Древний восток в культуре Шумеро-Аккадского царства

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

 

В культуре Шумеро-Аккадского царства в эту эпоху не был окончательно принят единый канон, поэтому памятники разных городов иногда рази­тельно различаются по стилю и технологии испол­нения. В ювелирных украшениях из Ура I династии (ок. XXVI в. до н. а) свободно варьируются нарядные сочетания синего, красного и желтого (лазурит, сердолик, золото); предметы с высокой точностью соответствуют своему назначению и отличаются виртуозным мастерством обработки (золотой шлем царя Мескаламдуга, диадема и кинжал с ножнами филигранной работы, декоративные венки, ожере­лья, короны-повязки и браслеты). К предметам обихода знатных семейств принадлежали арфы, навершия которых выполнялись в виде драгоцен­ных скульптур. Такова полная живой выразитель-

Золотой шлем царя Мескаламдуга из гробницы в Уре. Середина III тыс. до н. э.

Голова быка. Навершие резонатора арфы из царской гробницы в Уре. Середина III тыс. до н. э.

лом и, особенно, Ч. Л. Вулли). К эпохе правления I династии относятся 16 царских гробниц, в кото­рых были найдены драгоценная утварь и украше­ния из золота, серебра, ляпис-лазури, обсидиана и др. материалов, иногда с применением мозаично­го декора.

 

«Штандарт из Ура» с изображением битвы, пригона добычи и пиршества. Середина III тыс. до н. э.

«Штандарт из Ура». Фрагмент. Середина III тыс. до н. э.

 

Фреска с быками из Эребуни. VIII в. до н. э.

 

ности голова быка из золота и лазурита с инкрус­тированными раковиной глазами. Резонатор этой арфы также был покрыт перламутровыми инкрус­тациями с изображениями сцен народного сказания о льве и лисе. Сходен по стилю и т. н. «Штандарт из Ура» — мозаика из раковин и лазурита со сценами битв и триумфов.

Своеобразны и архитектурные У. п. Город време­ни правления III династии — формально последне­го периода шумерской истории Двуречья (ок. 2112— 1997 г. до н. э.) — представлял собой овал, окру­женный стеной из сырцового кирпича. Внутри находились кирпичные здания, в том числе остат­ки дворца и храмового комплекса, в центре кото­рого располагался четырехъярусный зиккурат Ур-Намму. Лучшие памятники архитектуры и скульп­туры I и III династий Ура относятся к шедеврам шумерского искусства.

Литерату ра:

Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961.

УРАРТУ ПАМЯТНИКИ, образцы архитектуры, изобразительного искусства и бытовые предметы, найденные при раскопках на территории древнего государства Урарту — переднеазиатской державы, в IX-VI вв. до н. э. подчинившей себе часть Закав­казья (все Армянское нагорье) и соперничавшей с Ассирией. Царство Урарту всего на несколько де­сятилетий пережило Ассирийское и в VI в. до н. а было разгромлено мидянами и скифами. Населе­ние державы (урарты) этнически и по языку были близки к хурритам. Столицей Урарту в IX в. до н. э. был г. Тушпа (совр. Ван в Турции). Наиболее изуче­на культура племен биайнили, во многом близкая культуре Ассирии, Миттани и Хеттского государ­ства, ее обычно и называют урартской.

 

Фреска со львами из Эребуни. VIII в. до н. э.

Архитектурные У. п. описаны в анналах ассирийс­ких царей и известны по изображениям и немного­численным раскопкам. Монументальные крепости имели сторожевые ворота с башнями, перекры­тые не только плоскими балками, но иногда и сводом. Как и в культуре соседней Фригии, У. п. включены в естественный природный рельеф, что говорит о близости их к хеттско-хурритской традиции. Наиболее значительными образцами У. п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: