Конституция 1871 года

Организация новой империи была закреплена в конституции, принятой уч­редительным рейхстагом 22 апреля 1871 г.; с 4 мая того же года она вступила в силу. Союз государств был юридически преобразован в империю, не переставая быть особо организованным государствен­ным союзом.

Конституция 1871 года (78 ст.) оформила создание своеобразно­го государственно-политического единства. В одном отношении это была федерация государств и земель, передавших наиболее политически важные полномочия союзным властям, но сохранив­ших свою правительственную и законодательную автономию. В дру­гом — все земли и государства были сами по себе монархиями (кро­ме трех), и единая власть также была организована монархически; в условиях монархии и выраженного стремления к унитаризму ав­тономия могла быть только условной. Поэтому однозначно опреде­лить своеобразное государственно-политическое устройство Второй Германской империи трудно.

Конституция заявила о новом государстве как о преемнике Севе­ро-Германского союза. На организацию власти прямо повлияли главные принципы Конституции 1867 г., а также некоторые начала Общегерманской конституции 1849 г. Такая преемственность прямо входила в цели прусского правительства и Бисмарка. Это в том чис­ле обеспечивало не только реальное, но и политико-юридическое преобладание Пруссии в новой империи.

Император был главным элементом государственной организации. По конституции, главой империи наследственно считался прусский король. Тем самым Вторая империя стала монархией Гогенцоллернов (см. § 29.2). Император представлял империю в международных отно­шениях, объявлял от имени империи войну, заключал мир и другие Договоры, руководил дипломатией. Ему принадлежала вся полнота военной власти и командование вооруженными силами. В сфере законодательства император издавал принятые представи­тельным органом законы, обладал решающим словом в законодательных коллизиях. Юридически главе империи принадлежала вся полно­та правительственной власти. Он направлял внешнюю и внутреннюю политику, созывал и распускал имперское представи­тельство, назначал канцлера, чиновников, обладал административ­ным контролем. Кроме того, он напрямую управлял имперскими про­винциями. Фактически исполнительная власть принадлежала назна­ченному императором канцлеру, который единолично представлял правительство. Канцлер не мог быть депутатом райхстага.

Союзным представительством государств империи был Союзный совет (Bundesrat). Империю составили 25 германских государств, которые делегировали 58 уполномоченных от правительств в Совет. Из 58 голосов Пруссии принадлежало 17, Баварии — 6, Вюртембергу и Саксонии — по 4, остальным — от 1 до 3 голосов. В компетен­цию бундесрата входило законодательство, бюджетно-финансовые дела, заключение договоров от имени империи, отношения между членами союза. Совет имел право издавать распоряжения во испол­нение законов, административные указания ведомствам, пользовал­ся правом законодательного и конституционного контроля. В необ­ходимых случаях здесь принимались решения об имперской экзеку­ции в отношении какой-либо территории, а также решались споры между членами федерации. Бундесрат санкционировал роспуск рай­хстага. Решения в нем принимались простым большинством голосов, причем голос председателя — им был канцлер — имел решающее значение (с 1911 г. канцлер распоряжался уже 4 голосами, включая делегированные от имперских земель). В бундесрате сложилось до 10 постоянных комиссий.

Общенациональным представительством был райхстаг (Reichstag). Райхстаг избирался населением на 3 года (с 1888 г. — на 5 лет) по избирательным округам соответственно примерной чис­ленности населения. Избирательными правами облада­ли мужчины старше 25 лет. Лишались прав избирать и быть избран­ными также военнослужащие, получающие государственные посо­бия по бедности, несостоятельные должники, лишенные дееспособ­ности. Выборы проходили на основании избирательных списков, ко­торые велись в общинах (участки охватывали до 3,5 тыс. жителей). Однако реально избирательные округа устанавливались законом на длительное время, что.приводило к объективному значительному неравенству при голосовании, особенно в городах. Так, в городе Шаумбурге депутат представлял 45 тыс. жителей, в Гамбурге — 291 тыс., в Берлине — в среднем 340 тыс. Причем в столице даже внут­ри города было значительное неравенство: в богатых районах округ вбирал около 82 тыс. жителей, в рабочих — до 700 тыс.

Райхстагу принадлежали права законодательства по вопросам, отнесенным к сфере компетенции империи: положения о гражданст­ве, иностранцах и полицейском надзоре, торговое и хозяйственно-финансовое законодательство, регулирование изобретательских, авторских и т. п. прав, связь и пути сообщения, военное строительство и флот, законодательство о правах граждан, прессе, союзах и т. д. Райхстаг работал сессионно (1-2 сессии в год по 1-4 месяца). Со­ставляли его 397 депутатов (в т.ч. от Пруссии — 235, Баварии — 48). Депутаты считались представителями народа, не могли быть отозваны; они не получали за депутатство никакого вознагражде­ния[26]. Кроме законодательных, райхстаг имел еще право запроса к правительству (подписанное не менее чем 30 депутатами и передан­ное через бундесрат).

Законодательная процедура была довольно сложной. Инициати­ва могла исходить и от Союзного совета, и от райхстага; в послед­нем случае принятый законопроект передавался для утверждения через канцлера. Законопроект проходил три чтения: в первом велись общие прения и назначалась комиссия для выработки текста, во втором — вносились все поправки и делался им свод, в треть­ем — обсуждались лишь те поправки, за которые высказывались не менее 30 депутатов. Голосование было открытое (обычно — встава­нием). Законодательная инициатива райхстага должна быть основа­на на согласии не менее 15 депутатов.

Деятельность райхстага (и равно бундесрата) регулировалась «Основами распорядка» (приняты 21 марта 1871 г.). Заседания мог­ли быть как публичными, так и закрытыми (по специальному реше­нию депутатов). Со временем сформировались постоянные комиссии райхстага: по рассмотрению петиций, торговли и ре­месел, финансовая, юстиции, бюджетная и др. Полномочия депута­тов и порядок их избрания проверялся мандатной комис­сией, также постоянной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: