double arrow

АНТИЧНОСТЬ. мраморе, например в Геркулануме, копируют классические образцы. В большом количестве со­хранилис

Кикладская культура

Кикладская культура

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




мраморе, например в Геркулануме, копируют классические образцы. В большом количестве со­хранились римско-кампанские настенные К. а., ко­торые, как правило, являлись одной из декоратив­ных составных частей настенной живописи. Особое значение имеют хорошо сохранившиеся поясные портреты умерших.

К. а. имели рамы. Чаще всего это были красные деревянные планки, которые прикреплялись по периметру к К. а. Написанные на дереве К. а. могли заключаться в металлическую раму с драгоценными камнями, что нашло свое продолжение в иконопи­си христианской эпохи. В классическую эпоху масте­ра стремились к художественному единству рамы с картиной; в эллинистический период рама приоб­рела самостоятельную декоративную ценность.

КИКЛАДСКАЯ КУЛЬТУРА,памятники быта, ритуальные и художественные изделия бронзово­го века, распространенные в III—II тыс. до н. э. на островах Киклады. Первые поселения здесь отно­сятся ко времени среднего и позднего неолита, т. е. к V-IV тыс. до н. э., когда на острове Мелос стал добываться обсидиан. Расцвет К. к. приходится на ранний бронзовый век. На островах возникли посе­ления, были возведены укрепленные стены с баш­нями (Кастри на острове Сирое). К памятникам К. к. относятся предметы погребений, в том числе ору­жие, медные и серебряные изделия, помещавши­еся в каменных ящиках, а позже — в купольных гробницах.




Керамика имеет различный характер в зависи­мости от времени создания произведений. В их чис­ле амфоры, кувшины, пиксиды (сосуды для хране­ния реликвий) с вырезанными в глине или штам­пованными орнаментальными узорами. Во II тыс. до н. э. К. к испытывает влияние минойской и эл-ладской культур. В керамике начинает использо­ваться матовая роспись. Особенной оригинальнос­тью отличаются статуэтки и статуи из мрамора, изображающие воинов, музыкантов, женщин с деть-


ми. По некоторым предположениям, эти фигурки служили оберегами или ритуальными приношени­ями островным божествам.

Для кикладской скульптуры характерен суровый и скупой, предельно обобщенный стиль, парадок­сально напоминающий искусство XX в. Статуи






изготавливались при помощи инструментов из ко-:унда или обсидиана, позволявших процарапывать ::етали и выравнивать поверхности. На некоторых изделиях сохранились следы раскраски. Самые анние изображения, названные скрипичными ста-гуэтками, представляют собой фигурки без головы, выполненные в крайне упрощенной манере, так что их контуры напоминают корпус скрипки.



Наиболее прославилось островное искусство сво­ими фигурками со сложенными на груди руками эти статуэтки впоследствии по аналогии с древне-гипетскими были названы каноническими). Во вре­мена расцвета К. к. появляются достаточно сложные кульптуры («Арфист» из погребения на Керосе, -700-2500 гг. до н. э.). В позднейшие эпохи фигурки ьновь приобретают упрощенность и плоскостную .рактовку очертаний.


Загадочна история искусства одной из групп юж­ных Киклад с главным островом Фера (Тира, или Санторин). Культура Феры достигла высокой ста­дии развития, когда в II тыс. до н. э. вулкан Строн-гила погубил эту цивилизацию. В настоящее время древняя Фера представляет собой группу из трех островов: Санторин, Ферасия и Аспронизи. Первые раскопки здесь начались в конце XIX в., еще до открытия А. Эвансом минойской цивилизации на Крите. Остров Фера находился на пути между Критом и Грецией, и влияние их культур прояви­лось в искусстве Феры. Были обнаружены руины крупного города, остатки улиц и домов, стены ко­торых расписаны фресками, по стилю очень близ­кими работам минойских живописцев. Росписи Феры отличает особое пристрастие к растительным мо-



Жилой дом на о. Фера. I тыс. до н. э.


Синие обезьяны. Роспись из Феры. I тыс. до н. э.


Юноша-рыбак. Роспись из Феры. I тыс. до н, э.








Сейчас читают про: