Греческий тип жилища
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
мятниках, как дворец Флавиев, Колизей (крупнейший римский амфитеатр), римский форум и грандиознейшее из купольных сооружений Древнего мира — Пантеон. Начиная с эпохи Адриана в римском зодчестве намечается перелом в сторону роскошной и изысканной усложненности образа, отчасти связанный с влиянием искусства эллинистического Востока (вилла Адриана близ Тиволи, 125-135 гг. н а). В период упадка империи (Ш-1У вв. н. э.) в римском градостроительстве и зодчестве проявились некоторые черты кризиса. Для архитектуры этой эпохи характерны необыкновенно крупные масштабы сооружений, эффектная пышность декора. Строительная деятельность развернулась главным образом в римских провинциях, где возводились амфитеатры, форумы, грандиозные храмовые комплексы. Традиции древнеримской архитектуры развивались в позднейших римских постройках
(термы Каракаллы, Диоклетиана; базилика Мак-сенция, ок. 200-315 г.). Литература:
Всеобщая история архитектуры: В 5 т. 2-е изд. М., 1973. Т. 2.
|
|
Соколов Г. Искусство Древнего Рима. М., 1971.
ГРЕЧЕСКИЙ ТИП ЖИЛИЩА, общепринятый в Греции и городах римских провинций тип жилого дома. К наиболее ранним образцам относятся удлиненные прямоугольные строения с портиком в передней части и центральной комнатой — мега-роном. Такой тип дома находит свое классическое воплощение в архитектуре Микен. В гомеровский и архаический периоды в обиход возвращаются более примитивные постройки. Лишь в эпоху классики возникают новые типы жилища. К ним относятся: рагаз1;аз — дом с вестибюлем, центральным залом и двором; ргоз^аз — с обширным центральным двором, расположенным возле дома с вестибюлем. Наибольшее распространение получает дом перистильного типа. Центром Г. т. ж., в отличие от римского дома, являлся не атриум, а пери-стильный двор, окруженный колоннами, обычно с бассейном.
АНТИЧНОСТЬ
Фонтан в доме Большого Фонтана. Помпеи. I в. до н. э.
Посетитель, входя в дом через вестибюль, попадал в атриум, из которого двери вели в жилые комнаты — парадный зал (экус), столовую (триклиний), кабинет (таблинум). За таблинумом начинался сад. Колонный портик перистиля нередко завершался экседрой — полукруглым или прямоугольным помещением наподобие открытой с одной стороны беседки, обычно с каменной скамьей. Тип дома, называемый уШа игЬапа (городская вилла), предусматривал помещения между гостиной и садом сбоку от перистиля; в больших сооружениях размеры атриума и перистиля могли пыть удвоены. В римских императорских дворцах элементы городских вилл приобрели монументальность. При возведении позднеримских дворовых сооружений часто применялся принцип планировки зоенного лагеря (Сазтхит).
|
|
ДИДИМЕЙОН, храм Аполлона близ Милета, древнейшее местонахождение оракула Аполлона. Архаическое строение, гигантский ионический храм, был разрушен персами в 494 г. до н. э. Планировавшееся восстановление было поспешным и закончилось при императоре Адриане. Представляет
собой диптер гипетральной формы, т. е. с открытым внутренним двором, где находилось святилище с изображением бога и священный источник.
ДИПИНТО (итал. йртт-о), надписи и знаки, в Древнем Риме наносившиеся на амфоры красно-бурой краской при помощи кисти. Содержали краткие сведения о владельце вещи, отправителе или получателе товара при торговой операции. Во многих случаях назначение надписей остается неясным. В раннехристианскую эпоху Д. использовались для распространения христианской символики.
ДИПТЕР (от греч. сйрт,его5 — с двумя крыльями, т. е. колоннадами), тип древнегреческого храма, в конструкции которого прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру двумя рядами колонн. Примером Д. является храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света и построенный в середине VI в. до н. а, многие храмы Древнего Рима.
ДОРИМСКОИ АФРИКИ ИСКУССТВО, самобытные художественные и исторические памятники, возникшие в культуре народов Северной Африки до эпохи превращения ее в провинции Древнего Рима. Древнейшими памятниками Д. А. и. являются наскальные изображения и петроглифы, восходящие к эпохе палеолита. К эпохе неолита (ок. 5000 г. до н. э.) относится большая часть знаменитых фресок Тассили-Аджер. Монументальные росписи уступают место более динамичным и подвижным и в то же время более стилизованным изображениям. Распространение получает лепная керамика с простейшим геометрическим узором и украшения из раковин и скорлупы страусовых