Реформы в Австрии

Более всеобъемлющий и последовательный характер приняли преобразо­вания в духе «просвещенного абсолютизма» в Австрии. Преобразо­вания были обязаны государственной деятельности императрицы Марии-Терезии (1740-1780) и ее сына Иосифа II (1780-1790).

Одним из мотивов государственного реформирования админист­рации в Австрии также стало усиление централизации. Такое стремление было связано с политической унификацией поло­жения отдельных территорий и бывших королевств в составе Авст­рийской монархии: Чехии, Венгрии, — а также с изживанием остат­ков сословных порядков. Во главе администрации стал Государст­венный совет (1760). В нем сосредоточилась правительственная деятельность и законоподготовительная работа. Централизовано было и управление финансами и вообще внутренними экономическими («камеральными») делами — созданием особого Директората (1749). Позднее Директорат подразделился на три контрольно-спе­циализированных финансовых ведомства с общим управлением. Унификация финансовой организации сопровождалась введением всеобщего для всех сословий подоходного налога.

Ликвидация сословного самоуправления и исторических сослов­ных институтов управления на местах проходила параллельно с уч­реждением нового, единого для всего государства административного деления и создания чисто монархической местной администрации. Основные полномочия по управлению были переданы губернаторам (1763) и состоящим при них губернским присутствиям, чисто бю­рократическим органам. Введено унифицированное разделение страны на провинции (губернии). Низовое управление вручалось окружным начальникам (1748), в компетенции которых были ос­новные — налоговые и полицейские — вопросы.

Важное место заняли судебные преобразования. Суды были от­делены от органов управления. Начаты широкие работы по обновле­нию и кодификации права, которые завершились изданием целой серии сводов законов (см. § 66). В провинциях и округах была со­здана новая система сословных судов — в основном со строго посословной подсудностью: дворянство подлежало суду зем­ских судов (в округах) и юстиц-сенатов (в провинциях), горожа­не — суду традиционных магистратов, крестьяне — преимущест­венно вотчинным и домениальным судам. Провинциальные инстан­ции были поставлены под контроль губернаторов. В качестве едино­го высшего судебного органа была учреждена Верховная судебная инстанция (в Вене), которая играла роль одновременно и апелляци­онного органа, и судебно-административного (своего рода министер­ства юстиции).

Судебные преобразования были тесно связаны с укреплением полицейской организации и в целом полицейского управления в стране. «Просвещенный абсолютизм» вообще возлагал на поли­цейскую администрацию особые задачи: не только по охране право­порядка, но и по созиданию нового, «просвещенного» жизненного уклада. Это приводило к возрастанию государственной регламента­ции во всех областях жизни под предлогом обеспечения «добрых нравов». Согласно государственному уставу в задачи полиции вош­ли «охранение общественного порядка, тишины и спокойствия, над­зор за правильностью мер и весов, за торговлею на ярмарках, за чи­стотою на городских улицах, охрана от несчастных случаев и право издавать распоряжения при обстоятельст­вах повреждения в нравах».

В силу разных обстоятельств более последовательными, чем в Пруссии, стали австрийские реформы социально-правового строя.

В течение 1756-1775 гг. было проведено несколько мероприятий, из­менивших крепостнические отношения в деревне. Наследственные права крестьян на землю были законодательно обеспечены. Издана серия т. н. урбариев (законодательных предписаний) об опре­делении точных размеров крестьянских повинностей в пользу как короны, так и помещиков. Барщина была ограничена 3 днями в не­делю, рабочий день — 10 часами. Запрещен был самовольный за­хват помещиками крестьянских владений. Начиная с 1781 г., нако­нец, был полностью ликвидирован режим личной крепостной зави­симости крестьян. В 1789 г. урегулировано взимание поземельного чинша, все повинности заменялись денежным сбором.

Особое место в австрийских реформах заняли церковные преоб­разования. Это было связано с тем значением, которое играла в ук­ладе монархии католическая церковь; ее роль и привилегии вызыва­ли даже политические опасения. В 1746-1771 гг. рядом законов был установлен жесткий государственный контроль за церковной дея­тельностью, с тем чтобы ослабить влияние римской курии. Папские буллы (грамоты) могли быть впредь опубликованы только с разре­шения императора, усилена власть местных епископов над духовен­ством. Была проведена секуляризация церковных имуществ (более 1/3 монастырей закрыты), усилено налогообложение сохранившейся церковной недвижимости. Ограничена церковная юрисдикция, кото­рая сохранялась только в чисто канонических вопросах. В 1781-1782 гг. были изданы законы об уравнении в правах с католиками приверженцев других христианских исповеданий, а затем и сняты некоторые ограничения с иудеев. В империи была запрещена дея­тельность ордена иезуитов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: