ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Герма
АНТИЧНОСТЬ
Дипилонская амфора. 760-750 гг. до н. э. Деталь росписи
Фигурка-колокольчик из Фив. Терракота. Ок. 700 г. до н. э.
меандра, получившего впоследствии особенно ши-оокое распространение в декоративном искусстве античного мира. Горизонтальные полосы могли зключать свободные прямоугольные поля, которые художник заполнял фигурками зверей, стилизованными листьями, розетками; разнообразными зариантами крестообразных фигурок, считавшихся V многих народов древности солнечными символами. Фигурки животных в Г. с. к. отличаются условностью и стилизованностью, они подчеркнуто "лоскостны и подчинены ритму орнаментального..юра. Изображение человека на таких изделиях легка напоминает египетский канон: голова и ноги григурки оказываются написанными в профиль, горе — в фас.
Среди афинских ваз геометрического стиля особенный интерес представляют т. н. дипилонские со-\-ды. Это найденные на Дипилонском некрополе тройные вазы выше человеческого роста, которые предназначались для жертвенных возлияний, также служили надгробными памятниками на могилах благороднорожденных афинян. Дипилонс--:ие сосуды покрыты богатой росписью геометрического стиля, в которую вплетены сложные мно-'фигурные композиции. Геометрический порядок, рторый царит на всей поверхности дипилонской
|
|
амфоры, является воплощением печального обряда. Условность изображения людей связана с тем, что на такой амфоре перед взором зрителя проходят как бы тени живых фигур.
Литература:
Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953.
ГЕРМА (греч. Ьегтез), четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально символ бога Гермеса.
Древнейшие Г. были изготовлены из закругленного ствола, с грубо или тщательно обработанными бородатыми головами. Иногда Г. представляла собой ритуальное скульптурное изображение фаллического типа. Более поздние типы Г. были увенчаны головами без бород. Согласно Гиппарху из Афин, Г. устанавливались на дорогах из города с указанием направления и расстояний, а иногда и с расхожими изречениями. Г. принадлежали к числу почитаемых изображений. Многие частные лица помещали Г. в своих домах. Со времен Прак-сителя Г. стали поясными статуями и являлись не столько изображениями божества, сколько скульптурными портретами, впрочем, отмеченными известной обобщенностью. Излюбленными были так-
\ г- \ |
имчБп п С; * Г' :1 1к>А 1-П ~" /ЧЬПкЧ/'ии--.., |
Кресилай. Герма с изображением Перикла. V в. до н. э.
же двойные Г. великих поэтов и мыслителей, которые устанавливались на виллах и в библиотеках.
|
|
ГИПЕТРАЛЬНЫЙ ХРАМ (греч., букв — под открытым небом), в зодчестве античной Греции — храм, не имевший в середине перекрытия. Постройки такого типа имели огромные размеры (например, Дидимейон). Целла (внутреннее святилище) такого храма представляла собой открытый двор.
ГИППОДАМ (Шрройатоз) из Милета, известнейший греческий архитектор. Разрабатывал планировку нескольких городов — Фурий (446 г. до я а), афинского портового пригорода Пирей и также, вероятно, Родоса. Его схема предусматривала четыре главные улицы и три поперечные. Она основывалась на философских размышлениях Г. о совершенном государстве, состоящем из трех социальних групп (ремесленники, землепашцы, военные) и имеющем трехуровневую систему зе-
мельной собственности (священные земли, общественные и частные). Даты жизни Г. неизвестны; вероятно, между 485 и 405 гг. до н. э. С именем Г. связывают разработку принципа регулярной планировки городов (т. н. гипподамова система).
ГЛИПТИКА (греч. §1ур1лке), искусство художественной или ремесленной обработки драгоценных камней, самоцветов и стекла. Важнейшие виды Г. — гемма и камея. Кроме того, к области Г. относится изготовление художественно обработанных металлических колец и печатей из кости, слоновой кости и камня. Г. возникла в Месопотамии, где с V тыс. до н. э. использовались штемпельные, а позднее цилиндрические печати. Египетские скарабеи из камня и фаянса довольно рано попали в страны Средиземноморья. Жители Крита и микенской Греции восприняли печати-штампы от хеттов. Здесь чаще прочих изготавливались нанизанные на шнур, как бусы, печати из серпентина, кусочки которого обрабатывались в виде линз или миндалин.
При появлении в Греции геометрического стиля были введены новшества и в Г., что выразилось в освоении новых форм. Так называемые островные камни (VII в. до н. а) носят следы влияния восточного искусства. В начале VI в. до н. а в Грецию также попали и получили распространение у местных мастеров египетские изображения священного скарабея. Материалом для них, вплоть до времен Рима, служил сердолик. Камень сохранял очертания скарабея, на оборотной же стороне наносился сюжетный рисунок в виде одной или двух фигур на темы мифологии или повседневной жизни. Такие камни нередко просверливали и носили в качестве кулонов; вставленные в оправу, они могли служить кольцами или амулетами. В конце VI в. до н. э. скарабеи появляются у этрусков, которые усовершенствовали их форму. Греческая Г. классического периода (У1_У вв. до н. э.) предпочитала гладкие выпуклые камни с резьбой (халцедон или яшму). Высшим достижением этого периода является творчество Дексамена Хиосского. Сохранились 4 геммы с подписью мастера, на одной из которых выполнен первый в этой области искусства реалистический портрет. В конце IV в. до н. э. начали обрабатывать прозрачные драгоценные камни, обладавшие большой твердостью: аметист, изумруд, гранат. Сначала преобладали изделия с выпуклыми камнями, позднее они были заменены плоскими. Как правило, произведения подписывались мастерами. Согласно некоторым сведениям, мастер Пирготел выполнил на изумруде портрет Александра Македонского.
В III в. до н. э. широко распространяются камеи, которые высоко ценились при императорских дво-