник.
В 1860-е годы Теодор поступает в Датскую королевскую академию художеств, затем учится модельной школе.
Художник внимательно изучал произведения датских и нидерландских анималистов, в том числе из собрания Й. Т. Лундбю и голландских пейзажистов XVII века. Важнейшими темами его творчества были изображение природы и животных в естественных условиях. Наиболее плодотворными для художника были 1880-е годы. В его картинах этого периода чувствуется тесная духовная связь с французскими импрессионистами. Творчество Филипсена этого периода оказало большое влияние на развитие датской живописи нескольких последующих поколений художников.
Увлечение Т.Филипсена живописью импрессионистов укрепилось ещё больше благодаря его крепкой дружбе с Полем Гогеном, проведшим зиму 1884—1885 годов в Копенгагене и учившим там Филипсена искусству рисунка путём нанесения малой кистью жёстких, коротких мазков.
Микаэль Анкер (9 июня 1849 — 1927 гг.) — знаменитый датский художник, представитель датского импрессионизма, один из основателей колонии художников в Скагене.
Анкер известен картинами местных рыбаков и портретами. Одним из основных мотивов его творчества была борьба человека со стихией. Множество работ Анкера посвящены драматическим и опасным эпизодам из жизни ютландских рыбаков. Его работы представляют собой реалистические описания действительности и в то же время монументальные картины, основанные на тематике героизма. В больших по формату и многофигурных картинах он комбинирует классические композиционные принципы исторических картин с реализмом. Известнейшие картины, посвящённые рыбацкой тематике: «Обойдёт ли он мыс?» (1880), «Спасательную шлюпку проносят через дюны» (1883), «Четыре рыбака у лодки на берегу в Скагене» (1890), «Летний день в море» (1894), «Рыбаки на берегу в Скагене. Раздел улова» (1875).
Педер Северин Крёйер (1851 — 1909) — датский живописец-реалист.
В 1877—1881 годах Крёйер путешествовал по Европе, жил в Париже, где познакомился с импрессионистами (Моне,Сислеем, Дега, Ренуаром, Мане) и попал под их влияние.
Крёйер в своих работах стремился к передаче движения световоздушной среды и её воздействия на форму предметов. Одной из известнейших картин Крёйера является «Летний вечер на южном пляже Скагена с Анной Анкер и Марией Крёйер», написанная в 1893 году. Он написал множество сцен на побережье, изображающих как отдыхающих, так и местных рыбаков. Другая известная картина — «Костёр Святого Иоанна на пляже Скагена» (1903). Это масштабное полотно изображает множество знаменитых людей искусства и политиков, собравшихся вокруг гигантского костра в ночь на Ивана Купалу. Обе эти работы находятся в постоянной коллекции музея Скагена.
Вильгельм Хаммершёй (15 мая 1864 – 13 февраля 1916 гг.) — датский художник, представитель символистского направления в живописи.
Занимался рисованием с 8 лет, в 1876—1885 годах учился в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене. На Всемирной выставке 1889 года в Париже в датском павильоне были выставлены 4 картины работы Хаммершёя.
Полотна В.Хаммершёя часто изображают архитектурные строения и домашние интерьеры; это также портреты и пейзажи. Работы его полны тишины, покоя и меланхолии. Изображения большей частью переданы серой, белой, зелёной или синей краской, а также оттенками этих цветов. Художник преклонялся перед творчеством американца Джеймса Мак-Нейла Уистлера.
Источник: «Золотой век датской живописи» О.Малиновская, М. 1989г.