double arrow
АНТИЧНОСТЬ. МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА,памятники зодче­ства, художественной культуры, быта, возникшие во время расцвета городов-государств микенского периода на территории

Микенская культура

Микенская культура

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА,памятники зодче­ства, художественной культуры, быта, возникшие во время расцвета городов-государств микенского периода на территории материковой Греции. М. к. входит как самостоятельная составляющая в гло­бальную эгейскую культуру. Близость М. к. к па­мятникам Крита времен минойской культуры так существенна, что в науке повсеместно использу­ется понятие «крито-микенская культура». Одно­временно с угасанием цивилизации Крита средо­точием эгейской культуры становятся поселения и крепости греков-ахейцев — Микены, Тиринф и Пилос. Созданная ахейцами культура во многом была близка минойской, но вместе с тем ей прису­щи черты яркой самобытности. Наиболее заметно она проявилась в памятниках монументального зодчества. Если города Крита, защищенные морем, не нуждались в укреплениях, то ахейские поселе­ния и дворцы были возведены на высоких холмах, в кольце крепостных стен. Впоследствии греки дали таким поселениям название «акрополь», т. е. «верхний город». Стены Микен и Тиринфа сложены


из огромных глыб, лежащих одна на другой Щели между ними были заполнены глиной или мелкими камнями. Гомер называл Тиринф крепкостенным; по преданию, его каменная ограда была сложена великанами-циклопами. Но, несмотря на огромное культурно-историческое значение Тиринфа, Пи-лоса и других ахейских городов, доминирующую роль в данную эпоху играли Микены.




Микены — древний город в Арголиде на юге Греции. В XVII в. до н. э. Микены стали столицей Ахейского государства, и в течение последующего столетия на Акрополе были возведены укрепления и дворец. Именно здесь при раскопках были обна­ружены предметы погребения легендарных микен­ских царей. Расцвет Микен приходится на 1400-1200 гг. до н. э. В этот период микенский акрополь был окружен новыми мощными циклопическими сте­нами, главный вход в крепость вел через т. н. Львиные ворота. Они сложены из четырех огромных моноли­тов с узким проходом, образованным выступавшими вперед бастионами. Над проемом находится треу­гольная известняковая плита с рельефным изобра-







Львиные ворота в Микенах. XIV в. до н. э.


Циклопическая кладка Тиринфского дворца. XIV в. до н. э.





 
 



жением колонны и двух львов. Львиные ворота — единственный памятник монументальной скульп­туры в эгейском искусстве. В XIII в. до н. э. из кре­пости была пробита подземная ступенчатая гале­рея к находившемуся внизу источнику.



Царский дворец на вершине холма состоял из множества парадных, жилых и хозяйственных по­мещений. В отличие от свободной и прихотливой планировки критских дворцов здесь царит строгая упорядоченность архитектурного замысла. В цент­ре дворца был расположен парадный зал — мега-рон, посередине которого находился очаг и четыре колонны, поддерживавшие крышу с отверстием для дыма. Мегарон микенского дворца представля­ет собой, таким образом, древнейший образец ат­риума в античной постройке.

Вокруг мегарона, как в домах эллинов и римлян, располагались коридоры, кладовые, жилые и ван­ные комнаты. В находившемся неподалеку святи­лище помещались изваяния богов из мрамора и терракоты. Перед мегароном находился еще один зал, перед которым был возведен портик, ориен­тированный, как в критских домах, точно на юг. В дальнейшем мегарон станет основой композиции классического греческого храма и прообразом об­щественных зданий Эллады.

Росписи на стенах микенских дворцов близки по стилю критским образцам, но стиль и круг сюже­тов имеют заметные отличия. Микенские живопис­цы предпочитают растительным мотивам сцены охоты и воинских подвигов. Фрески более статич­ны, менее живописны и сочны по колориту, неже­ли критские.

К числу наиболее известных памятников архи­тектуры, созданных М. к., относятся знаменитые гробницы ахейских царей. В ранний период суще­ствования государства владык хоронили в прямо­угольных могилах, высеченных непосредственно в скале (т. н. шахтовые захоронения). Такие усы­пальницы размещались кругообразно и окружа­лись двойным рядом вертикально поставленных каменных плит. Однако вскоре эта практика пре­кращается. Правившие в Микенах в Х1У-ХШ вв. до н. э. потомки царя Атрея возвели великолепные круглые усыпальницы-толосы. Наиболее знамени­тая из них называется сокровищницей Атрея. Толо-сы размещались в холме, к гробнице вел открытый проход-дромос. Круглое помещение усыпальницы перекрывалось каменным сводом. В Микенах было обнаружено девять купольных гробниц. Однако они оказались разграбленными достаточно давно, и лучшие памятники из погребений были найдены в шахтных усыпальницах. Среди этих памятников — знаменитая золотая маска Агамемнона. В погребаль­ных кладах находилось парадное оружие с рукоят-


Маска Агамемнона. XVI в. до н. э.

Эфес парадного меча из Микен. XIV в. до н. э.








Сейчас читают про: