Разработчики и эксперты программы дисциплины. По организации самостоятельной работы студентов

Приложение 2

Приложение 1

По организации самостоятельной работы студентов

Приложение к методическим рекомендациям

Вопросы к зачету

  1. Цель, предмет и задачи истории первобытного общества.
  2. Источники истории первобытного общества (ИПО). Классификация источников.
  3. Периодизация ИПО.
  4. Методы исследования истории первобытности.
  5. Антропогенез и становление человеческих рас.
  6. Первые социальные закономерности: табу и их роль в преодолении первого кризиса человеческого общества.
  7. Праобщина классических неандертальцев: второй кризис человеческого общества.
  8. Проблема возникновения языка и речи.
  9. Духовная культура раннеродового общества: ранние формы религии. Тотемизм и магия раннеродового общества.
  10. Проблемы социальной организации раннеродового общества и ранние формы родства.
  11. Брак в раннеродовой общине.
  12. Хозяйство и материальная культура периода раннепервобытной общины.
  13. Неолитическая революция – период становления позднепервобытной общины.
  14. Условия и специфика перехода к производящему хозяйству. Возникновение и очаги раннего земледелия.
  15. Хозяйство и материальная культура ранних земледельцев – скотоводов и высших охотников – рыболовов и собирателей эпохи неолита.
  16. Специфика социальной организации в эпоху позднепервобытной общины.
  17. Брак и семья в позднеродовом обществе.
  18. Общественное разделение труда в эпоху позднепервобытной общины.
  19. Престижная экономика и ее роль в становлении собственности.
  20. Духовная культура и искусство позднеродового общества.
  21. Роль металлов в развитии производительных сил общества: медь, бронза, железо.
  22. Подъем производства в эпоху распада первобытного общества и выделение скотоводства.
  23. Появление избыточного продукта: причины, роль и последствия.
  24. Развитие земледелия и скотоводства как предпосылка разложения первобытного общества.
  25. Межобщинное разделение труда на заключительных этапах развития первобытного общества и появление торговли.
  26. Возникновение и этапы становления частной собственности.
  27. Обособление семьи и его социальные последствия.
  28. Возникновение общественных классов.

29. Появление государства.

Глоссарий к курсу «История первобытного общества»

Адопция – (от лат. adoptio) –усыновление или удочерение.

Анимизм – (от лат.anima – душа, дух) – вера в сверхъестественные существа, заключенные в материальные тела (души) или существующие сами по себе (духи).

Антропосоциогенез – (от греч.Anthropos – человек, лат. societas – общество, греч. genesis – возникновение) –параллельный процесс возникновения человека и человеческого общества.

Дериваты – категория видоизмененных остаточных явлений, приспособленных к новым условиям жизни.

Дуальная организация – взаимобрачная организация двух родов или фратрий.

Избыточный продукт – общественный продукт, превышающий жизнеобеспечивающий, но еще не поведший к отношениям эксплуатации и тем самым не ставший прибавочным продуктом.

Инициации – (от лат.Initiation – посвящение) – обряды приобщения подростков к категориям взрослых, мужчин и женщин.

Левират – брак с двумя или более братьями одновременно, а позднее с братом умершего мужа.

Линидж – внутриродовая группа близких родственников, ведущих происхождение от памятного предка.

Локальная группа – (от лат. locus – место) – обозначение раннепервобытной общины охотников, рыболовов и собирателей.

Магия – (от греч. mageia – колдовство) – вера в возможность особыми, необычными способами воздействовать на окружающее и связанные с этим действия.

Матрилинейность - (от лат. mater – мать, linia – линия) – счет родства по линии матери.

Матрилокальность – (от лат. mater – мать, locus – место) – брачное поселение супругов в группе жены.

Моногамия – (от греч. monos – один, gamos – брак) – единобрачие.

Мононорма - (от греч. monos – единый и лат. norma – правило) – обязательное правило поведения, в котором не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета.

Ойкумена – (от греч. oikeo - населяю) – заселенная человеком часть земного шара.

Патрилинейность – (от лат. pater – отец и linia – линия) – счет родства по линии отца.

Патрилокальность – (от лат. pater – отец, locus – место) – брачное поселение супругов в группе мужа.

Патронимия – (от греч. pater – отец, onoma – имя) – группа, именующая себя по общему патрилинейному предку.

Полиандрия – многомужество

Полигиния – многоженство

Ранжированное общество – обозначение первобытного общества, уже затронутого процессами социального расслоения.

Реликты – категория простых остаточных явлений, пережитков древних обычаев.

Реституты – категория возобновляющихся остаточных явлений.

Редистрибуция – (от лат. redistribuo – перераспределяю) – перераспределение продукта между различными членами группы или слоями общества.

Сегментарная организация – система разделения рода или общины на подгруппы, которые, в свою очередь, делятся на еще меньшие звенья.

Сорорат – брак с двумя сестрами, а позднее с сестрой умершей жены.

Стратифицированное общество – обозначение первобытного общества, уже затронутого процессами имущественного расслоения.

Тотем – какой-либо вид животных, считающийся кровным родственником, а позднее – предком.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства определенных неодушевленных предметов.

Фратрия – группировка нескольких родов одного племени в результате разделения одного из родов.

Homoerectus – человек выпрямленный, прямоходящий.

Homohabilis – человек умелый.

Homosapiens – человек разумный.

