Иктин
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ренял его изобретения (изображение перспективы, светотеневая моделировка) и развил их. Отличительной чертой творчества 3., согласно историческим и легендарным свидетельствам, было умение тонко характеризовать божества — персонификации стихий, например Пана или Борея. Особенно прославился он своей картиной, изображающей семью кентавров, а также картинами «Елена», «Младенец Геракл, удушающий змей». Работы 3. известны по античным литературным источникам и позднейшим повторениям в римских росписях (дом Веттиев, Помпеи) и мозаиках (вилла Адриана в Тиволи близ Рима).
ИКТИН (ГкИпоз), великий древнегреческий архитектор второй половины V в. до н. э. В качестве главного зодчего, при сотрудничестве с Калликра-том работал над строительством Парфенона; построил храм Аполлона в Бассах, одеон Перикла в Афинах. Вероятно, принимал участие в строительстве Телестериона (здание для мистерий) в Элевсине. Для стиля И. типично естественное и органичное соединение элементов дорического и ионического ордеров. Ему принадлежит первое засвидетельствованное использование коринфской капители и элементов коринфского ордера в интерьере (храм Аполлона в Бассах).
|
|
ИНСУЛА (от лат. тзи1а — остров), в римских городах жилище, возведенное отдельно и предназначенное для сдачи квартир внаем. И. составляли массовую застройку римских городов. Постройка типа И. различалась с жилым строением типа йотиз — комплексом построек с большим внутренним двором, окружающих с четырех сторон благоустроенный дом владельца. И. сдавались беднейшему населению и управлялись рабом, взимавшим арендную плату. И. были многоэтажными (в 3-5 этажей), строились обычно из кирпича. Помещения И. компоновались вокруг узкого светового дворика, занимая нередко целый квартал.
ИНТАРСИЯ, вид инкрустации на деревянных предметах — мебели, ритуальных вещах. Древнейшие формы до VI в. до н. э. ограничивались узорами, выложенными цветными материалами, пластинками с процарапанным орнаментом и резьбой по дереву. С IV в. до н. э. это искусство использовалось не только для украшения мебели (цветными породами дерева, слоновой костью, черепаховым панцирем, рогом), но также для декорирования мраморных поверхностей пластинками мрамора разных цветов. Образцом применения И. времен Римской империи служил Мавзолей (гробница Мавсола).
Пластинки-украшения вырезались заранее, накладывались на основное поле и затем за-глубля-лись по контуру. Для придания формы пользовались ножом. Для цветной И. на поверхность поля наклеивались алебастр, янтарь, драгоценные камни, стеклянный расплав. Пластины-украшения должны были быть прозрачными, чтобы через них просвечивал фон.
|
|
КАЛЛИКРАТ (КаШкгат.ез), выдающийся древнегреческий архитектор; работал в Афинах во второй половине V в. до н. а В 450 г. до н. а К. создал проект храма Афины-Ники для афинского Акрополя, отличающийся гармоничностью и благородной строгостью архитектурного образа. Этот храм было решено построить в честь победоносного окончания войны с персами. Постройка храма была осуществлена в 427-421 гг. до н. а Он поставлен слегка под углом к фасаду Пропилеи и поэтому даже на столь близком расстоянии не сливается с ними, а воспринимается как самостоятельный архитектурный образ. Он представляет собой небольшой по размерам амфипростильный — т. е. с че-
АНТИЧНОСТЬ
тырехколонными портиками ионического ордера с обоих фасадов — храм. Здесь находилась статуя Афины-Ники.
Эта скульптура, не сохранившаяся до нашего времени, по свидетельствам античных авторов, воспроизводила древнюю деревянную статую (ксо-ан), погибшую при нашествии персов. Афина была изображена со шлемом в одной руке и гранатом, символом победоносного мира, — в другой. Позже образ Афины-Ники слился в представлении афинян с Никой как богиней победы, которую всегда изображали крылатой. Отсюда и распространенное название этого памятника — храм Афины-Ники (Бескрылой), и легенда, рассказанная Павсанием, будто афиняне нарочно лишили крыльев богиню победы, чтобы она навсегда осталась в их городе.
Ника, развязывающая сандалию. Рельеф балюстрады храма Афины-Ники. 427-421 г. до н. э. |
Храм Афины-Ники стоит на трехступенчатом постаменте. Его монолитные колонны высотой 4,065 м по своим пропорциям и типу капителей близки к ионическим колоннам Пропилеи. Со всех сторон храм опоясывала сплошная лента скульптурного фриза. Рельефы изображали различные
эпизоды борьбы греков с персами: с восточной стороны представлены олимпийские боги, наблюдающие за исходом битвы; в центре находятся фигуры Афины, Зевса и Посейдона. В ходе второй реставрации храма внутри его основания были обнаружены святилище и алтарь Афины-Ники времени Писистрата. Остатки этих сооружений видны через отверстие, оставленное в полу храма.
К. участвовал в строительстве Парфенона и сооружении двух параллельных крепостных стен, соединявших Афины с их гаванью — Пиреем (т. н. длинные стены). Мастер также принимал участие в укреплении восточной части стен Акрополя.
КАНФАР, сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, обычно на высокой ножке; более глубокий, чем килик. Изготавливался из обожженной глины или металла. К. являлся атрибутом Диониса. Широко использовался в обиходе классической Греции ок. V в. до н. э., однако обнаружен и К. микенской эпохи (т. н. кубок Нестора).
Беотийский канфар. Вторая четверть VI в. до н. э.
КАРТИНА АНТИЧНАЯ, вид изобразительного искусства, в достаточной степени развитый в античности, но сохранившийся главным образом во фрагментах или позднейших копиях, в том числе мозаичных. Большая часть К. а. представляет собой изображение на утвари, мебели, вазах и т. п. Самостоятельный тип К. а (греч. ргпакез) представлял собой деревянные доски или плитки из обожженной глины, камня, реже металла с нанесенными на них фигурными или орнаментальными изображениями. Древнейшим образцом являются глиняные метопы из Терма (VII в. до н. а), в искусстве этрусков — бокканерские и кампанские плиты. Меньший формат имеют коринфские К. а. на глине и дереве (VI в. до н. э.). Эллинистические К. а. на