ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Гомеровской Греции искусство
АНТИЧНОСТЬ
Дексамен. Кольцо в форме скарабея с летящей цаплей. Халцедон. V в. до н. э. |
Оттиск кольца с летящей цаплей. V в. до н. э.
рах. В период поздней Республики создается множество изделий из камня и стекла, авторы которых подражают эллинистическим или этрусским)бразцам. В эпоху ранней Римской империи происходит новый расцвет искусства Г. Наряду с камеями придворных мастеров (Августова гемма) и подписанными произведениями появляется множество анонимных изделий из стекла, отмеченных высокими художественными достоинствами. Используются темно-зеленые изумруды (празеры), а также яшма различных оттенков. Во времена поздней империи преобладали грубо обработанные камни, носимые зачастую в качестве амулетов (т. н. гностические геммы).
Мягкие камни обрабатывались простыми инст-: \'ментами, твердые подвергались шлифовке помощью фрезы и с использованием алмазной г:ыли. Для нанесения штрихов применяли алмазное:трие. Поскольку геммы чаще всего использовались для оттиска на мягком материале, изображения на них делались выпуклыми. Драгоценные гем-
|
|
мы уже в древности коллекционировались: в эпоху Ренессанса и барокко изучение античных гем>; вызвало новую волну расцвета Г.
ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ ИСКУССТВО, художественные памятники раннего периода истории Эллады, охватывающего Х1-УШ вв. до н. э. Тогда как величественая система греческой мифологии уже полностью сложилась, зодчество и изобразительное искусство Древней Эллады только начали развиваться после легендарного крито-микенского этапа. Особенно велик вклад дорийских племен в развитие Г. Г. И. Параллельно греческой культуре гомеровского времени продолжала развиваться художественная культура ахейских племен, мигрировавших после падения Микен в Аттику, которую дорийцы не смогли подчинить.
Историческая пауза в развитии культуры, возникшая по окончании эгейского этапа культуры Средиземноморья, была довольно длительна. Только в конце Кадок а, впервые после расцвета Микен, появляются большие храмы, пока еще уступавшие постройкам эгейского мира.
Гораздо более высок уровень развития керамики, которая создается под заметным влиянием критской и микенской традиций. И по своей форме, и по декору сосуды, сделанные греческими мастерами вскоре после дорийского завоевания, близки созданиям гончаров предшествующей эпохи. В Х1-Х вв. до н. э. простые сосуды, выполненные на гончарном круге, стали расписывать линейно-геометрическими рисунками. Чаще других встречались волнообразные линии, точки и концентрические круги. Возможно, что геометрические узоры, как и у большинства архаических цивилизаций, имели у древних эллинов магический смысл.
|
|
Этот стиль интенсивно развивается на протяжении столетий, и в греческой вазописи ГХ-УШ вв. до н а складывается геометрический стиль, получивший свое название в связи с характером орнамента на
древних сосудах. Были закреплены традицией и основные формы и типы сосудов — амфоры, кратеры и т. д. Наиболее известными и художественно совершенными образцами керамики геометрического стиля являются афинские вазы VIII в. до н. э. Среди ваз этого типа выделяются ритуальные ди-пилонские сосуды, служившие как для обрядовых действий, так и для украшения надгробий знати. На дипилонских амфорах и кратерах, наряду с изящным геометрическим узором, изображены большие сцены: это оплакивание умершего, ритуальные танцы, эпизоды боев и морских сражений, корабли с гребцами и т. д.
Скульптура гомеровской Греции представлена главным образом небольшими глиняными или бронзовыми статуэтками, которые приносились в дар богам. Встречаются также фигурки животных, близкие по обобщенности к росписям на вазах геометрического стиля. Искусство этой эпохи стало базой для расцвета греческой архаики и великой культуры классической Греции.
Литература:
Горбунова К. С, Передолъская А. А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.
ГОРОД РИМСКИЙ, детально разработанный тип планировки и застройки, создававшийся в культуре Древнего Рима на протяжении VIII-I вв. до н. э. и вплоть до I в. н. э. Огромная роль официального искусства в римской культуре обусловила принципиальное значение архитектуры, которая сочетала в себе идеологические и символические функции с задачей организации общественного быта. В римском градостроении сложилась стройная система конструктивных, планировочных и композиционных приемов, позволявшая зодчему находить конкретное решение, зависящее от назначения постройки. Большой стиль империи энергично внедрялся в культуру провинций и покоренных стран, в результате чего на территории, находившейся под римским владычеством, складывался целый ряд самостоятельных и своеобразных версий имперской традиции.
В то же время римские зодчие легко усваивали и претворяли художественные принципы других народов, что имело место и в архитектуре.
В эпоху формирования собственной художественной культуры Древнего Рима (VIII-IV вв. до н. э.) римское зодчество испытывало влияние этрусского, у которого оно переняло высокую строительную технику и базовые типы целого ряда зданий и сооружений. В период Пунических войн и поздней Республики (III в. — первые три четверти I в. до н. э.) в искусстве Рима доминируют черты рациональности и практицизма в сочетании с высокой изысканностью, сближающей римскую культуру с греческой. Для архитектуры этого вре-