Административные и социально-правовые реформы — Студопедия
Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Административные и социально-правовые реформы




Последовавшие за политическим переворотом реформы практически полностью ликвидировали остатки феодальных отношений в управлении страной, захватив и социально-правовую сферу.

После реставрации в 1868 г. императорское правительство прове­ло конфискацию значительной части владений княжеств, поддержи­вавших сегуна, и собственные его владения, а также 8 феодальных городов. В 1869 г. князья — дайме «возвратили» императору права по управлению своими княжествами, включая и тех, кто выступил инициатором переворота. (Большинство дайме Сацума, Тесю и др. были возвращены правителями в бывшие княжества в качестве гу­бернаторов.) За этим вскоре последовало уничтожение клановой иерархии и полное упразднение княжеств. Вместо княжеств было введено новое административно-территориальное деление (1871 г.) из 72 кэн (префектур) и 3 фу (столичных округов), правители кото­рых были уже чисто правительственными чиновниками. В 1878 г. в городских и сельских округах было учреждено всесословное само­управление в виде объединенных собраний, в которых участвовали граждане с высоким, правда, имущественным цензом.

Завершением ликвидации военно-аристократических принципов сегуната стало упразднение сословия дайме. В 1872 г. вместо исто­рического деления на четыре сословия было введено новое — на 3 сословия: высшее дворянство, рядовое дворянство, простые гражда­не. Следом были приняты законы о гражданском равенстве, введе­нии обязательных для всех фамилий, об отмене прежних ограниче­ний в браках. Запрещались цеховые организации в городах (1868 г.), что сделало относительно свободными занятия ремеслом и предпринимательством. В ноябре 1872 г. была введена всеобщая во­инская повинность (хотя и со значительными конкретными ограни­чениями), что упразднило одну из важнейших сословных самурай­ских привилегий.

Параллельно сословно-правовым преобразованиям правительство провело аграрную реформу. Были отменены запреты (1872 г.) на продажу и куплю земель, существовавшие с 1643 г. (!). Для очищения владельческих прав от полуфеодальных пережитков проведено межевание земель (1875-1881 гг.), в ходе которого вла­дельцам стали выдаваться особые удостоверения (тикэн) о пра­вах на землю. Благодаря этому значительная масса помещиков, ранее пользовавшихся землей на вассальных от дайме правах, приоб­рели реальное право частной собственности; это же коснулось и мелких самостоятельных крестьян-арендаторов. Вместо традиционных феодальных рисовых пайков вводились де­нежные пенсии самураям (1876 г.), что лишило их значительной части доходов. Был установлен единый поземельный налог (3% от стоимости земли).

Толчком для ускоренной капитализации экономики стала фи­нансово-денежная реформа. После унификации денежных знаков в 1869 г. и упрощения налогов была введена единая общегосударст­венная монета — иена с десятичным подразделением (до того, к 1867 г. в стране легально обращалось 1694 вида денежных знаков). В 1872 г. был организован государственный банк — в по­следующем с эмиссионными правами. В 1876 г. возник первый в стране частный банк купеческого дома Мицуи (кредитовавшего борьбу с сегунатом). Благодаря установленному законами особому государственному протекционизму и почти регулярным бюджетным дотациям финансово-промышленным домам (до 1 млн иен в год) эти дома стали превращаться в крупнейшие корпорации не только эко­номического, но и политического ж значения.




Проводником преобразований выступило центральное правитель­ство, организация которого приобрела новый вид. В идейно-поли­тическом и правовом отношении реставрация осуществлялась под знаком восстановления древней японской монархии «эры Дзимму» (VIII-IX вв.). Поэтому номинально были восстановлены действия законов Тайхо-рицуре (см. § 48). Разумеется, фактически это было нереализуемо, как и провозглашенное возрождение принципов древней администрации, во главе которой стоял бы императорский двор. Такие лозунги означали прежде всего легализацию упраздне­ния учреждений и институтов сегусуната. В 1868 г. Это был переиме­нован в Токио и сделан новой столицей.

Номинально государственная власть полностью принадлежала императору. Его статус и восстановленные права были зафиксиро­ваны в особом Законе об императорском доме (11 февраля 1869 г.). Законом устанавливался строгий порядок престо­лонаследия в роде монарха (от отца к старшему сыну), определя­лись обязательность процедуры коронации, новые условия совер­шеннолетия (18 лет). Собственность императорской фамилии про­возглашалась наследственной и неотчуждаемой. Для управления де­лами императорского дома учреждался императорский Семей­ный совет. Государственные полномочия монарха в законе от­ражены не были. Во многом потому, что после реставрации ре­альная полнота власти перешла к аристокра­тическому правительству, что было закреплено не­сколькими политическими (конституционными) соглашениями.



Новое центральное императорское правительство было учреждено в ходе самой реставрации по китайскому образцу VII в. (!) Правительство — сансеку возглавлял премьер (сосаи), ко­торым стал принц Арисугава. Организационно сансеку было объеди­нением сановников еще двух уровней: 10 государственных минист­ров (гаджи) и 20 государственных советников (сенио).

Основы более политически реальной и плюралистической орга­низации высшей администрации были закреплены в особой импе­раторской клятве в 5 статьях 14 марта 1868 г. Импе­ратор гарантировал (1) создание широкого собрания и решения го­сударственных дел соответственно общему мнению, (2) единство за­боты об общенациональных интересах со стороны как правителей, так и управляемых, (3) свободу развивать свою деятельность всем военным и гражданским лицам, (4) упразднение дурных обычаев и упрочение правосудия, (5) обращение лицом ко всему цивилизован­ному миру «для заимствования знаний».

Соответственно первым двум «обещаниям» правительство было реорганизовано по специальному декрету о государственном пере­устройстве — Сейтасе (17 мая 1868 г.). Сансеку упразднялось, и главенствующим властным органом стал Государственный совет (дадзекан). Он считался высшим законодательным, правительствен­ным и судебным учреждением империи. Состав его определялся им­ператором из высших сановников и кугэ, верхушки самурайского чиновничества. Позднее в Совете были созданы департаменты: по делам синтоистской религии, финансов, военный, иностранный и юстиции. В 1871 г. Государственный совет был еще раз реорганизо­ван, поделен на 3 ведомства (центральную, правую и левую пала­ты); основная власть сосредоточилась в центральной палате.

В социально-политическом отношении реставрация знаменова­лась безусловным господством дворянства (самурайского сословия). К 1871 г. правительственный аппарат всех уровней на 89% состоял из самураев. Позднее стала быстро расти численность выходцев из горожан (к 1880 г. они составили уже до 25% чиновников). Высший эшелон власти был доступен только придворной аристократии и влиятельным самурайским родам. Самурайская поддержка рестав­рации была не абсолютной. Немалая часть этого весьма многочис­ленного в Японии XIX в. сословия (до 1/10 населения) выступила с консервативных позиций. В 1874-1878 гг. правительству пришлось столкнуться с крупными самурайскими мятежами. Мятежи были подавлены, но подтолкнули правительство к активизации агрессив­ной внешней политики. С другой стороны, самурайское сословие стало социальной базой формирования либерально-конституционно­го движения.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 487; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11111 - | 8260 - или читать все...

Читайте также:

 

3.235.66.217 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.