Картина античная

Иктин

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




ренял его изобретения (изображение перспекти­вы, светотеневая моделировка) и развил их. Отли­чительной чертой творчества 3., согласно историчес­ким и легендарным свидетельствам, было умение тонко характеризовать божества — персонифика­ции стихий, например Пана или Борея. Особенно прославился он своей картиной, изображающей семью кентавров, а также картинами «Елена», «Младенец Геракл, удушающий змей». Работы 3. известны по античным литературным источни­кам и позднейшим повторениям в римских роспи­сях (дом Веттиев, Помпеи) и мозаиках (вилла Ад­риана в Тиволи близ Рима).

ИКТИН (ГкИпоз), великий древнегреческий ар­хитектор второй половины V в. до н. э. В качестве главного зодчего, при сотрудничестве с Калликра-том работал над строительством Парфенона; пост­роил храм Аполлона в Бассах, одеон Перикла в Афинах. Вероятно, принимал участие в строи­тельстве Телестериона (здание для мистерий) в Элевсине. Для стиля И. типично естественное и органичное соединение элементов дорического и ионического ордеров. Ему принадлежит первое засвидетельствованное использование коринфской капители и элементов коринфского ордера в интерь­ере (храм Аполлона в Бассах).

ИНСУЛА (от лат. тзи1а — остров), в римских го­родах жилище, возведенное отдельно и предназ­наченное для сдачи квартир внаем. И. составляли массовую застройку римских городов. Постройка типа И. различалась с жилым строением типа йотиз — комплексом построек с большим внутрен­ним двором, окружающих с четырех сторон благо­устроенный дом владельца. И. сдавались беднейше­му населению и управлялись рабом, взимавшим арендную плату. И. были многоэтажными (в 3-5 эта­жей), строились обычно из кирпича. Помещения И. компоновались вокруг узкого светового двори­ка, занимая нередко целый квартал.

ИНТАРСИЯ, вид инкрустации на деревянных предметах — мебели, ритуальных вещах. Древней­шие формы до VI в. до н. э. ограничивались узора­ми, выложенными цветными материалами, плас­тинками с процарапанным орнаментом и резьбой по дереву. С IV в. до н. э. это искусство использова­лось не только для украшения мебели (цветными породами дерева, слоновой костью, черепаховым панцирем, рогом), но также для декорирования мраморных поверхностей пластинками мрамора разных цветов. Образцом применения И. времен Римской империи служил Мавзолей (гробница Мавсола).


Пластинки-украшения вырезались заранее, на­кладывались на основное поле и затем за-глубля-лись по контуру. Для придания формы пользова­лись ножом. Для цветной И. на поверхность поля наклеивались алебастр, янтарь, драгоценные кам­ни, стеклянный расплав. Пластины-украшения должны были быть прозрачными, чтобы через них просвечивал фон.

КАЛЛИКРАТ (КаШкгат.ез), выдающийся древне­греческий архитектор; работал в Афинах во вто­рой половине V в. до н. а В 450 г. до н. а К. создал проект храма Афины-Ники для афинского Акропо­ля, отличающийся гармоничностью и благородной строгостью архитектурного образа. Этот храм было решено построить в честь победоносного окончания войны с персами. Постройка храма была осуществлена в 427-421 гг. до н. а Он поставлен слегка под углом к фасаду Пропилеи и поэтому даже на столь близком расстоянии не сливается с ними, а воспринимается как самостоятельный ар­хитектурный образ. Он представляет собой неболь­шой по размерам амфипростильный — т. е. с че-




АНТИЧНОСТЬ



тырехколонными портиками ионического ордера с обоих фасадов — храм. Здесь находилась статуя Афины-Ники.

Эта скульптура, не сохранившаяся до нашего времени, по свидетельствам античных авторов, воспроизводила древнюю деревянную статую (ксо-ан), погибшую при нашествии персов. Афина была изображена со шлемом в одной руке и гранатом, символом победоносного мира, — в другой. Позже образ Афины-Ники слился в представлении афи­нян с Никой как богиней победы, которую всегда изображали крылатой. Отсюда и распространенное название этого памятника — храм Афины-Ники (Бескрылой), и легенда, рассказанная Павсанием, будто афиняне нарочно лишили крыльев богиню победы, чтобы она навсегда осталась в их городе.


Ника, развязывающая сандалию. Рельеф балюстрады храма Афины-Ники. 427-421 г. до н. э.

Храм Афины-Ники стоит на трехступенчатом постаменте. Его монолитные колонны высотой 4,065 м по своим пропорциям и типу капителей близки к ионическим колоннам Пропилеи. Со всех сторон храм опоясывала сплошная лента скульп­турного фриза. Рельефы изображали различные


эпизоды борьбы греков с персами: с восточной сто­роны представлены олимпийские боги, наблюдаю­щие за исходом битвы; в центре находятся фигуры Афины, Зевса и Посейдона. В ходе второй рестав­рации храма внутри его основания были обнару­жены святилище и алтарь Афины-Ники времени Писистрата. Остатки этих сооружений видны через отверстие, оставленное в полу храма.

К. участвовал в строительстве Парфенона и со­оружении двух параллельных крепостных стен, соединявших Афины с их гаванью — Пиреем (т. н. длинные стены). Мастер также принимал участие в укреплении восточной части стен Акрополя.

КАНФАР, сосуд для питья в форме кубка с дву­мя ручками, обычно на высокой ножке; более глу­бокий, чем килик. Изготавливался из обожженной глины или металла. К. являлся атрибутом Диониса. Широко использовался в обиходе классической Греции ок. V в. до н. э., однако обнаружен и К. ми­кенской эпохи (т. н. кубок Нестора).

Беотийский канфар. Вторая четверть VI в. до н. э.

КАРТИНА АНТИЧНАЯ, вид изобразительного искусства, в достаточной степени развитый в ан­тичности, но сохранившийся главным образом во фрагментах или позднейших копиях, в том числе мозаичных. Большая часть К. а. представляет собой изображение на утвари, мебели, вазах и т. п. Са­мостоятельный тип К. а (греч. ргпакез) представлял собой деревянные доски или плитки из обожжен­ной глины, камня, реже металла с нанесенными на них фигурными или орнаментальными изображе­ниями. Древнейшим образцом являются глиняные метопы из Терма (VII в. до н. а), в искусстве этрус­ков — бокканерские и кампанские плиты. Мень­ший формат имеют коринфские К. а. на глине и дереве (VI в. до н. э.). Эллинистические К. а. на




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: