Тематический план и содержание учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
| Вид учебной работы | Объем часов/зачетных единиц |
| Максимальная учебная нагрузка (всего) | 144/ 4 |
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
| в том числе: | |
| лекции с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 16 (4 интер.) |
| практическое занятие на основе проблемно-модульной технологии | 2 |
| семинарские занятия с использованием элементов дискуссий | 14 |
| семинарские занятия с использованием современных информационных технологий | 8 |
| контрольные работы | 2 |
| интерактивная экскурсия | 2 |
| Самостоятельная работа студента (всего) | |
| в том числе: | |
| внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским занятиям, в т.ч. выполнение заданий в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle | 26 |
| подготовка учебного проекта (курсовой работы) | 36 |
| Подготовка к контрольной работе | 2 |
| Подготовка к экзамену | |
| Итоговая аттестация в форме: экзамена |
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов/зачетных единиц | Формируемые компетенции |
| Тема 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений. История педагогики как область педагогической науки. | Содержание учебного материала | ОПК-4; СК-4. | |
| Становление истории педагогики как области научного знания. Объект, предмет, функции истории педагогики.. | |||
| Цель, задачи истории педагогики. Структура истории педагогики. | |||
| Методологические подходы и методы познания историко-педагогического процесса | |||
| Источники изучения истории педагогики. Основные категории и понятия истории педагогики. | |||
| Практическое занятие на основе проблемно-модульной технологии | |||
| Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | ||
| Самостоятельная работа студента. Выполнение заданий в MOODL | 2 | ||
| Тема 2. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.. | Содержание учебного материала | ||
| Воспитание в первобытном обществе. Появление организованных форм воспитания. | ОПК-4; СК-4. | ||
| Воспитание и образование в государствах Древневосточной цивилизации. | |||
| Воспитательные системы Античного мира | |||
| Зарождение педагогической мысли в государствах Древнего Востока и Античном мире. | |||
| Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | ||
| Семинарские занятия с элементами дискуссии | 2 | ||
| Самостоятельная работа студента | 2 | ||
| Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (IV – XVII вв.) . | Содержание учебного материала | ||
| Просвещение и образование в Византии | ОПК-4; ОПК-11; СК-4. | ||
| Школа в Западной Европе в Средние века. Средневековые университеты. | |||
| Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. | |||
| Особенности развития воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве. | |||
| Лекция с применением мультимедийных технологий | 2 | ||
| Семинарское занятия с элементами дискуссии | 2 | ||
| Самостоятельная работа студента | 2 | ||
| Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Новое время. Образование и педагогика эпохи Просвещения | Содержание учебного материала | ||
| Характерные черты развития школьного образования в Западной Европе, США XYII - XYIII веков. . | ОПК-4; СК-4. | ||
| Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А. Коменского. | |||
| Концепция Дж. Локка о воспитании нового человека.. | |||
| Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.. | |||
| Просветительские реформы в России XYIII века. | |||
| Лекция с применением мультимедийных технологий | 4 | ||
| Семинарские занятия с элементами дискуссии | 4 | ||
| Самостоятельная работа студента Выполнение заданий в MOODL | 4 | ||
| Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы, США и России в XIX веке. | Содержание учебного материала | ||
| Школьное образование в Западной Европе и США в XIX веке. | СК-4. | ||
| Авторские зарубежные педагогические системы XIX века | |||
| Развитие образования в России в XIX веке. Динамика образовательных реформ. | |||
| Педагогическая мысль России XIX века. | |||
| Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | ||
| Семинарские занятия с элементами дискуссии | 6 | ||
| Практическое занятие | 2 | ||
| Интерактивная экскурсия | 2 | ||
| Самостоятельная работа студента. Выполнение заданий в MOODL | 10 | ||
| Тема 6. Реформаторская педагогика конца XIX – нач. XX в | Содержание учебного материала | ОПК-4; СК-4. | |
| Предпосылки и сущность реформаторской педагогики. | |||
| Общая характеристика основных направлений реформаторской педагогики | |||
| Зарубежный опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики. | |||
| Экспериментальная педагогика в России конца 19-начала 20 века. | |||
| Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | ||
| Семинарские занятия с использованием современных информационных технологий | 2 | ||
| Контрольная работа №1 | |||
| Самостоятельная работа студента. Подготовка к контрольной работе | 4 | ||
| Тема 7. История педагогики и образования в Новейшее время. . | Содержание учебного материала | ||
| Реформы образования в зарубежных странах XX века | СК-4. | ||
| Основные этапы развития отечественной школы в Новейшее время. | |||
| Отечественная педагогическая мысль XX века. | |||
| Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | ||
| Семинарские занятия с использованием элементов дискуссий | 2 | ||
| Самостоятельная работа студента Выполнение заданий в MOODL | 2 | ||
| Тема 8. Развитие школьного образования в мире на рубеже XX-XXI веков. Процесс интеграции национальных систем образования. | Содержание учебного материала | ||
| Проблемы демократизации современной школы. | СК-4; | ||
| Школьные системы образования. Инновации в образовании. Характерные черты системы образования в РФ и Тульском регионе. | |||
| Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании. | |||
| Семинарское занятие | 2 | ||
| Самостоятельная работа студента | 2 | ||
| Выполнение курсовой работы | |||
| Подготовка к экзамену | |||
| Всего: |
Преподавание дисциплины должно включать в себя следующие образовательные технологии:
1) Организация лекций с использованием презентаций, выполненных с использованием мультимедийных технологий;
2) Обеспечение студентов сопутствующими раздаточными и дидактическими материалами – опорные конспекты, антология педагогической мысли (в том числе на СД) с целью активизации работы студентов по усвоению материалов учебного курса;
3) Использование проблемно-модульного и междисциплинарного подхода;
4) Использование разнообразных методов познания историко-педагогического процесса и его закономерностей: историко-педагогический анализ, контент-анализ, аналогий, исторического моделирования, генетический, компаративный, метабиографический.
5) Проведение мастер-классов по историко-педагогической тематике с приглашением специалистов в области истории педагогики.
6) Дистанционное обучение.






