ПРИМЕЧАНИЯ
Вопросы для размышления
1. Определите, формирование каких умений становится целью исторического образования, когда оно понимается как а) набор знаний или б) поиск объяснений.
Набор знаний Поиск объяснений
1) Собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом контексте.
2) Оперировать имеющимися знаниями в отстаивании принципиальных позиций, при столкновении с чуждыми взглядами.
3) Оценивать исторические факты с классовых, партийных позиций, определять их прогрессивность или реакционность на основе критериев, установленных марксистско-ленинской наукой.
4) Формулировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения на основе анализа имеющихся свидетельств и изучения широкого спектра точек зрения.
5) Отдавать себе отчёт в том, что эти заключения могут быть подвергнуты переоценке в свете новых фактов и толкований.
6) Обосновывать правильность выводов, оценок, пользуясь различными способами доказательства и достоверными историческими фактами.
|
|
7) Обоснованно оценивать изучаемые события и т.д. в конкретных исторических условиях, опираясь на теоретические знания, полученные в курсах истории.
8) Различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы, анализировать полученную информацию.
9) Участвовать в дискуссии, убедительно отстаивая свою точку зрения, опираясь на теоретические знания и факты.
10) Оценивать различные версии и мнения о прошедших исторических событиях, признавая, что некоторые источники могут быть необъективными, объяснять причины такой необъективности.
2. Какой тип методических пособий вы предпочитаете использовать при разработке тематического планирования и подготовке к урокам истории? Почему?
1 С.М.Соловьёв как преподаватель // В.О.Ключевский. Литературные портреты. М.: Современник, 1991. С. 213.
2 Современный словарь иностранных слов. М.: Рус.яз., 1993. С. 376.
3 Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: В 2 ч. М.: Владос, 2002.
4 В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (специальность 032600. История) употребляется термин «Теория и методика преподавания истории».
5 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М.: Владос, 2003.
§ 6.
6 См.: Образование — осуществляемый в образовательных учреждениях или самостоятельно процесс овладения системой знаний, человеческой культурой в целом, процесс развития и становления личности, а также результат этого процесса — определённый уровень овладения культурой (образованности), развитие личности в контексте культуры (Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. С. 4—5). Курсивом мы выделили то, что качественно отличает образование от обучения. Однако второй термин настолько устойчив, стереотипен, что остался в названии педагогического труда, посвящённого «целям и ценностям современного образования». С. 3).
|
|
7 См.: Настольная книга учителя истории / Сост. Т.И.Тюляева. М., 2003. Ч. 2. Проекты концепций по мере их разработки публиковались также на страницах еженедельника «История» (вторая половина 1990-х — начало 2000-х годов).
8 Сластёнин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003.
9 И.А.Колесникова, Титова Е.В.. Педагогическая праксеология. М., 2005.
10 Тюнников Ю.С., М.А.Мазниченко. Педагогическая мифология. М., 2004.
11 По книге: Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. М., 2005. С. 144—148.
12 Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В.В.Давыдов. Т. 1. М., 1993. С. 568.
Трагикомедия в двух частях Действующие лица Человек театра. Тиссаферн -- повелитель Эфеса, сатрап персидского царя. Клементина -- его жена. Клеон -- архонт-басилей Эфеса. Герострат К р и с и п п -- ростовщик. Эрита -- жрица храмаАртемиды Тюремщик. Первый горожанин. Второй горожанин. Третий горожанин. Место действия -- город Эфес. Время действия -- 356 год до нашей эры.