Тематический план и содержание учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов/зачетных единиц |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 144/ 4 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
лекции с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 16 (4 интер.) |
практическое занятие на основе проблемно-модульной технологии | 2 |
семинарские занятия с использованием элементов дискуссий | 14 |
семинарские занятия с использованием современных информационных технологий | 8 |
контрольные работы | 2 |
интерактивная экскурсия | 2 |
Самостоятельная работа студента (всего) | |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским занятиям, в т.ч. выполнение заданий в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle | 26 |
подготовка учебного проекта (курсовой работы) | 36 |
Подготовка к контрольной работе | 2 |
Подготовка к экзамену | |
Итоговая аттестация в форме: экзамена |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов/зачетных единиц | Формируемые компетенции |
Тема 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений. История педагогики как область педагогической науки. | Содержание учебного материала | ОПК-4; СК-4. | |
Становление истории педагогики как области научного знания. Объект, предмет, функции истории педагогики.. | |||
Цель, задачи истории педагогики. Структура истории педагогики. | |||
Методологические подходы и методы познания историко-педагогического процесса | |||
Источники изучения истории педагогики. Основные категории и понятия истории педагогики. | |||
Практическое занятие на основе проблемно-модульной технологии | |||
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | ||
Самостоятельная работа студента. Выполнение заданий в MOODL | 2 | ||
Тема 2. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.. | Содержание учебного материала | ||
Воспитание в первобытном обществе. Появление организованных форм воспитания. | ОПК-4; СК-4. | ||
Воспитание и образование в государствах Древневосточной цивилизации. | |||
Воспитательные системы Античного мира | |||
Зарождение педагогической мысли в государствах Древнего Востока и Античном мире. | |||
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | ||
Семинарские занятия с элементами дискуссии | 2 | ||
Самостоятельная работа студента | 2 | ||
Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (IV – XVII вв.) . | Содержание учебного материала | ||
Просвещение и образование в Византии | ОПК-4; ОПК-11; СК-4. | ||
Школа в Западной Европе в Средние века. Средневековые университеты. | |||
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. | |||
Особенности развития воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве. | |||
Лекция с применением мультимедийных технологий | 2 | ||
Семинарское занятия с элементами дискуссии | 2 | ||
Самостоятельная работа студента | 2 | ||
Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Новое время. Образование и педагогика эпохи Просвещения | Содержание учебного материала | ||
Характерные черты развития школьного образования в Западной Европе, США XYII - XYIII веков. . | ОПК-4; СК-4. | ||
Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А. Коменского. | |||
Концепция Дж. Локка о воспитании нового человека.. | |||
Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.. | |||
Просветительские реформы в России XYIII века. | |||
Лекция с применением мультимедийных технологий | 4 | ||
Семинарские занятия с элементами дискуссии | 4 | ||
Самостоятельная работа студента Выполнение заданий в MOODL | 4 | ||
Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы, США и России в XIX веке. | Содержание учебного материала | ||
Школьное образование в Западной Европе и США в XIX веке. | СК-4. | ||
Авторские зарубежные педагогические системы XIX века | |||
Развитие образования в России в XIX веке. Динамика образовательных реформ. | |||
Педагогическая мысль России XIX века. | |||
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | ||
Семинарские занятия с элементами дискуссии | 6 | ||
Практическое занятие | 2 | ||
Интерактивная экскурсия | 2 | ||
Самостоятельная работа студента. Выполнение заданий в MOODL | 10 | ||
Тема 6. Реформаторская педагогика конца XIX – нач. XX в | Содержание учебного материала | ОПК-4; СК-4. | |
Предпосылки и сущность реформаторской педагогики. | |||
Общая характеристика основных направлений реформаторской педагогики | |||
Зарубежный опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики. | |||
Экспериментальная педагогика в России конца 19-начала 20 века. | |||
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | ||
Семинарские занятия с использованием современных информационных технологий | 2 | ||
Контрольная работа №1 | |||
Самостоятельная работа студента. Подготовка к контрольной работе | 4 | ||
Тема 7. История педагогики и образования в Новейшее время. . | Содержание учебного материала | ||
Реформы образования в зарубежных странах XX века | СК-4. | ||
Основные этапы развития отечественной школы в Новейшее время. | |||
Отечественная педагогическая мысль XX века. | |||
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | ||
Семинарские занятия с использованием элементов дискуссий | 2 | ||
Самостоятельная работа студента Выполнение заданий в MOODL | 2 | ||
Тема 8. Развитие школьного образования в мире на рубеже XX-XXI веков. Процесс интеграции национальных систем образования. | Содержание учебного материала | ||
Проблемы демократизации современной школы. | СК-4; | ||
Школьные системы образования. Инновации в образовании. Характерные черты системы образования в РФ и Тульском регионе. | |||
Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании. | |||
Семинарское занятие | 2 | ||
Самостоятельная работа студента | 2 | ||
Выполнение курсовой работы | |||
Подготовка к экзамену | |||
Всего: |
Преподавание дисциплины должно включать в себя следующие образовательные технологии:
1) Организация лекций с использованием презентаций, выполненных с использованием мультимедийных технологий;
2) Обеспечение студентов сопутствующими раздаточными и дидактическими материалами – опорные конспекты, антология педагогической мысли (в том числе на СД) с целью активизации работы студентов по усвоению материалов учебного курса;
3) Использование проблемно-модульного и междисциплинарного подхода;
4) Использование разнообразных методов познания историко-педагогического процесса и его закономерностей: историко-педагогический анализ, контент-анализ, аналогий, исторического моделирования, генетический, компаративный, метабиографический.
5) Проведение мастер-классов по историко-педагогической тематике с приглашением специалистов в области истории педагогики.
6) Дистанционное обучение.