Милитаризация политической системы

В политических условиях нарастания военной активности государства, ре­прессий в отношении демократического движения закономерно стали оформляться общественные движения, целью которых было дальнейшее усиление имперской политики, пе­реход к военно-диктаторским методам осуществления власти. Такие движения охватили даже мелкобуржуазные слои, в которых распро­странило влияние Общество имперского пути — Дзиммукай (1932). Общество провозгласило поддержку имперской политики для про­движения с ее помощью страны к новому, «народному государству», в котором бы императорская власть и армия заняли более достойное их роли в истории место.

Особую роль в распространении милитаристских идей и перене­сении их в реальную политику сыграло Общество «молодых офице­ров». Под его влиянием в стране произошли попытки военных пере­воротов в 1932 и 1936 гг., которые были быстро подавлены, но кото­рые в том числе привели к полному разрыву парламентской и пра­вительственной деятельности. С 1932 г. в Японии формировались т. н. «надпартийные» кабинеты. Возглавляли их военные, а члены пар­тий минсейто и сейюкай (входившие в правительство) практически были лишены какого-либо веса.

Правительство премьера Каноэ, пришедшее к власти благодаря влиянию двора и военных в июле 1940 г., в условиях вовлечения страны в войну на Тихом океане инициировало практическое уста­новление в государстве военно-полицейского режима. Основами это­го режима должны были стать провозглашенные «новая поли­тическая структура» и «новая экономическая структура». На деле формирование этих «структур» означало деформации конституцион­ного строя и ликвидацию основ парламентаризма.

«Новая политическая структура» означала организацион­ное подчинение правительству политических и общественных движений в стране. Были распущены основные правительственные партии — минсейто и сейюкай, деятельность других существенно сократилась. Приостановлена работа основных общественных организаций, в т. ч. Японской федерации труда (Содомэй). На место всех партий и общественных организаций указом создавалась «Ас­социация помощи трону» (1940). Ассоциация состояла на полном государственном обеспечении, возглавлял ее премьер-министр, идейные основы деятельности определялись императорским двором и Генеральным штабом. Большинство чиновников и сановников из самораспустившихся партий вошли в Ассоциацию. В префектурах, городах и уездах были образованы местные отделения Ассоциации, во главе которых стояли чиновники, назначенные премьером. Низо­вой ячейкой Ассоциации была сделана соседская община. Каждые 30-40 общин дополнительно соединились в объединение улицы, по­селка и т. д. За такими объединениями и комитетами было признано право саморегулирования снабжения населения, обеспечения продо­вольствием, контроля за соблюдением карточной системы. Члены низовых объединений кроме всего были опутаны взаимными поли­цейским контролем и слежкой.

«Новая экономическая структура» в такой же степени отражала стремление к государственному тоталитаризму. На протяжении 1930-х гг. в Японии были приняты несколько законов, установив­ших повышенную (применительно к условиям капиталистической экономики) степень государственного регулирования хозяйства. За­кон о картелях (1931) предусматривал обязательное квотирование производства и распределение этих квот между фирмами при по­средничестве государственной администрации. На основании Закона о государственном тресте (1933) производство чугуна и стали в стране вообще было объявлено государственной монополией, вто­рично переданной в руки крупнейших финансово-экономических домов, связанных со старыми сословно-правительственными клана­ми (дзайбацу). Законами о стимулировании хозяйства (1938) конт­роль за основными видами коммуникаций в стране, финансами, торговлей был непосредственно передан правительственным струк­турам.

В соответствии с принципами «новой экономической структуры» почти в каждой значимой области хозяйства создавались «конт­рольные ассоциации». Во главе такой ассоциации соот­ветствующее министерство ставило президента (как правило, из числа виднейших дзайбацу отрасли). Под его руководством прину­дительно объединялись все предприятия отрасли, района или горо­да для целей выполнения государственных заказов, распределения ресурсов, а в конечном счете — реальной монополизации произ­водства.

Соответственно требованиям новой «структуры» были перестрое­ны и трудовые отношения. Вместо профсоюзных объединений созда­валось полугосударственное «Общество служения отечеству через производство». Все трудящиеся на предприятиях, охваченных струк­турой, были обязаны войти в новое Общество. Во главе его местных отделений стояли губернаторы и префекты, начальники полиции. Тем самым контроль за выполнением трудовых норм, служебной дисциплиной, и т. п. приобрел вполне реальные очертания поли­цейского принудительного надзора, предполагавшего практически лишение основных прав и свобод. Хотя положительное значение но­вого метода регулирования социально-хозяйственных отношений также сказалось на снижении числа трудовых конфликтов, введе­нии более высокого уровня социальной обеспеченности рабочих и служащих под контролем государства.

В годы Второй мировой войны полицейский режим в особенности обеспечивал основные социально-хозяйственные задачи государства и правительства. Это было едва ли не самым очевидным показате­лем нарастающего кризиса прежнего государственного уклада, ре­альным результатом которого стала в том числе почти полная от­чужденность верхов правительства и двора от массы японского об­щества.

конституция Японии 1947 г. Поражение Японии во Второй мировой

войне (капитуляция последовала 2 сен­тября 1945 г.) вызвало кризис японской государственности и прак­тическое ее разрушение. Страна была оккупирована войсками США. Все государственные полномочия перешли к главнокоманду­ющему войсками США, при котором был организован Консульта­тивный совет из представителей СССР, Великобритании и Китая. Дополнительным органом контроля была особая Дальневосточная комиссия, в которой принимали участие уже делегации 11 воевав­ших с Японией государств.

Основы послевоенного устройства Японии были предопределены Потсдамской декларацией держав-победительниц от 26 июля 1945 г. В соответствии с Декларацией должны были ликвидировать­ся все военные учреждения, генеральный штаб, распускалась армия. Упразднялись полугосударственные политические и экономические «структуры». В октябре 1945 г. штаб оккупационных войск обнаро­довал приказ о восстановлении в стране в полной мере демократиче­ских прав и свобод: слова, печати, митингов, союзов. 17 декабря 1945 г. приказом было установлено всеобщее избирательное право (и мужчин, и женщин, начиная с 20 лет; пассивное — с 25 лет).

Оккупационные власти не без основания видели главную опас­ность возрождения милитаризма в тех антидемократических струк­турах и в полицейском режиме, которые утвердились в Японии в 1940 г. Поэтому власти инициировали возрождение и активизацию Деятельности политических партий. К концу 1946 г. заявили о своем существовании свыше 120 политических партий и объединений раз­ной направленности. Наиболее крупными стали дзиюто (Либераль­ная), образованная в ноябре 1945 г. на базе довоенной сэйюкай, симпото (Прогрессивная), подхватившая инициативу минсейто, нихон кедото (Японская партия сотрудничества), ставшая организацией мелких собственников. В ноябре 1945 г. возобновили свою дея­тельность Социалистическая и Коммунистическая партии. Главой переходного правительства оккупационные власти поставили лидера партии Сэйюкай.

Общеполитические преобразования подразумевали пересмотр но­минально действовавшей в Японии Конституции 1889 г. Планы ее реформирования включали отказ от основных преимуществ прави­тельства и целого ряда традиционно-аристократических институтов в пользу расширения прав представительства (расширения полномо­чий Палаты депутатов, уничтожения права вето Палаты пэров, им­ператорского вето, установление ответственности правительства пе­ред Палатой). После того как оккупационные власти обнародовали планы реформирования конституции, основные политические пар­тии выступили со своими предложениями. Проект партии дзиюто предполагал сохранение императорской власти с ограничением прав императора в отношении армии и издания указов. Проект Социали­стической партии предполагал воплощение социал-демократических парламентарных порядков. Проект Коммунистической партии — полную ликвидацию монархии и установление демократической ре­спублики.

Более практический план реформирования конституционных структур был разработан в Государственном департаменте США и предполагал важные политические ограничения на государственную деятельность будущей власти вообще (в частности отказ от войны) и упразднение основных институтов традиционной монархии. Споры с японским правительством по поводу судеб монархии окончились ультимативным требованием: или ликвидация политического абсо­лютизма, или вообще ликвидация монархии. В феврале 1946 г. японское правительство приняло американский план конституцион­ных преобразований, контроль за осуществлением которого был воз­ложен на оккупационный штаб генерала Макартура. Подготовка конституции прошла при нарастании политических и идеологиче­ских противоречий с СССР, позицию которого выражала Дальнево­сточная комиссия и которой выдвигал абсолютно нереализуемые в тех условиях политические конструкции представительно-советской республики китайского образца. В марте 1946 г. проект был прави­тельством доработан, получил одобрение в штабах Макартура и Го­сударственном департаменте США и опубликован.

10 апреля 1946 г. прошли первые послевоенные выборы в парла­мент. Большинство мест в Палате получили Либеральная (30 %), Прогрессивная (20%) и Социалистическая (20%) партии. Либе­ральная и Прогрессивная партии сформировали новое правительст­во. Проект конституции был одобрен Тайным советом, затем импе­ратором. В течение августа — октября 1946 г. проект был обсужден и одобрен Палатой представителей (421: 8 голосов) и Палатой пэров (большинством в 2/3). Некоторые важные поправки были дополнительно утверждены Палатой представителей уже после общего об­суждения. 3 ноября 1946 г. конституция была одобрена императо­ром, и с 3 мая 1947 г. она вступила в силу, заложив основы нового государственного уклада в Японии.

Конституция 1946 г. (103 ст.) установила своеобразный строй, сочетающий парламентскую республику с номиналь­ным сохранением конституционной монархии. Особы­ми статьями закреплялся отказ японского государства от войны как средства политики и запрещение организовывать армию и флот (кроме т. н. Корпуса обороны). Исходя из провозглашенного прин­ципа народного суверенитета устанавливался безусловный государ­ственный приоритет парламента.

Император считался символом нации, и его статус оп­ределялся «волей народа» (ст.1). Ликвидировались все прежние при­вилегии и государственные преимущества императорского дома, уп­разднялся Тайный совет, императорский бюджет, министерство дво­ра и т. п. Император сохранял номинальные полномочия утвержде­ния основных правительственных институтов: назначал премьер-министра, верховных судей, обнародывал законы, созывал и распу­скал парламент, утверждал назначения на высшие государственные посты. Однако все действия монарха ставились в строгую зависи­мость от законов и одобрения кабинета министров.

Парламент учреждался двухпалатным. Нижняя, Пала­та представителей избиралась (в составе 467 депутатов) по мно­гомандатным округам на 4 года. Верхняя, Палата советников (в составе 252 депутатов) — на 6 лет с периодическим переизбра­нием по 1/2 по сложной системе (150 депутатов — по префекту­рам, 100 — по общеяпонскому округу многомандатному, 2 были делегатами о-ва Окинава). В целом полномочия обеих палат бы­ли равными. Но Законом о парламенте (26 апреля 1947 г.) за­креплялся приоритет нижней палаты: она могла квалифицирован­ным большинством преодолеть вето верхней, нижняя палата пре­имуществовала и при внесении поправок в Конституцию. Парла­мент был единственно законодательным органом, и эти его полномочия не могли ограничиваться никакими другими пра­вительственными институтами.

Положение кабинета министров определялось не только Консти­туцией, но также и особым Законом (16 января 1947 г.). Глава пра­вительства избирался парламентом, и кабинет нес коллективную ответственность перед депутатами. Правительству принадлежала полнота государственного управления, ведения государственных Дел, проведения в жизнь законов, организации государственной службы, заключение международных договоров.

Конституция предусмотрела самостоятельную организацию су­дебной власти, следуя началу разделения властей. Главой судебной системы считался Верховный суд, который назначался и смещался по представлению парламента. Но в полномочиях которого было право рассмотреть конституционность принятых законов.

Конституция 1946 г. значительно расширила систему демократи­ческих прав и свобод граждан. Провозглашалось упразднение со­словий, отделение церкви от государства, равенство супругов в семье, запрет детского труда. Охраняя право частной собственности в принципе, предусматривалось, что она может быть «социализиро­вана» (ст. 29). Закреплялись право на труд и обязанность трудиться, свобода выбора профессий, социальные гарантии образования а так­же «минимального уровня здоровой и культурной жизни». Основные права граждан были провозглашены вечными и неотъем­лемыми, как бы выражающими принципы всего нового государственного порядка.

В 1951 г. Япония подписала мирный договор с США, а также ряд других документов, установивших отношения политического равно­правия между странами. На основании договора все ранее существо­вавшие ограничения суверенитета отменялись.

К середине 1950-х гг. сложилась новая система политических партий в Японии. В ноябре 1955 г. дзиюто и минсейто слились вое­дино в Либерально-демократическую партию, став основной прави­тельственной силой страны в последующие десятилетия. Второй крупнейшей стала Социалистическая партия. Позднее образовались некоторые новые движения: партия Комэйто (социального правле­ния), выдвигающая программу особых реформ социального покрови­тельства, Партия демократического социализма. Однако в послед­ние десятилетия XX в. основное политическое соперничество в борь­бе за парламент и правительство проходило между Либерально-де­мократической и Социалистической партией. Их реформистские курсы и определили основные события государственной жизни стра­ны вплоть до конца XX в.


[1] Исторические Нидерланды охватили территории современных Нидерландов (Гол­ландии) и Бельгии.

[2] В последующем эта административная организация сохранилась в южной части Нидерландов — Бельгии.

[3] Долгим парламент назвали уже в XVII в. ты — 13 лет и в сравнении с предыдущим — Коротким (1640).

[4] Смысловое значение кличек тори и виги (позаимствованных из лексикона посетителей ирландских пивных) утерялось.

[5] Blackstone W. Commentaries of England's Laws. I. 161.

[6] Локк Д. Два трактата о правлении. II. § 157.

[7] Habeas corpus ad judicierandum, т.е. «доставить тело для предания суду». Словами habeas corpus начинались и многие другие судебные приказы: доставить заключенного, передать высшему суду.

[8] В XX в. эта тенденция будет продолжена: Апелляционный суд получил право при-j нимать апелляции на решения судов графств (1934) и по уголовным делам вообще (1966).

[9] Квакеры — особая протестантская секта.

[10] день 4 июля стал официальным государственным праздником США.

[11] Закон 1789 г. действует и поныне, и принципы судоустройства сохранились неизменными.

[12] В настоящее время существуют 89 районов с 94 федеральными районными судьями в составе от 1 до 27 судей; есть и малые участки.

[13] Луазо. Трактат о сословиях. 1610.

[14] По-видимому, именно с этим выступлением связано рождение мифа о доктрине аб­солютной монархии в словах «Государство — это я», необоснованно приписанных позднее молвой Людовику XIV.

[15] В начале XVIII в. армия Франции перешла от милиционной к постоянной рекрут­ской армии (1726). Число набираемых полков определял король. В 1786 г. рекрут­ская повинность распространилась на города.

[16] Монтескье Ш. Л. Персидские письма. ХСИ.

[17] 14 июля стало днем национального праздника Франции.

[18] В настоящее время государственный строй Франции основывается на 16-й по обще­му счету конституции.

[19] В условиях Франции начала XIX в. 1/1000 пригодных кандидатов немногим коли­чественно превышала 1 тыс. чел., так что выбор был весьма относительным: просто делегировали полномочия лицам предусмотренного конституцией статуса.

[20] В 1808 г. правительственный официоз «Монитор» опубликовал официальную поправку к речи Жозефины, супруги Бонапарта, текст которой был составлен лично Наполеоном, в том духе, что не Законодательный корпус, а император есть представительство нации

[21] Лабулэ Э. Французская администрация и законодательство. СПб. 1870, т. 2.

[22] Классическая школа уголовного права (в лице итальянского правоведа Ч. Беккариа, немецкого криминолога А. Фейербаха и др.) призывала к равенству граждан и законности в назначении наказаний, их индивидуализации, устранению жестоких наказаний и ненаказуемости мифических преступлений (связанных с религией, суе­вериями и т. д.).

[23] Способ казни сохранился во Франции неизменным до настоящего времени. С 1939 г. казнь носила ограниченно-публичный характер.

[24] Количество лиц традиционно-иудейского вероисповедания в Австрии было значи­тельным, особенно в восточных областях.

[25] В феврале 1867 г. был избран первый райхстаг Союза, который выработал и утвер­дил конституцию, вступившую в силу I июля 1867 г.

[26] 1906 г. было установлено жалованье депутатам в 3 тыс. марок в год. За отсутствие на сессии производились вычеты — 20 м. в день.

[27] В правление Мухаммеда Али (1805-1849 гг.) в Египте были проведены масштабные государственные реформы, создана регулярная армия, сложилась централизованная администрация. С середины XIX в., сохраняя автономный статус (до провозглашения независимости в 1922 г.) в Османской империи, Египет превращался в конституци­онную монархию

[28] См.: Квигли Г. Правительство и политическая жизнь Японии. М. 1934.

[29] Конституция Австрии 1920 г. с небольшими изменениями 1929 г. сохранила свою силу на протяжении всего XX в.

[30] Конституция Финляндии 1919 г. также оставалась действующей на протяжении XX в.

[31] В собственном смысле фашистским было только итальянское движение боевых отрядов-связок fasci italiani di combattimento (программа обнародована 23 марта 1919 г.). Позднее название стало условно-обобщающим, типологическим.

[32] Выборы президента проводятся одновременно с выборами в Палату представителей и перевыборами трети сенаторов.

[33] По имени предложившего закон конгрессмена.

[34] Трудовое законодательство США не устанавливает недельного предела занятости рабочих, а только предел допустимой обыкновенной оплаты в неделю.

[35] Институт омбудсмена («жалобщика») возник в 1713 г. в Швеции. Это был особый объездчик, принимавший частные жалобы и являвшийся в органы администрации для проверок по ним, предупреждая за 1 день. Получил распространение в XX в. в Дании, Норвегии, Новой Зеландии.

[36] «Двухпартийная система, — по отзыву видного британского правоведа, — нераз­рывно связана с политической традицией, согласно которой первостепенное значение имеет правительство как таковое, а взгляды и пожелания избирателей или членов парламента сводятся к простой альтернативе — выступлению «за» или «против».»(Л. С. Эмери. Мысли о конституции. — 1947)

[37] По канонам мажоритарной системы победа полностью отдается тому или тем, кто набрал 50% + 1 голос при условии, что это составляет более 25% всех избирателей округа.

[38] Практика таких ограничений уже имела место в Германии в конце 1920-х гг.

[39] См.: Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. Пер. с болг. М., 1991.

[40] Реально освобождение отдельных районов, островов продолжилось до 1955 г.

[41] Правительство гоминьдана обосновалось на китайской о-ве Тайвань, который позд­нее, при поддержке США, трансформировался в самостоятельное государство парла­ментского типа.

[42] Женщины получили избирательные права в Китае в ходе выборов в Национальное собрание 1945 г.

[43] Энгельфельд В.В. Очерки государственного права Китая. Париж. 1925. С.6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: