Город римский

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Гомеровской Греции искусство


АНТИЧНОСТЬ



       
   
 


Дексамен. Кольцо в форме скарабея с летящей цаплей. Халцедон. V в. до н. э.

Оттиск кольца с летящей цаплей. V в. до н. э.

рах. В период поздней Республики создается мно­жество изделий из камня и стекла, авторы кото­рых подражают эллинистическим или этрусским)бразцам. В эпоху ранней Римской империи проис­ходит новый расцвет искусства Г. Наряду с камея­ми придворных мастеров (Августова гемма) и под­писанными произведениями появляется множество анонимных изделий из стекла, отмеченных высоки­ми художественными достоинствами. Используются темно-зеленые изумруды (празеры), а также яшма различных оттенков. Во времена поздней империи преобладали грубо обработанные камни, носимые зачастую в качестве амулетов (т. н. гностические геммы).

Мягкие камни обрабатывались простыми инст-: \'ментами, твердые подвергались шлифовке помощью фрезы и с использованием алмазной г:ыли. Для нанесения штрихов применяли алмазное:трие. Поскольку геммы чаще всего использова­лись для оттиска на мягком материале, изображе­ния на них делались выпуклыми. Драгоценные гем-


мы уже в древности коллекционировались: в эпо­ху Ренессанса и барокко изучение античных гем>; вызвало новую волну расцвета Г.

ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ ИСКУССТВО, худо­жественные памятники раннего периода истории Эллады, охватывающего Х1-УШ вв. до н. э. Тогда как величественая система греческой мифологии уже полностью сложилась, зодчество и изобрази­тельное искусство Древней Эллады только начали развиваться после легендарного крито-микенского этапа. Особенно велик вклад дорийских племен в развитие Г. Г. И. Параллельно греческой культу­ре гомеровского времени продолжала развиваться художественная культура ахейских племен, миг­рировавших после падения Микен в Аттику, кото­рую дорийцы не смогли подчинить.

Историческая пауза в развитии культуры, воз­никшая по окончании эгейского этапа культуры Средиземноморья, была довольно длительна. Толь­ко в конце Кадок а, впервые после расцвета Микен, появляются большие храмы, пока еще ус­тупавшие постройкам эгейского мира.






Гораздо более высок уровень развития керами­ки, которая создается под заметным влиянием критской и микенской традиций. И по своей фор­ме, и по декору сосуды, сделанные греческими мастерами вскоре после дорийского завоевания, близки созданиям гончаров предшествующей эпохи. В Х1-Х вв. до н. э. простые сосуды, выполненные на гончарном круге, стали расписывать линейно-геометрическими рисунками. Чаще других встре­чались волнообразные линии, точки и концентри­ческие круги. Возможно, что геометрические узоры, как и у большинства архаических цивили­заций, имели у древних эллинов магический смысл.

Этот стиль интенсивно развивается на протяжении столетий, и в греческой вазописи ГХ-УШ вв. до н а складывается геометрический стиль, получивший свое название в связи с характером орнамента на


древних сосудах. Были закреплены традицией и ос­новные формы и типы сосудов — амфоры, крате­ры и т. д. Наиболее известными и художественно совершенными образцами керамики геометричес­кого стиля являются афинские вазы VIII в. до н. э. Среди ваз этого типа выделяются ритуальные ди-пилонские сосуды, служившие как для обрядовых действий, так и для украшения надгробий знати. На дипилонских амфорах и кратерах, наряду с изящ­ным геометрическим узором, изображены большие сцены: это оплакивание умершего, ритуальные танцы, эпизоды боев и морских сражений, корабли с гребцами и т. д.

Скульптура гомеровской Греции представлена главным образом небольшими глиняными или бронзовыми статуэтками, которые приносились в дар богам. Встречаются также фигурки живот­ных, близкие по обобщенности к росписям на ва­зах геометрического стиля. Искусство этой эпохи стало базой для расцвета греческой архаики и ве­ликой культуры классической Греции.

Литература:

Горбунова К. С, Передолъская А. А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.

ГОРОД РИМСКИЙ, детально разработанный тип планировки и застройки, создававшийся в культу­ре Древнего Рима на протяжении VIII-I вв. до н. э. и вплоть до I в. н. э. Огромная роль официального искусства в римской культуре обусловила прин­ципиальное значение архитектуры, которая соче­тала в себе идеологические и символические функ­ции с задачей организации общественного быта. В римском градостроении сложилась стройная сис­тема конструктивных, планировочных и компози­ционных приемов, позволявшая зодчему находить конкретное решение, зависящее от назначения по­стройки. Большой стиль империи энергично вне­дрялся в культуру провинций и покоренных стран, в результате чего на территории, находившейся под римским владычеством, складывался целый ряд самостоятельных и своеобразных версий им­перской традиции.

В то же время римские зодчие легко усваивали и претворяли художественные принципы других народов, что имело место и в архитектуре.

В эпоху формирования собственной художе­ственной культуры Древнего Рима (VIII-IV вв. до н. э.) римское зодчество испытывало влияние этрусского, у которого оно переняло высокую строительную технику и базовые типы целого ряда зданий и сооружений. В период Пунических войн и поздней Республики (III в. — первые три четверти I в. до н. э.) в искусстве Рима доминируют черты рациональности и практицизма в сочетании с высокой изысканностью, сближающей римскую культуру с греческой. Для архитектуры этого вре-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: