Древний восток Тутмес

Ура памятники

Тутмес

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



 
 

 

Тутанхамон в короне Нижнего Египта. Верхняя часть статуи. XIV в. до н. э.

 

мере образцами художественной пластики и юве­лирного искусства, поскольку, во-первых, боль­шая их часть — предметы ритуальной утвари, ук­рашенные изображениями, а во-вторых, в основе их лежит декоративное начало. Шедеврами юве­лирного мастерства эпохи Тутанхамона являются парадный трон, украшенный золотом и инкруста­циями, золотой наос (алтарь), ларцы и изделия, украшающие мумию фараона. Форма трона отно­сительно проста, ножки выполнены в виде льви­ных лап, а концы ручек завершаются львиными головами. Подлокотники поддерживают изваяния крылатых кобр, охраняющих имя фараона от злых сил. Резная деревянная основа трона покрыта лис­товым золотом и инкрустирована голубым фаянсом и красным стеклом. На спинке трона изображен сам правитель и стоящая перед ним царица Анхе-сенпаамон. Свободные позы фигур и естествен­ность их пропорций напоминают об амарнской тра­диции лирических семейных сцен. Интересно, что над фигурами царской четы, как и во времена Эх-натона, изображен солнечный диск с протянутыми к фараону целительными лучами.

Росписи ларца, исполненные в соответствии с прави­лами по регистрам, отличает большая свобода, ди­намика и разнообразие в расположении фигур. В ювелирных изделиях используются сочетания раз­личных природных мотивов, имеющих символичес­кий смысл; ни один элемент декора или орнамента не выходит за рамки ритуальной знаковости: это ска­рабеи, крылатые змеи, богиня-коршун Небхет, свя­щенная ладья, павианы, иероглифические знаки. Цве­товое решение также имеет символический характер. При всей значимости критериев естественности и композиционной свободы Т. э. п. все же отличаются от произведений искусства предшествующего пе­риода известной тяжеловесностью и излишней на­сыщенностью декоративными деталями.

К памятникам этой эпохи близки и росписи гроб­ниц, сочетающие черты стиля Амарны и подчерк­нутую каноничность доамарнского искусства.

Литература:

Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.

ТУТМЕС, древнеегипетский скульптор XIV в. до н. э., служивший при дворе фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) в должности начальника скульпторов. Т. были выполнены скульптурные портреты фара­она и его супруги, царицы Нефертити, а также их дочерей. Работы Т. характеризуются исключитель­ным пластическим изяществом и утонченностью, сочетанием портретной характерности и тонкой стилизации, присущим искусству амарнского пе­риода. Неповторимая одухотворенность портретов




Тутмес. Голова дочери Эхнатона, принцессы Меритатон. 1370-1352 гг. до н. э.

Нефертити сделала ее образ воплощением идеаль­ной женственности в искусстве Древнего Египта. Стиль Т. был воспринят и развит многими мастера­ми его школы; в искусствознании используется и определение «мастерская Т.».

Литература:

Матъе М. Э. Во времена Нефертити. М.-Л., 1967.

 

Чаша из Убайда. Начало IV тыс. до н. э.

 

УБАЙДСКАЯ (также: убейдская или эль-обейдс-кая) КУЛЬТУРА, археологический период культуры древней Месопотамии эпохи энеолита (конец VI — первая половина IV тыс. до н. э.). Получила назва­ние по раскопкам на поселении Эль-Обейд непода-

 

леку от Ура (совр. Ирак); заслуга выделения У. к. принадлежит Ч. Л. Вулли. На начальном этапе была близка хассунской культуре. Период расцвета (4000~3500 гг. до н. э.) представлен характерными памятниками керамики и отчасти архитектуры. В целом период У. к. отмечен переходом к земледе­лию и скотоводству, а затем — к изготовлению изделий из камня и металла. Наиболее харак­терными для У. к. являются сосуды из окрашен­ной керамики, сделанные от руки, без примене­ния гончарного круга.

Изготовленные из желтовато-зеленой глины предметы утвари покрыты геометрическим орна­ментальным узором, как правило, красновато-ко­ричневого цвета. На некоторых изделиях имеются стилизованные, схематические изображения лю­дей, зверей, птиц и растений. Формы сосудов раз­нообразны; в большинстве своем это круглые или плоские чаши и кубки.

Архитектурные постройки ранней У. к. известны по изображениям на посвятительных сосудах, ре­льефах и печатях. Ранняя скульптура представлена примитивными глиняными статуэтками, вероятно, магического назначения. Позднее появляются мону­ментальные храмы на платформах, окруженные поселениями (ранние слои комплексов Эриду, Ура, Урука).

В числе памятников встречаются немногочислен­ные медные предметы и посуда. К середине IV тыс. У к. распространилась на север Месопотамии (Тепе-Гаура), где еще сохранялись черты более ранней халафской культуры, а также в Малую Азию. На основе У. к. сложилась самобытная циви­лизация Шумера.

Литература:

Брентъес Б. От Шанидара до Аккада. М., 1976.

УРА ПАМЯТНИКИ, образцы материальной культуры и пластического искусства, найденные на территории Ура, древнейшего города-государ­ства Месопотамии. Становление Ура как самостоя­тельного города происходило в IV тыс. до н. э., в культурную эпоху, названную археологами пери­одом Урука.

Просуществовав столетие в качестве сильного государства, Ур вошел в состав Шумерской, затем Шумеро-Аккадской державы, а ок. XXI в. до н. а стал столицей царства Шумера и Аккада. Вероят­но, с этим статусом столичного города и было свя­зано обилие многочисленных и ценных памятни­ков, вскрытых при раскопках и датируемых временем правления I и III династий Ура. У. п. были обнаружены в сокровищницах царских гробниц, изученных английскими археологами ХГХ-ХХ вв. (Д. Тейлором, Р. Кэмпбелл-Томпсоном, Г. Р. Хол-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: