Гипетральный храм

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Герма


АНТИЧНОСТЬ







Дипилонская амфора. 760-750 гг. до н. э. Деталь росписи


Фигурка-колокольчик из Фив. Терракота. Ок. 700 г. до н. э.



меандра, получившего впоследствии особенно ши-оокое распространение в декоративном искусстве античного мира. Горизонтальные полосы могли зключать свободные прямоугольные поля, кото­рые художник заполнял фигурками зверей, стили­зованными листьями, розетками; разнообразными зариантами крестообразных фигурок, считавшихся V многих народов древности солнечными символа­ми. Фигурки животных в Г. с. к. отличаются услов­ностью и стилизованностью, они подчеркнуто "лоскостны и подчинены ритму орнаментального..юра. Изображение человека на таких изделиях легка напоминает египетский канон: голова и ноги григурки оказываются написанными в профиль, горе — в фас.

Среди афинских ваз геометрического стиля осо­бенный интерес представляют т. н. дипилонские со-\-ды. Это найденные на Дипилонском некрополе тройные вазы выше человеческого роста, кото­рые предназначались для жертвенных возлияний, также служили надгробными памятниками на могилах благороднорожденных афинян. Дипилонс--:ие сосуды покрыты богатой росписью геометри­ческого стиля, в которую вплетены сложные мно-'фигурные композиции. Геометрический порядок, рторый царит на всей поверхности дипилонской


амфоры, является воплощением печального обря­да. Условность изображения людей связана с тем, что на такой амфоре перед взором зрителя прохо­дят как бы тени живых фигур.

Литература:

Блаватский В. Д. История античной расписной керами­ки. М., 1953.

ГЕРМА (греч. Ьегтез), четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначаль­но символ бога Гермеса.

Древнейшие Г. были изготовлены из закруглен­ного ствола, с грубо или тщательно обработанны­ми бородатыми головами. Иногда Г. представляла собой ритуальное скульптурное изображение фаллического типа. Более поздние типы Г. были увенчаны головами без бород. Согласно Гиппарху из Афин, Г. устанавливались на дорогах из города с указанием направления и расстояний, а иногда и с расхожими изречениями. Г. принадлежали к чис­лу почитаемых изображений. Многие частные лица помещали Г. в своих домах. Со времен Прак-сителя Г. стали поясными статуями и являлись не столько изображениями божества, сколько скульп­турными портретами, впрочем, отмеченными из­вестной обобщенностью. Излюбленными были так-






 
 

\ г- \

имчБп п С; * Г' :1 1к>А 1-П ~" /ЧЬПкЧ/'ии--..,

Кресилай. Герма с изображением Перикла. V в. до н. э.

же двойные Г. великих поэтов и мыслителей, ко­торые устанавливались на виллах и в библиотеках.

ГИПЕТРАЛЬНЫЙ ХРАМ (греч., букв — под от­крытым небом), в зодчестве античной Греции — храм, не имевший в середине перекрытия. Построй­ки такого типа имели огромные размеры (например, Дидимейон). Целла (внутреннее святилище) такого храма представляла собой открытый двор.

ГИППОДАМ (Шрройатоз) из Милета, извест­нейший греческий архитектор. Разрабатывал пла­нировку нескольких городов — Фурий (446 г. до я а), афинского портового пригорода Пирей и также, вероятно, Родоса. Его схема предусматривала че­тыре главные улицы и три поперечные. Она осно­вывалась на философских размышлениях Г. о со­вершенном государстве, состоящем из трех социальних групп (ремесленники, землепашцы, военные) и имеющем трехуровневую систему зе-


мельной собственности (священные земли, обще­ственные и частные). Даты жизни Г. неизвестны; вероятно, между 485 и 405 гг. до н. э. С именем Г. связывают разработку принципа регулярной планировки городов (т. н. гипподамова система).

ГЛИПТИКА (греч. §1ур1лке), искусство художе­ственной или ремесленной обработки драгоценных камней, самоцветов и стекла. Важнейшие виды Г. — гемма и камея. Кроме того, к области Г. отно­сится изготовление художественно обработанных металлических колец и печатей из кости, слоно­вой кости и камня. Г. возникла в Месопотамии, где с V тыс. до н. э. использовались штемпельные, а по­зднее цилиндрические печати. Египетские скарабеи из камня и фаянса довольно рано попали в страны Средиземноморья. Жители Крита и микен­ской Греции восприняли печати-штампы от хеттов. Здесь чаще прочих изготавливались нанизанные на шнур, как бусы, печати из серпентина, кусочки ко­торого обрабатывались в виде линз или миндалин.

При появлении в Греции геометрического стиля были введены новшества и в Г., что выразилось в освоении новых форм. Так называемые островные камни (VII в. до н. а) носят следы влияния восточно­го искусства. В начале VI в. до н. а в Грецию также попали и получили распространение у местных мастеров египетские изображения священного ска­рабея. Материалом для них, вплоть до времен Рима, служил сердолик. Камень сохранял очерта­ния скарабея, на оборотной же стороне наносился сюжетный рисунок в виде одной или двух фигур на темы мифологии или повседневной жизни. Та­кие камни нередко просверливали и носили в ка­честве кулонов; вставленные в оправу, они могли служить кольцами или амулетами. В конце VI в. до н. э. скарабеи появляются у этрусков, которые усо­вершенствовали их форму. Греческая Г. классичес­кого периода (У1_У вв. до н. э.) предпочитала глад­кие выпуклые камни с резьбой (халцедон или яшму). Высшим достижением этого периода явля­ется творчество Дексамена Хиосского. Сохранились 4 геммы с подписью мастера, на одной из которых выполнен первый в этой области искусства реали­стический портрет. В конце IV в. до н. э. начали об­рабатывать прозрачные драгоценные камни, обла­давшие большой твердостью: аметист, изумруд, гранат. Сначала преобладали изделия с выпуклыми камнями, позднее они были заменены плоскими. Как правило, произведения подписывались масте­рами. Согласно некоторым сведениям, мастер Пирготел выполнил на изумруде портрет Алексан­дра Македонского.

В III в. до н. э. широко распространяются камеи, которые высоко ценились при императорских дво-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: