АНТИЧНОСТЬ
Гемма
Волюты капители колонны храма Артемиды в Эфесе. Ок. 560 г. до н. э.
Печать из Кносса. Оникс. Ок. 1450-1400 г. до н. э.
ной подушки ионийской капители и завитка стебля аканфа в капители коринфской. Позднее В. широко используется в искусстве барокко.
ГЕММА (лат. §етта — почка на виноградной лозе), драгоценный камень или самоцвет с резным изображением, выпуклым (камея) или врезанным (инталия). В древности служили печатями, знаками собственности, украшениями. Изготовление резных камней называется глиптикой. Обычно сюжетами античных Г. были мифологические или бытовые образы и сцены. Г. изготавливались мастерами глиптики Крита и древних Микен. Наряду с излюбленными в критской глиптике изображениями животных здесь впервые появляются скульптурные портретные миниатюры. В Греции глиптика не ограничивалась стеатитом, гематитом, серпентином и другими мягкими материалами, использовавшимися в микенской культуре. Активно развиваясь з V в. до н. э., она достигла высокого уровня (Г. Дек-самена). Греческие Г. чаще всего имели заим-:твованную из искусства Египта форму скарабея. 3 Г. архаического периода преобладает декоративное начало, таящееся в рисунках резьбы; в классическую эпоху начинают использоваться живописные свойства самого материала. Многие Г. имеют авторские подписи.
|
|
Благодаря практической потребности в печатях зосточного типа Г. получили необычайно широкое распространение в эллинистический период. Число мастеров возросло, подавляющее большинство из них выполняло Г. на полудрагоценных камнях, используя чаще всего халцедон, а с IV в. до н. э. также и другие благородные поделочные камни — берилл, хризопраз и др. Меняется не только круг:южетов, но и внешний вид Г. Начинают входить
Печать из Кносса. Гематит. Ок. 1450 г. до н. э.
в моду камеи из многослойного разноцветного сардоникса, нередко довольно большие по размерам. При дворах эллинистических императоров особого расцвета достигает портретная Г. Прославленным образцом эллинистической глиптики является выполненная неизвестным александрийским резчиком камея Гонзага с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои (III в. до н. э.).
В эпоху эллинизма Г. ценились и собирались как произведения искусства. Изделия эллинистических мастеров служили образцами для искусства глиптики в других странах, хотя в некоторых из них развивалась собственная традиция. Например, этруски редко импортировали греческие Г., создавая собственные резные печати и украшения из мягких материалов.
Римляне с I столетия империи развили глиптику до высшей ступени. Особенно полно и многообразно их мастерство проявилось в камеях из горного хрусталя и агата. Высокой степени мастерства рим-
|
|
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
щая — с посвятительной надписью и две стоящие, одна из которых подписана как кгпИпе.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ КЕРАМИКИ, сложился в искусстве Древней Греции ок. 1Х-УШ вв. до н. э. в результате развития и разработки архаического типа керамических сосудов, украшенных орнаментом в виде концентрических кругов, полос, волнистых линий. Изделия схожего типа были распространены в Средней и Южной Греции, на Кикладских островах, Крите и Кипре.
Лучшими образцами Г. с. к. считаются афинские вазы VIII в. до н. э. Их росписи отличаются художественным совершенством, изяществом исполнения и точным соответствием форме сосуда. Рисунки выполнялись блестящей темно-коричневой краской, которую условно называют лаком. Особую декоративность керамическим изделиям придает расположение орнамента полосами-фризами по горизонтали, с четким отделением каждой полосы. В каждом орнаментальном фризе повторяется один основной геометрический узор. Чаще других встречаются треугольники с сетчатым заполнением, ромбы с точкой в середине и разнообразные варианты рисунка из переплетающихся ломаных линий —
ские резчики достигли при обработке изумруда и сапфира. Античная Г. переживает новый расцвет при дворе Юлиев-Клавдиев. Крупнейшими мастерами древнеримской глиптики были греки Агатоп, Солон, Диоскурид (придворный мастер императора Августа). Римские мастера создают портретные Г. и многофигурные камеи с мифологическими и аллегорическими изображениями (Г. «Увенчание Августа»; т. н. Парижская камея; обе — конец I в. до к а). Новым стимулом к развитию глиптики послужило ок. 200 г. изготовление христианских эмблем (крест, голубь, рыба, якорь).
Г. использовались не только для печатей или украшений, но также и в качестве амулетов, чему способствовала вера в магические свойства драгоценных камней. Художественная и научная ценность Г. является общепризнанной; еще во времена Винкельмана и Гёте коллекции Г. часто использовались как наглядный материал по античному искусству.
Литература:
Максимова М. И. Античные резные камни Эрмитажа. Л., 1926.
ГЕНЕЛЕЙ, греческий скульптор, работавший в середине VI в. до н. э. на о. Самос. Г. — создатель найденной на Самосе скульптурной группы из шести фигур на общем постаменте, посвященной Гере. Сохранилась сидящая фигура с надписью Г., лежа-