Задание №1.
Практические задания для самостоятельной работы.
План.
Развитие школьного образования в мире в конце XX века. Процесс интеграции национальных систем образования. Общая характеристика современной образовательной системы России и Тульского региона.
Занятие №13 (семинар)
План.
Занятие №12 (семинар)
Реформаторская педагогика.
Занятие №11 (семинар)
План.
Идеи и концепции трудового воспитания.
Занятие №10 (Практическая работа)
Авторская педагогическая система Л.Н. Толстого.
Западно-Европейской и отечественной педагогической мысли.
Идеи и концепции свободного воспитания личности в истории
Цель: раскрыть сущность и показать значение свободного воспитания как одного из прогрессивных гуманистических направлений в истории педагогической мысли и образования, предполагавшего обеспечение наиболее благоприятных условий для естественного творческого развития личности каждого ребёнка.
|
|
План:
1. Концепция свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
2. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. и её внедрение в практику (М. Монтессори).
3. Педагогика «ненасилия» Л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
4. Концепция свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
Цель: проследить развитие проблемы трудового воспитания и обучения в истории педагогической мысли, используя раздаточный дидактический материал и подготовленные презентации..
1. Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
2. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Г. Кершенштейнер).
3. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
4. Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии А.С. Макаренко.
Цель: сформировать представления о том, что реформаторская педагогика явилась закономерным этапом в развитии теории и практики образования, который обусловлен потребностями научного и технического перевооружения производства и совершенствования социальных институтов, необходимостью формирования активности и самостоятельности мышления в деятельности человека.
План:
1. Сущность “реформаторской педагогики” и ее отличие от традиционной.
2. Основные направления в реформаторской педагогике:
|
|
а) экспериментальная педагогика (А. Бине, Э. Торндайк);
б) педагогика прагматизма (Дж. Дьюи, У. Патрик)
в) социальная педагогика (Э. Дюркгейм, П. Наторп);
г) педагогика «трудовой школы» (Г. Кершенштейнер).
3. Экспериментальная педагогика в России конца XIX – начала XX века.
Отечественная школа и педагогика советского периода 1920 – 1930-х гг. Педагогическая система Макаренко.
Цель: сформировать представление об основных тенденциях и особенностях развития отечественной школы и педагогической мысли в условиях становления тоталитарного государства и распространения коммунистической идеологии после революции Октября 1917 г.
1. Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
2. Социально-реформаторское направление в педагогике (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий).
3. Теоретическая педагогика русского Зарубежья (С.И. Гессен).
4. Педагогическая система А.С. Макаренко.
Цель: сформировать знания о современных процессах в развитии мирового образовательного пространства, характерных чертах современных школьных систем образования, в том числе, в России и Тульском регионе.
1. Проблемы демократизации современной школы.
2. Школьные системы образования. Инновации в образовании. Характерные черты системы образования в РФ и Тульском регионе.
3. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
Познакомиться с основными типами школ в их историческом развитии в государствах Древнего Востока, Греции, Риме.
Школа как социальный институт появилась в связи с необходимостью целенаправленного обучения, воспитания подрастающего поколения, социализации личности.
В силу благоприятных природно-климатических, социально-культурных и экономических условий, а также в связи с возникновением письменности первые школы появились в странах Древнего Востока. Они соответствовали социальной дифференциации общества и были практико-ориентированными. Так, в Индии, Египте и других странах на протяжении тысячелетий сохранялась общинная школа для детей земледельцев. Наряду с ними возникали замкнутые жреческие или придворные школы для потребностей управления государством и хозяйством: школы писцов, служащих, полководцев и т.д.
Школы именовались по-разному, обладали относительной самостоятельностью и со своей стороны влияли на эволюцию общества. Так, в Междуречье школы («дома табличек», или эдуббы) возникли приблизительно в третьем тысячелетии до н.э. первоначально в семьях писцов. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек», располагавшиеся в культовых зданиях. Складывающуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархального семейного воспитания и, одновременно, ремесленного ученичества. В школах учились преимущественно мальчики.
В Древнем Египте также ранее всех сложился институт «семейной школы»: чиновник, воин или жрец готовил своего сына к будущей профессии. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников со стороны.
В Древнем Китае существовали низшие и высшие школы.
Школы писцов во всех восточных странах считались наиболее престижными учебными заведениями, т.к. открывали доступ к различным государственным постам.
Школа давала общие знания в области письма, счёта, чтения и специальные, необходимые в будущей профессии. Большое значение имело приобщение к религиозным нормам и философско-религиозным учениям (индуизм, конфуцианство, буддизм и др.). Обучение было основано на повторении, заучивании, устном комментировании текстов, беседах. Основными приёмами воспитания являлись пример старших, усвоение нравственно-религиозных постулатов. Однако, наряду с этим, широко применялись и наказания.
В Древней Греции в V-IV вв. до н.э. сложились свои системы школьного образования и воспитания: спартанская и афинская. Школы Спарты ориентировались на военно-физическое воспитание, школы Афин – на всестороннее образование и гармоничное развитие личности. Афинские школы («дидаскалейоны») отличались многообразием: мусические (школы грамматиста и кифариста), гимнастические (палестры, т.е. школы борьбы). В отличие от Спарты афинские школы преимущественно были частными, платными. Их могли посещать только дети привилегированных слоёв общества.
|
|
Наряду с этим, существовали государственные учреждения – гимнасии, куда поступали юноши из благородных семей в возрасте от 16 до 18 лет, завершившие курс обучения в мусических школах и палестрах. Особое значение имели авторские гимнасии: Академия, Ликей, Киносарг, основателями которых были знаменитые философы и ораторы Платон, Аристотель, Антисфен.
Также в Древней Греции существовали особые школы для юношей – эфебии, осуществлявшие подготовку к военной и государственной службе.
Следует подчеркнуть, что в Афинах имели место философские школы: школа учителей мудрости – софистов, школа Пифагора и др., обучение в которых было ориентировано, прежде всего, на развитие красноречия и логики.
Будущих граждан Греции воспитывали в строгости, послушании, считая, что предназначаемые к управлению, они должны научиться повиноваться.
Структура школьного образования в Древнем Риме была более чёткой. Школа литератора давала элементарное образование; в школе грамматика изучали греческий, латинский языки, а также получали знания по истории, географии, физике и астрономии; школы оратора (ритора) давали повышенное образование, преимущественно в области греческой и римской литературы, философии.
В целом, сущность греко-римской системы образования и школьного дела составила основу европейского образования христианского мира.