Эгалитарное общество – обозначение первобытного общества, еще незатронутого процессами социального и имущественного расслоения.

Экзогамия – запрещение вступать в брак внутри своей группы и предписание браков с членами другой или других групп.

Эндогамия – вступление в брак внутри определенной общности.

ОБРАЗЦЫ ОБУЧАЮЩИХ ТЕСТОВ

Тест по дисциплине: История первобытного общества

Характеристика теста:

Время выполнения теста: 40 мин.

Форма заданий: закрытые и открытые.

Содержание теста:

Разделы и темы дисциплины:

1. Проблемы антропосоциогенеза.

1.1. Возникновение и эволюция гоминид.

1.2. Периодизация эпохи становления человеческого общества. Палеоантропология.

2. Возникновение первобытной родовой общины.

2.1. Возникновение рода и дуальная организация.

2.2. Проблемы экзогамии и эволюция брака.

3. Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов.

3.1. Общественные отношения.

3.2. Социальная организация.

3.3. Духовная культура.

4. Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов и высших охотников, рыболовов и собирателей.

4.1. Неолит – период становления и развития позднепервобытной общины.

4.2. Социальная организация.

4.3. Семья и брак. Отношения родства.

4.4. Хозяйство и материальная культура.

5. Возникновение частной собственности, классов и государства.

5.1. Частная собственность.

5.2. Возникновение общественных классов.

5.3. Семья и брак.

Ключи к тесту.

I вариант:

I уровень:

1. Установите соответствие:

А) эпоха классообразования Е) поздний неолит, век раннего металла
Б) эпоха праобщины Ж) неолит
В) стадия раннепервобытной общины З) верхний палеолит и мезолит
Г) стадия позднепервобытной общины И) время архантропов и палеантропов
Д) нижний и средний палеолит К) время неантропов

2. Продолжите фразу «Первый человек появился на австралийском континенте около…»:

А) 1 млн. лет назад;

Б) 40 тыс. лет назад;

В) 12 тыс. лет назад.

II уровень:

1. Установите соответствие:

А) архантроп Г) древний человек
Б) неантроп Д) древнейший человек
В) палеантроп Е) человек современного вида

2. Укажите признаки, относящиеся к стадиям позднепервобытной (1) и раннепервобытной (2) общины:

А) линейно-степенной родство;

Б) присваивающее хозяйство;

В) классификационная система родства;

Г) обычай наследования;

Д) очаговый характер появления земледелия;

Е) групповой брак.

III уровень:

1. Установите соответствие:

А) австралопитек африканский Г) Homo habitis
Б) Homo erectus Д) Australopithecus Africanus
В) человек умелый Е) человек прямоходящий

2. Дайте определение понятиям:

А) сегментарная организация;

Б) фратрия.

II вариант:

I уровень:

1. Установите соответствие:

А) патрилинейность Е) брачное поселение супругов в группе мужа
Б) матрилинейность Ж) брачное поселение поочередно как в группе мужа, так и в группе жены
В) патрилокальность З) брачное поселение супругов в группе жены
Г) дуолокальность И) счет родства по материнской линии
Д) матрилокальность К) счет родства по отцовской линии

2. Укажите правильный ответ:

Вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, явления природы и т.д.:

А) тотемизм;

Б) магия;

В) фетишизм;

Г) анимизм.

II уровень:

1. Установите соответствие:

А) сорорат Е) вступление в брак внутри определенной общности
Б) левират Ж) запрещение вступать в брак внутри своей группы
В) экзогамия З) брак с сестрой умершей жены
Г) эндогамия И) единобрачие
Д) моногамия К) брак с братом мершего мужа

2. Укажите правильный ответ:

Вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов, например, пещер, камней, деревьев и т.д.:

А) магия;

Б) фетишизм;

В) тотемизм;

Г) анимизм.

III уровень:

1. Установите соответствие:

А) архантроп Д) подсемейство семейства человеческих
Б) палеоантроп Е) древнейший человек
В) неантроп Ж) древний человек
Г) австралопитек З) человек современного вида

2. Укажите правильный ответ:

Вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи):

А) фетишизм;

Б) магия;

В) анимизм;

Г) тотемизм.

I вариант:

Ключ:

I уровень

1. А) – Е) – К)

Б) – Д) – И)

В) – З) – К)

Г) – Ж) – К)

2. Б.

II уровень:

1. А) – Д); Б) – Е) В) – Г).

2. 1 – а), г), д); 2 – б), в), е).

III уровень:

1. а) – д), б) – е) в) – г).

2. А) система разделения рода и (или) общины на подгруппы, которые делятся на еще меньшие звенья.

Б) группировка нескольких родов одного племени в результате разделения одного из родов, реже их искусственного объединения.

II вариант:

Ключ:

I уровень:

1. А)-К), Б)-И), В)-Е), Г)-Ж).

2. Б.

II уровень:

1. А)-З), Б)-К), В)-Ж), Г)-Е), Д)-И).

2. Б.

III уровень:

1. А)-Е), Б)-Ж), В)-З), Г)-Д). 2. В.

11.1. Разработчики:

Л.А. Явнова к.ист.н., доцент кафедры

всеобщей истории и права

__________________

11.2. Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(инициалы, фамилия) (занимаемая должность) (подпись)

____________________ ___________________ _________________________

(инициалы, фамилия) (занимаемая должность) (подпись)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: