Зевксис

Дромос

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




яиц, покрытые тонкой гравировкой. Неолитичес­кая культура существовала на территории Север­ной Африки вплоть до прихода завоевателей-фи­никийцев. Всех коренных жителей греки называли ливийцами, в римский же период распространи­лось название «берберы» (от «варвары», как греки и римляне называли все чуждые народы).

Искусство ливийцев играло известную роль в культуре Египта; торговые отношения связывали их с Грецией. Финикийцы в конце концов полностью приобщили Северную Африку к средиземноморской культуре. Первой финикийской колонией, основан­ной в конце XII в. до н. э. на побережье Туниса, была Утика. Но влияние финикийцев на местную культуру становится решающим в период основа­ния Карфагена (814 г. до н. э.). Крупнейший город-государство, по своему устройству являвшийся аристократической республикой, Карфаген после захвата Финикии персами встал во главе мощной Пунической державы, господствовавшей в Запад­ном Средиземноморье и обладавшей развитой и самостоятельной культурой (см. Пунического цар­ства культура). Ее своеобразная, хотя и несколько эклектичная художественная культура после паде­ния Пунического царства (146 г. до н. э.) постепенно меняла свой характер под влиянием римской тра­диции.

ДРОМОС (греч. с!готоз), крытый коридор или сводчатый проход в погребальную камеру или ку­польную гробницу, находящуюся под курганом. Д. также может быть вырезан в материковом грун­те или скале. Имеет горизонтальное или наклон­ное направление, иногда устроен в виде лестницы. Древнейшие Д. встречаются в эгейских или этрус­ских гробницах. По типу Д. близки коридоры, веду­щие в погребальную камеру в египетских захороне­ниях. Стены Д. нередко были выложены каменными плитами.

ДУРИС (Кипз), древнегреческий вазописец, представитель аттического краснофигурного стиля первой половины V в. до н. а Принадлежал к направ­лению, получившему название «строгий стиль». Из­вестен прежде всего своими росписями чаш (ок. 250 работ), среди которых 39 подписанных. Уравновешенность и ясность композиции в его рос­писях, рациональная строгость декоративного ре­шения характерны для мастеров афинской школы. Большая часть работ Д. датирована, что позволяет с достоверностью проследить эволюцию его автор­ской манеры. Для выбора тематики росписей мас­тер предпочитал мифологические сюжеты. Наибо-


Вазописец Дурис. Псиктер с изображением силенов. Ок. 480 г. до н. э.

лее известны амфора «Атлет и Нике», килики «Эос с телом Мемнона», «Занятия в школе», «Неоптолем и Одиссей», псиктер «Силены».

ЕВФИМИД (ЕирЫгшсюз), знаменитый древне­греческий гончар и вазописец, работавший в Афи­нах. Расцвет его творчества приходится на период ок. 510-500 гг. до н. э. Е. — один из прославленных мастеров краснофигурной вазописи. Росписи его отличаются живостью и выразительностью слож­ных композиций, особой красотой контурного ри­сунка, тонким чувством формы изделия. Наиболее известные из подписанных работ: амфоры «Снаря­жение Гектора», «Пятиборцы. Пир»; ваза «Борьба Тесея с Керкионом».

Литература:

Горбунова К. С, Передолъская А. А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.

ЕВФРОНИЙ (Еирпгопюз), выдающийся древне­греческий гончар и вазописец, крупнейший мас­тер строгого стиля краснофигурной росписи. Рабо­тал в Афинах; расцвет его творчества относится к 520-500 гг. до н. э. Е. сформировался как художник среди мастеров старшего поколения, работавших еще в чернофигурном стиле и воспитанных на иде­алах архаического искусства. Е. был замечательным




АНТИЧНОСТЬ







Евфроний. Краснофигурный кратер с росписью «Юноши в палестре». 510-500 гг. до н. э.


«Пелика с ласточкой» из Вульчи. Ок. 500 г. до н. э.







Евфроний. «Всадник». Роспись внутренней стороны килика. Ок. 510 г. до н. э.


«Пелика с ласточкой» из Вульчи. Оборотная сторона. Ок. 500 г. до н. э.



рисовальщиком, что проявилось в исключитель­ной выразительности и рафинированности графи­ческого начала в его стиле.

По некоторым предположениям, Е. был рабом, эатем, получив свободу, стал владельцем гон­чарной мастерской. Сохранилось 15 произведе­ний, подписанных мастером.

Наряду с мифологическими сюжетами Е. нередко

лзображал бытовые и жанровые сцены. Наиболее

известны килики «Битва Геракла с Герионом»,

Всадник»; кратеры «Борьба Геракла с Антеем»,


«Юноши в палестре». Творчество Е. оказало значи­тельное влияние на многих афинских вазописцев начала V в. до н. э. Литература:

Горбунова К. С, Передольская А. А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.

ЗЕВКСИС (2еих1з), древнегреческий живописец V—IV вв. до н. э. из Гераклеи (Южная Италия). 3. — современник Парасия, познакомившийся в Афинах с Сократом. Будучи учеником Аполлодора, он пе-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: