Витрувий

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Виллановианские погребения IX—VIII вв. до н. э. открыты вблизи этрусского города Черветери. Терракотовые виллановианские урны воспроизво­дили порой форму хижины или святилищ, что, возможно, повлияло на формирование некоторых характерных стилевых черт этрусского искусства (см. Этрусская живопись, Этрусская скульптура). Прежде всего, до самого конца многовековой истории Этрурии сохранялся обычай погребений в овальных урнах-канопах, являвшихся предметами не только практического, но и художественного назначения. Типичными для этрусского искусства в дальней­шем стали и фигурные сосуды в виде животных, встречающиеся среди памятников В. к., и бронзо­вые сосуды разнообразных форм, имевшие куль­товое (посвятительное), декоративное или прак­тическое предназначение.

ВИТРУВИЙ (УНхиушз) Марк (также — Витру-вий Поллион, или Луций Витрувий Мамурра), выдающийся римский архитектор и инженер вто­рой половины I в. до н. э. Традиция достоверно пе­редает только родовое имя В., поэтому некоторые исследователи отождествляют автора трактата «Десять книг об архитектуре» со всадником Луци-ем В. Мамуррой, служившим в армиях Помпея и Цезаря в качестве командира саперных войск. В. был не только инженером и зодчим, но и изоб­ретателем (в частности, он изобрел клапаны в во­допроводных трубах), и чертежником, автором технических иллюстраций (ныне утеряны). К числу


построенных В. сооружений принадлежат: базили­ка в современном Фано (храм Фортуны), водопро­вод в Риме, а также, возможно, возведенные по приказу Цезаря мосты через Рейн в Галлии. Во время войны с Митридатом В., вероятно, посетил Галикарнас, где усовершенствовал свое знание греческого языка.

В. хорошо знал всю современную греческую ли­тературу по строительному и инженерному делу, в том числе и по военной технике. Его научный труд представляет собой грандиозное обобщение теоретического и практического опыта, накоплен­ного зодческой и инженерной мыслью эллинисти­ческой Греции и Рима.

В преклонном возрасте В. приступил к написанию своего знаменитого сочинения, созданного между 22 и 14 гг. до к а и посвященного императору Авгу­сту. «Десять книг об архитектуре» — единственный полностью дошедший до нас античный архитек­турный трактат.

В нем рассматривается обширный круг вопросов:

I книга — проблемы профессионального мастер­
ства и художественной одаренности архитектора;

II — существующие строительные материалы;

III и IV — принципы храмового зодчества; V — принципы строительства общественных сооружений; VI — правила возведения загородных вилл и хозяй­ственных построек; VII — вопросы архитектурного декора; VIII — водопроводная техника; IX — уст­ройство часов; X — устройство различных машин и военных орудий.

Ок 1450 г. к наследию В. обратился итальянский архитектор Леон Баттиста Альберти, что положи­ло начало становлению архитектурной теории Ре­нессанса. В 1542 г. в Риме архитектором Палладио была образована Витрувиевская академия, влия­ние которой распространилось далеко за пределы Италии.

В последующие столетия представители различ­ных культур и художественных стилей, ориенти­рованных на античность (французский классицизм XVII в., ампир), неизменно обращались к теорети­ческим трудам В.

Литература:

Витрувий. Десять книг об архитектуре: В 10 т. М., 1936. Т. 1.

Михайлов Б. П. Витрувий и Эллада. М., 1967.

ВОЛЮТА (от лат. уо1уеге — крутить), архитек­турное украшение из спиралеобразно завитых ли­стьев, усиков и других растительных элементов или изображенных в виде орнамента частей человеческо­го тела, одежды. Является характерным элементом некоторых классических ордеров (см. Ордера гречес­кие). Применение В. типично для оформления эхина в эолийском архитектурном декоре, волютирован-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: