Генелей

АНТИЧНОСТЬ

Гемма








Волюты капители колонны храма Артемиды в Эфесе. Ок. 560 г. до н. э.


Печать из Кносса. Оникс. Ок. 1450-1400 г. до н. э.



ной подушки ионийской капители и завитка стебля аканфа в капители коринфской. Позднее В. широко используется в искусстве барокко.

ГЕММА (лат. §етта — почка на виноградной лозе), драгоценный камень или самоцвет с резным изображением, выпуклым (камея) или врезанным (инталия). В древности служили печатями, знаками собственности, украшениями. Изготовление резных камней называется глиптикой. Обычно сюжетами античных Г. были мифологические или бытовые образы и сцены. Г. изготавливались мастерами глиптики Крита и древних Микен. Наряду с излюб­ленными в критской глиптике изображениями жи­вотных здесь впервые появляются скульптурные портретные миниатюры. В Греции глиптика не ог­раничивалась стеатитом, гематитом, серпентином и другими мягкими материалами, использовавши­мися в микенской культуре. Активно развиваясь з V в. до н. э., она достигла высокого уровня (Г. Дек-самена). Греческие Г. чаще всего имели заим-:твованную из искусства Египта форму скарабея. 3 Г. архаического периода преобладает декоратив­ное начало, таящееся в рисунках резьбы; в класси­ческую эпоху начинают использоваться живопис­ные свойства самого материала. Многие Г. имеют авторские подписи.

Благодаря практической потребности в печатях зосточного типа Г. получили необычайно широкое распространение в эллинистический период. Число мастеров возросло, подавляющее большинство из них выполняло Г. на полудрагоценных камнях, ис­пользуя чаще всего халцедон, а с IV в. до н. э. так­же и другие благородные поделочные камни — берилл, хризопраз и др. Меняется не только круг:южетов, но и внешний вид Г. Начинают входить


Печать из Кносса. Гематит. Ок. 1450 г. до н. э.

в моду камеи из многослойного разноцветного сар­доникса, нередко довольно большие по размерам. При дворах эллинистических императоров особого расцвета достигает портретная Г. Прославленным образцом эллинистической глиптики является вы­полненная неизвестным александрийским резчиком камея Гонзага с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои (III в. до н. э.).

В эпоху эллинизма Г. ценились и собирались как произведения искусства. Изделия эллинистических мастеров служили образцами для искусства глип­тики в других странах, хотя в некоторых из них развивалась собственная традиция. Например, эт­руски редко импортировали греческие Г., создавая собственные резные печати и украшения из мяг­ких материалов.

Римляне с I столетия империи развили глиптику до высшей ступени. Особенно полно и многообраз­но их мастерство проявилось в камеях из горного хрусталя и агата. Высокой степени мастерства рим-




ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




щая — с посвятительной надписью и две стоящие, одна из которых подписана как кгпИпе.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ КЕРАМИКИ, сло­жился в искусстве Древней Греции ок. 1Х-УШ вв. до н. э. в результате развития и разработки архаи­ческого типа керамических сосудов, украшенных орнаментом в виде концентрических кругов, по­лос, волнистых линий. Изделия схожего типа были распространены в Средней и Южной Греции, на Кикладских островах, Крите и Кипре.

Лучшими образцами Г. с. к. считаются афинские вазы VIII в. до н. э. Их росписи отличаются художе­ственным совершенством, изяществом исполнения и точным соответствием форме сосуда. Рисунки выполнялись блестящей темно-коричневой крас­кой, которую условно называют лаком. Особую де­коративность керамическим изделиям придает расположение орнамента полосами-фризами по горизонтали, с четким отделением каждой полосы. В каждом орнаментальном фризе повторяется один основной геометрический узор. Чаще других встре­чаются треугольники с сетчатым заполнением, ром­бы с точкой в середине и разнообразные варианты рисунка из переплетающихся ломаных линий —



ские резчики достигли при обработке изумруда и сапфира. Античная Г. переживает новый расцвет при дворе Юлиев-Клавдиев. Крупнейшими мас­терами древнеримской глиптики были греки Агатоп, Солон, Диоскурид (придворный мастер императора Августа). Римские мастера создают портретные Г. и многофигурные камеи с мифоло­гическими и аллегорическими изображениями (Г. «Увенчание Августа»; т. н. Парижская камея; обе — конец I в. до к а). Новым стимулом к разви­тию глиптики послужило ок. 200 г. изготовление христианских эмблем (крест, голубь, рыба, якорь).

Г. использовались не только для печатей или украшений, но также и в качестве амулетов, чему способствовала вера в магические свойства драгоценных камней. Художественная и научная ценность Г. является общепризнанной; еще во вре­мена Винкельмана и Гёте коллекции Г. часто ис­пользовались как наглядный материал по антично­му искусству.

Литература:

Максимова М. И. Античные резные камни Эрмитажа. Л., 1926.

ГЕНЕЛЕЙ, греческий скульптор, работавший в середине VI в. до н. э. на о. Самос. Г. — создатель найденной на Самосе скульптурной группы из ше­сти фигур на общем постаменте, посвященной Гере. Сохранилась сидящая фигура с надписью Г., лежа-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: