double arrow
Мозаика античная

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

АНТИЧНОСТЬ



сочков камней. В М. а. преобладал прямой способ набора; после окончания узор шлифовался, в ре­зультате чего появлялся характерный для М. а. ровный блеск поверхности. Особенного разнообра­зия и совершенства искусство М. а. достигло в ху­дожественной культуре римского периода, став одним из основных видов декора.

Искусство М. а. подчинено архитектуре и в зна­чительной мере зависит от живописи, т. к. основой для сюжетной мозаичной картины служило, как правило, живописное произведение. Знаменитые картины греческих художников IV—I вв. до н. э., пе­ревезенные римлянами в Италию, очень скоро стали предметом множества копий и подражаний, выполненных в различной технике. В Риме и его провинциях существовали мастерские по изготов­лению мозаик, где трудилось множество художни­ков, ремесленников и подсобных рабочих, занятых изготовлением смальтовых тессер (кубиков). Судя но всему, у античных мозаичистов имелись альбо­мы образцов. Об этом свидетельствует сходство мо­заик Рима, Галлии, Египта, Сирии, североафрикан­ских провинций. Многие работы великих художников античности использовались как устойчивая компо­зиционная схема, интерпретируемая каждым мас­тером по-разному (такова судьба утраченной много­фигурной композиции «Посейдон и Амфитрита» зеликого греческого скульптора Скопаса, которая стала своеобразным трафаретом для множества мо­заичных работ).




Характер мозаичной композиции непосредствен­но зависел от помещения, в котором она находи­лась. В коридорах, вестибюлях набирались обычно

рнаментальные М. а.; в парадных комнатах (табли-нуме, триклинии, атриуме), центральном зале — •кусе, перистильном дворе, больших залах терм : кладывали, как правило, сюжетные картины. Ма-:теру поручалось не только техническое выполне­ние заказа, но и композиционное решение, при-

нособление избранного сюжета именно к данному : 1мещению. В зависимости от этого в римском ис-■: .'сстве различаются несколько типов мозаичной

лшозиции: фризообразная (для узких помещений, имеющих вход с широкой стороны), покартинная повествовательная (для таких же помещений, но со -ходом с торца) и единая композиция-картина, ак-: -нтированная в широком прямоугольном помеще-п:п небольшой центральной композицией-картиной

пи эмблемой. Во всех случаях мозаику окружала



прокая полоса орнаментального бордюра. Сюжеты фигурных композиций бесконечно разно-■"разны и в большинстве своем связаны с античной

пфологией и излюбленными римлянами аллего-

нческими фигурами и символическими персонифи-

.-. днями. Орнамент строился на сочетании акантовых





       
 
   
 



Сельские работы. Деталь мозаики из Цезареи. III в. н. э.


Философ. Муза. Мозаика в Тревироруме. Галлия. III в. н. э.






Медуза. Деталь мозаики из Тины. III в. н. э.


Голова Ветра. Деталь мозаики «Нептун и Ветры» из Маскулы. IV в. н. э.



листьев, лавровых гирлянд и венков, геометричес­ких узоров. Мастера М. а. владели техникой передачи светотени, перспективного построения, достоверной передачи пропорций и объемов человеческой фигу­ры Впечатление целостности картины, подобной живописной, достигалось укладкой кусочков смаль-


ты очень малой величины (подобная техника была перенята североафриканскими мастерами М. а., об­разцы искусства которых сохранились в большом количестве).

М. а. позднего периода более графична, контуры выделены темными линиями, используется смаль-








Сейчас читают про: