Конституция 1982 г

Новая конституция КНР была подготовлена специальной партийной ко­миссией и опубликована в апреле 1982 г. для обсуждения. 5-я сессия ВСНП утвердила 4 декабря 1982 г. Конституцию КНР. Она в зна­чительной степени восстановила государственную и политическую систему 1950-х гг.

Конституция 1982 г. в полной мере утвердила социалистический право-государственный уклад КНР. Однако, в соответствии с программой, изложенной Дэн Сяопином на XII съезде КПК (1982), это был «социализм с китайской спецификой». «Специфика» в программе модернизации понималась как сотрудни­чество с иными социальными укладами в общеобщественных инте­ресах. Конституция утвердила только общественную и коллектив­ную собственность (ст. 6). Вместе с тем разрешалось вести трудовое индивидуальное хозяйство, вкладывать личные капиталы в произ­водство (ст. 18). Поправками в Конституции, внесенными в 1988 г., были узаконены частное хозяйство и аренда земли. Актами, приня­тыми в развитие Конституции, были расширены права государст­венных предприятий. (По Временному положению 1983 г. предпри­ятия получили право использовать в своих нуждах доходы от взято­го на себя дополнительного плана.) В аграрном секторе господству­ющей стала особая «трехступенчатая система собственности», где главное место отводилось т. н. большой производственной бригаде. Земля считалась изъятой из гражданского оборота. (Гражданского кодекса в КНР не разрабатывалось, существовали «Общие положе­ния гражданского права» 1986 г.) Социалистическая форма органи­зации производства, государственное регулирование в виде плани­рования были сохранены как определяющие принципы народного хозяйства (ст. 8). Хотя в 1993 г. поправкам к Конституции (в связи с дальнейшей реформистской программой) было допущено сущест­вование рыночного хозяйства как вспомогательного средства разви­тия экономики. Негосударственная собственность в финансовой сфе­ре и промышленности допускается только в виде подконтрольных государству совместных предприятий и, как правило, в особых эко­номических зонах.

Конституция восстановила прежнее значение Единого фронта и НПКС. Однако оно еще в большей мере стало чисто идеологиче­ским, поскольку за период «культурной революции» численность некоммунистических партий стала ничтожной (всех вместе — не более 100 тыс.) и несопоставимой с влиянием КПК (свыше 57 млн. членов). Никакие другие партии, кроме КПК, не располагают сетью территориальных организаций, производственных ячеек, админист­ративными комитетами (кроме центральных органов). Согласно но­вому Уставу НПКСК его деятельность охватила и единые государст­венные профсоюзы.

В развитие положений Конституции об упрочении националь­ной автономии были восстановлены в правах прежние националь­ные образования. Согласно Закону 1984 г. о районах национальной автономии в Китае организовано уже до 140 таких районов, в веде­ние местного самоуправления перешли вопросы образования, науки, культуры.

Конституция восстановила прежнее значение декларации граж­данских прав (ст. 33-56) на уровне 1954 г. В связи с демографической ситуацией в Китае закон регулировал теперь и брачно-семейные права: с 1979 г. устанавливалось правило «одна семья — один ребенок», разрешение на второго зависит от властей. Нарушители караются значительными штрафами. Сохранилось лишение поли­тических прав по законным основаниям, по приговору суда. В 1980 г. был принят новый Закон о гражданстве (прежний, еще гоминьдановский закон 1929 г. не действовал с 1949 г. и многие пра­вовые ситуации оставались неурегулированными). По новому зако­ну не признавалось двойное гражданство, а выход из гражданства был только разрешительным (и то не всем категориям граждан).

Высшим органом государственной власти провозглашено вновь в полной мере Всекитайское собрание народных представителей. Нормы представительства населения практически не изменились (1 депутат на 1 млн. жителей), поэтому ВСНП насчитывало до 3 тыс. депутатов, в т. ч. Сохранены особые квоты представительства КПК; армии, национальных районов, общественных организаций. ВСНП избирается гражданами старше 18 лет, не подверженным ограниче­нием прав на 5 лет. Права его расширены: оно имеет исключительно право изменения конституции, принятия кодексов, избрания Пред­седателя КНР, утверждения премьера Госсовета, председателя Цен­трального военного совета.

Полномочия главы государства по-прежнему поделены между Постоянным комитетом ВСНП (в составе примерно 150 делегатов от ВСНП) и Председателем КНР. Новая конституция повысила требования к гражданскому качеству председателя (старше 45 лет), избирается он на 5 лет. По-прежнему Председатель КНР устранялся от командования вооруженными силами, которое возлагалось на особый Центральный военный совет. Его председатель и являлся главнокомандующим.

Полномочия правительства традиционно возлагались на Госу­дарственный совет, который формировался ВСНП и был ответстве­нен перед ним. При реформе 1982 г. количество министерств было значительно сокращено (со 100 до 52), сократился и состав Госсо­вета.

Конституционный строй КНР, традиционно для социалисти­ческой государственности, игнорировал разделение властей. Вме­сте с тем Конституция 1982 г. последовательно стремилась раз­делить статус и полномочия разных государственных высших должностей и учреждений и передать важнейшие государствен­ные функции (прежде всего военные) только коллективным ор­ганам. Это был один из важнейших способов сохранить прямой контроль Коммунистической партии за государственно-поли­тической системой.

Несмотря на ярко выраженные социалистические начала, тота­литарные порядки, связанные с политической диктатурой одной, коммунистической партии, государственный строй КНР сохранил и воспроизвел некоторые важные особенности всей исторической госу­дарственной культуры Китая, восходящие как минимум к началу XX столетия. Одной из важнейших особенностей стал местный ре­гионализм, подкрепленный национальной и административной обо­собленностью. Другой — сохраняющееся отличие легализированно­го порядка и реальной системы властных отношений. «В Китае, может быть более чем где-либо, следует отличать фактическое по­ложение вещей от существующего на основании норм писаной кон­ституции. Очень многое из того, что мы читаем в китайских зако­нах, существует только на бумаге...»[43]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: