Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ




Разделы дисциплин и виды занятий

Содержание разделов дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы

Вид учебной работы Всего часов Семестры
     
Аудиторные занятия (всего)        
В том числе:          
Лекции (Л)        
Практические занятия (ПЗ)        
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)        
В том числе:          
Подготовка к коллоквиуму        
Работа с первоисточниками        
Подготовка к терминологическому диктанту        
Подготовка к практическим занятиям        
Подготовка задач        
Подготовка эссе и творческой работы        
Вид промежуточной аттестации   зачет      
Общая трудоемкость (час)        
№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
ЛЕКЦИИ
1-2 Введение предмет и значение первобытной истории. Историография и источники по изучению истории первобытного общества.(Лекция - проблемного характера)   История первобытного общества – предмет и объект исследования. Международный дискурс: «история первобытного общества» и «доистория». Первобытность древняя и «современная»: понятия доисторических (апополитейных) и протоисторических (синполитейных) культур. Место дисциплины в системе наук. Синтетический характер знания о классической первобытности. Особенности первобытной истории. Значение изучения первобытной истории: познавательный, мировоззренческий и практический аспекты. Периодизация и хронология первобытной истории. Понятие периодизации, её значение и функции в историческом познании. Соотношение геологической, археологической, антпропологической и исторической периодизаций. Критерии периодизации. Первые попытки (А.Фергюсон). Периодизация Л.Г.Моргана – Ф.Энгельса. Преодоление ортодоксальной схемы (С.П.Толстов) и современные отечественные периодизации. Периодизации в зарубежной науке 20 века (Г.Чайлд, М.Салинз, М.Фрид). Абсолютная и относительная хронология первобытной истории. История изучения первобытного общества. Знания о первобытных народах на Древнем Востоке. Библейская версия начала человеческой истории. От мифа к истории: взгляды античных мыслителей на древнейшее прошлое человечества (Гомер, Геродот, Демокрит, Аристотель, Страбон, Тацит, Л.Кар). Знания и представления о первобытных народах в средние века на арабском Востоке (ибн Хальдун) и в Европе (ПланоКарпини, Марко Поло, Афанасий Никитин). Эпоха Великих географических открытий и формирование фонда этнографических источников о «диких» (первобытных) народах. Первые обобщения (Ж.Ф.Лафито, А. Фергюсон, теория «благородного дикаря»). Идеи универсальной стадиальности исторического развития в контексте эволюции семейно-брачных отношений (Я.Бахофен, Дж.Мак-Леннан). Становление истории первобытного общества как науки. Теория эволюции и её адаптация применительно к анализу человека (Ч.Дарвин) и общества (Г.Спенсер). Классики эволюционизма о первобытной культуре (Л.Г.Морган, Э.Тайлор, Д.Д.Фрэзер). Взлет и падение классического эволюционизма. Марксистская концепция первобытности. Критика однолинейного эволюционизма и складывание различных направлений в разработке проблем первобытной истории в первой половине ХХ столетия. Диффузионистская концепция происхождения и распространения древних культур (Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, В.Шмидт). Тотем и табу: психоаналитическая теория происхождения общества, религии, нравственности (З.Фрейд). Архетипы в сознании и поведении человека (К.Г.Юнг). Особенности первобытного мышления (Л. Леви-Брюль) и архаичной экономики (М.Мосс) в контексте социологии Э. Дюркгейма. Позитивистские установки в исследовании первобытных культур в англо-американской науке. Школа Ф.Боаса: дихотомия истории и науки, релятивизм системы ценностей, всесторонний (холистский) анализ отдельных культур. Функционалистский переворот: культура, традиция, функция, социальная структура в интерпретации Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна. Включенное наблюдение как основной метод исследования. «Холодные» общества К.Леви-Строса: структура мифа, структура «дикой» мысли, поиски социальной гармонии. Постструктурализм (вторая половина ХХ века ): поворот от изучения первобытных культур к их пониманию. Особенности исследования первобытных народов в рамках постмодернистских подходов. Разработка проблем первобытной истории в отечественной науке. Источниковедение первобытной истории. Понятие исторического источника, широкое и узкое его толкование. Классификация источников. Археологические источники и особенности их интерпретации. Этнографические источники. «Живая первобытность» и реконструкция обществ каменного века. Метод пережитков. Антропологические источники и их возможности в представлении физического облика и интеллектуальных возможностей формирующихся и древних людей. Язык и культура в контексте лингвистических реконструкций. Роль естественно-научных источников (геологических, палеогеографических, палеозоологических, данных приматологии, этологии, генетики) в первобытно-историческом синтезе.
Происхождение человека. Ранние этапы антропогенеза. Возникновение человека современного вида. (Лекция проблемного характера). Понятие антропосоциогенеза. Уникальность и биосоциальная специфика, хронологические рамки процесса становления человека и общества. Дарвин о происхождении человека. Неодарвинизм и креационизм: сущностные различия и поиски компромисса. Место человека в животном царстве и систематика гоминид. Эволюционная история приматов. Критерии человека: культурологические и биологические подходы. Австралопитеки. Морфология и окружающий мир. Видовая дифференциация и различные стратегии выживания. Происхождение прямохождения и орудийной деятельности.Homohabilis и особенности олдовайской индустрии. Прародина человечества. Теории возникновения культуры (трудовая, символическая, «экологическая»). Мир в эпоху архантропов. Палеоантрапалогия: от идеи обезьяночеловека до Homoerectus. Физические особенности архантропов и их внутристадиальное разнообразие. Исход из Африки и расширение эйкумены. Обретение стандартизированных орудий, дома, огня и одежды. Мир в эпоху мустье. Архаичный homosapiens и неандертальская проблема: культурный и биологический аспекты. Образ жизни. Культура: орудия, жилища. Неандертальские погребения, «медвежьи» пещеры и возникновение религиозных представлений. Социогенез: источники, возможности и степень достоверности. Дискуссионность проблемы и альтернативные гипотезы (парной семьи, промискуитета и группового брака). Праобщина: коллективизм и солидарность через преодоление конфликтов и зоологического индивидуализма. Складывание половозрастного разделения труда. Роль охоты в укреплении социальных связей. Идея дома, созидание языка и культуры.    
Расцвет и разложение первобытного общества.     Завершение процесса антропогенеза – появление неоантропа. Кроманьонский человек – ранний представитель вида homosapienssapiens. Гипотезы происхождения: теория «пресапиенса», концепция «Ноева ковчега», модель канделябра. Расогенез: первичные очаги расообразования, время, причины. Верхнепалеолитическая «революция» в сфере производства каменных и костяных орудий. Складывание высокоэффективной промысловой экономики в приледниковой зоне Евразии. Расширение эйкумены, заселение Нового Света и Австралии. Социальная структура раннепервобытных обществ. Род и родовая община. Гипотезы происхождения рода и экзогамии. Род отцовский и материнский, проблема матриархата. Племя, фратрии и первобытнаядуальность. Эволюция семьи и брака: концепция Моргана в свете современных исследований. Отношения собственности и распределения в обществах охотников, собирателей и рыболовов. Личность и социальные нормы, преступления и наказания. Организация власти. Особенности социализации, инициации и другие обряды перехода. Образ жизни: этнографические реалии и стереотипы представлений. Духовная культура. «Неприрученная» мысль: особенности восприятия, памяти, мышления первобытного человека. Синкретизм первобытной культуры. Происхождение религиозных представлений: время, причины. Функции религии в первобытных обществах. Ранние формы религии: анимизм, фетишизм, магия, тотемизм. Мифология в структуре первобытной культуры. Происхождение и ранние формы искусства. Ареалы мобильного и монументального искусства, художественные особенности. Смысл первобытного творчества. Феноменальный характер верхнепалеолитического искусства. Рациональные знания первобытного человека в области природоведения, медицины, математики, астрономии.  
Позднепервобытная община     Возникновение производящего хозяйства: общие закономерности и локальная специфика. Первичные и вторичные центры становления производственного хозяйства. Основные технические достижения. «Неолитическая революция». Хозяйство и материальная культура ранних землевладельцев-скотоводов и высших охотников-рыболовов-собирателей. Поселения и жилища. Изменения в отношениях собственности. Социальная организация и ее основные принципы. Система лидерства. Соперничество. Искусство развитого первобытного общества. Мифология и дальнейшее развитие религиозных представлений. Анимизм, культ предков. Родовые и племенные культы. Религиозно-мифологическая картина мира.  
Возникновение частной собственности, классов и государства.   Металлургическая революция. Переход к пашенному земледелию, отгонному и кочевому скотоводству. Развитие ремесел и торговли. Общественное разделение труда и его последствия. Накопление регулярного избыточного продукта. Изменение общественного положения полов. Установление патриархата. Переход к патрилокальности. Переход от материнского рода к отцовскому (изменение счета родства). Развитие покупного брака. Мужские дома и тайные союзы. Первобытная соседская община. Вытеснение родовых связей территориально- соседскими. Большесемейная община как переходная ступень от родовой общины к моногамной семье. Возникновение и развитие частной собственности. Противоречия между общественной формой собственности и частным владением на землю. Потлач. Развитие грабительских войн и эксплуатации. Возникновение моногамной семьи. Укрепление племенной организации. Племя как социально-потестарная общность. Наследственное лидерство. Усложнение общественного производства. Рост противоречий и конфликтов внутри племени. Необходимость укрепления организационно-управленческого аппарата. Военные дружины и их предводители (вожди). Институализация власти. Бигмены. Вождество как потестарное образование. Переход от потестарной власти к политической (государственной). Упорядоченное данничество (налогообложение). Нормативное сознание. Основные пути перехода от племенного строя к государству: аристократический, плутократический, военный.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
История изучения первобытного общества. Накопление этнологических знаний в эпоху Средневековья и Нового времени, появление первых обобщений. Накопление конкретных знаний по истории первобытного общества и их обобщений в XIX в. Проблемы периодизации истории первобытного общества. Развитие науки о первобытном обществе в XX в. Современное состояние науки.  
Вопросы происхождения человека и проблемы антропосоциогенеза.   Форма проведения – коллоквиум. Технология - дискуссия   Мифологические и религиозные теории происхождения человека (теории творения). Нетрадиционные теории происхождения человека (теории пришествия). Эволюционная теория происхождения человека. Синтетическая теория эволюции. Мутационная теория происхождения человека. Эволюция материальной культуры архантропов: а) охота и ее влияние на формирование социальной организации,б) жилище Homohabilis и Homoerectus как источник реконструкции социальной организации. Материальная культура палеоантропов. Возникновение и развитие мышления и речи: а) основные теории происхождения речи и мышления,б) общественные стимулы развития речи.Истоки идеологических представлений. Особенности конкретно-практического мировоззрения человека  
Возникновение и особенности рас и расовых типов (технология: дискуссия). Понятие раса. Причины и начальный период расовой дифференциации. Монголоидная раса: ареал расселения, основные антропологические признаки. Европеоидная раса: ареал расселения, основные антропологические признаки. Негроидная раса: ареал расселения, основные антропологические признаки. «Молодые» и контактные расы. Особенности контактных рас и причины их появления.  
Cоциальная организация родовой общины Становление и особенности дуально-родовой (фратриальной) общины. Социальная структура раннеродовой общины. Раннепервобытная община охотников, собирателей, рыболовов. Возможности использования этнографических аналогов для реконструкции раннепервобытной общины. Общественные отношения. Социальная организация. Изменения в социальной структуре общины в позднеродовой период.Неолит – период становления и развития позднепервобытной общины. «Неолитическая революция». Переход к производящему хозяйству, первичные очаги земледелия и скотоводства. Условия и специфика перехода к земледелию и скотоводству. Распространение земледелия и скотоводства. Хозяйство и материальная культура ранних земледельцев-скотоводов и высших охотников-рыболовов-собирателей.Разделение труда, возникновение избыточного продукта. Отношения собственности. Социальная организация. Отношения родства. Характер социализации. Межобщинные отношения.  
     
5, 6 Ранние формы религиозных представлений Анализ источника «Первобытная культура» Э. Тайлора (конспект). Технология критического мышления Понятие «религия». Причины возникновения религиозных представлений.Тотемизм.Анимизм. Фетишизм. Культ предков. Проявление ранних религиозных представлений в современных культах и обрядах. Для анализа текста предлагаются следующие вопросы:Теория пережитков. Система доказательств и примеры.Первоначальные источники мифа и влияние языка на образование мифа. Дайте объяснение мифу «Ягуар съел солнце». Учение об анимизме (учение о душе). Значение этого учения для первобытной истории. Развитие культуры, ее стадии по Э. Тайлору.Первые свидетельства изобразительной деятельности. Изобразительное искусство начальной стадии верхнего палеолита. Значение и роль искусства в жизни раннеродового общества, взаимосвязь с ранними формами религии.  
Первобытное искусство Мультимедиаиллюстрация и дискуссия по теме. Причины возникновения искусства. Основные теории происхождения искусства.Основные формы палеолитического искусства.Характерные черты искусства конца каменного века и его отличие от палеолитических форм.Значение и роль искусства в жизни родового общества, взаимосвязь с ранними формами религии.  
Видеопрактикум. Просмотр и обсуждение фильма: «Пигмеи и Карамоджонги»: Выявить особенности природно-климатических условий.Определить антропологический тип пигмеев и карамоджонгов.Охарактеризовать хозяйство и социальную структуру племен. Определить особенности духовной культуры племен.
9, 10 Семейно-брачные отношения в первобытном обществе Анализ источника «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса (конспект) (конспект). Технология критического мышления Эволюция понятий «семья» и «брак». Проблемы становления семейно-брачных отношений. Коллективный и индивидуальный брак. Л.Г. Морган. Анализ источника: Общая характеристика источника: определите тип источника. Внешняя критика источника: задачи, дата, место возникновения. Внутренняя критика источника: достоверность (фактологический материал). Анализируя главы, обратите внимание на следующие моменты: Глава II: 1.Что такое по Л.Г. Моргану «семья» и «брак». 2.Какие формы семьи и брака приводит Л.Г. Морган? (выявите отличительные черты каждой формы). 3.Что такое «материнское право» и определите причины перехода к патриархальной семье? 4.Выявите основные черты индивидуальной половой любви. 5.Какое значение имел переход к индивидуальной моногамной семье для социально-исторического процесса? Глава IX. 1.Определите основные отличия государства от родового строя. 2. Определите появление товарного производства и его значение. 3.Выявите соотношение плотности населения и образования государства. 4.Что такое классы (проследите процесс складывания классов). 5.Чем отличается община от рода? 6.Что такое цивилизация (выявите основные черты).   Семейно-брачные отношения в раннеродовой общине. Изменение семейно-брачных отношений в позднеродовой общине. Обособление семьи и ее трансформация в эпоху классообразования. Изменение в положении полов. Пережитки первобытности в современных семейно-брачных отношениях и обрядах.  
11,12 Экономические причины разложения первобытнообщинных отношений. Становление классов и ранних государств Круглый стол – дискуссия по проблемам первобытного общества.   Развитие производящего хозяйства.Появление ремесла. Интенсификация обмена.Альтернативные способы развития хозяйства. Становление частной собственности. Основные формы эксплуатации. Складывания государства. Складывание права. Альтернативные варианты складывания государства. Дискуссия по вопросам. Рефлексия слушателей курса. Обмен мнениями.    
  Зачетное занятие.  
№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. СРС Интерактивные ф. (час.) Всего
Лекции
1-2 Введение предмет и значение первобытной истории. Историография и источники по изучению истории первобытного общества.(Лекция - проблемного характера)        
Происхождение человека. Ранние этапы антропогенеза. Возникновение человека современного вида. (Лекция проблемного характера).      
Расцвет и разложение первобытного общества.        
Позднепервобытная община        
Возникновение частной собственности, классов и государства.      
             
    Практические занятия
История изучения первобытного общества.      
Вопросы происхождения человека и проблемы антропосоциогенеза.          
Возникновение и особенности рас и расовых типов (технология: дискуссия).      
Cоциальная организация родовой общины      
5-6 Ранние формы религиозных представлений Анализ источника «Первобытная культура» Э. Тайлора (конспект). Технология критического мышления      
Первобытное искусство Мультимедиаиллюстрация и дискуссия по теме.      
Видеопрактикум.        
9-10 Семейно-брачные отношения в первобытном обществе Анализ источника «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса (конспект) (конспект). Технология критического мышления        
11-12 Экономические причины разложения первобытнообщинных отношений. Становление классов и ранних государств Круглый стол – дискуссия по проблемам первобытного общества.        
  ВСЕГО:  
  В том числе в интерактивной форме    









Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 728; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8604 - | 7067 - или читать все...

Читайте также:

 

54.91.41.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.