double arrow
Минойской культуры памятники

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

АНТИЧНОСТЬ

Минойская керамика

Минойская керамика

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




ками из слоновой кости, золотая утварь, чаши из хрусталя, золотые украшения для одежды, пре­красные ювелирные изделия. Некоторые вещи были инкрустированы золотом, серебром и черной эмалью (кинжал с изображением львиной охоты).


По-видимому, большинство этих предметов были сделаны критскими мастерами.

Связи с Критом прослеживаются и в микенской вазописи, однако теперь в расписной керамике преобладает условность, стилизованность форм; традиционные растительные и морские мотивы напоминают орнамент. Возможно, что некоторые предметы керамики и ювелирные изделия были также изготовлены мастерами Крита с учетом вкусов микенцев.

Эпоха расцвета ахейских государств пришла к сво­ей высшей кульминации, когда их мощь была рас­пространена на многие регионы побережья и часть Малой Азии. Ок. 1200 г. до н. э. Микены были разру­шены в результате пожара; в последующие годы город был восстановлен, но прежняя роль его на­всегда осталась в прошлом. Ок. 1240 г. вспыхнула легендарная Троянская война, описанная в «Илиа­де» Гомера. В 470 г. до н. э. город был завоеван и раз­рушен дорийцами.

Литература:

Блаватская Т. В. Ахейская Греция во втором тысячеле­тии до н. э. М., 1966.

МИНОЙСКАЯ КЕРАМИКА,своеобразное на­правление в искусстве вазописи, развившемся на Крите периода дворцовой и последворцовой эпохи (ХУП-ХШ вв. до н. э.). В культуре Крита достаточ­но рано (в конце III тыс. до н. э.) появился гончар­ный круг, с помощью которого изготавливались глиняные сосуды. Наиболее самобытен стиль ке-









рамики, получивший название «вазы Камарес то месту первых находок). Это сосуды разнообразной формы с росписями светлой краской по темному фону. Краска для фона имела темно-лиловый или черный цвет и металлический блеск; окрашенные ею изделия не пропускали воду. Вазы этого стиля украшались спиральными узорами, стилизованны­ми изображениями листьев, цветами ирисов, ане­монов и маргариток. Узор носит плоскостный ха­рактер и обнаруживает замечательное чувство формы расписываемого изделия (вазы из Феста, ок. 1800 г. до н. э.). Своеобразная группа ваз и сосу­дов с росписями на морскую тематику была най­дена в окрестностях дворца в Закросе, на восточ­ном побережье Крита. На сосудах изображены раковины, рыбы, лягушки, причудливо перепле­тающиеся морские травы.



С XVI в. до н. э. в стиле М. к. происходят измене­ния. Появляются изображения, выполненные темно-коричневой краской на светлом фоне. Сохраняются морские и растительные мотивы, в живописной тех­нике заметны следы влияния искусства фресковых росписей (ваза с осьминогом из Палекастро). В по­здний дворцовый период керамические изделия


Керамический кувшин из Феста с растительным орнаментом. Ок. 1800 г. до н. э.


Ваза с осьминогом из Палекастро. XVI в. до н. э.


Сосуд дворцового стиля с изображениями топора-лабриса. Кносский дворец. XVII в. до н. э






украшаются скульптурным декором (кратер с рос­писью и цветами из Феста, керамический кувшин из Феста). Тематика и формы М. к. были унаследо­ваны и развиты мастерами Микен, однако их изде­лия отличает стремление к большей обобщенности и лаконизму.

МИНОЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПАМЯТНИКИ,

произведения архитектуры, изобразительного и де­коративно-прикладного искусства, найденные на острове Крит. Минойская культура, представляю­щая собой локальный вариант глобальной культу­ры эгейского мира (см. Эгейское искусство), скла­дывалась на протяжении III—II тыс. до н. э. Название свое она получила по имени легендарного царя Миноса, сына Зевса и Европы, правителя и зако­нодателя Крита. Исследование минойской культу­ры было начато в XIX в. английским археологом Артуром Эвансом. который предложил ее перио-


дизацию (ранний, средний и поздний периоды). Крупнейшими центрами минойской культуры яв­ляются сохранившиеся в раскопках города Древне­го Крита и их знаменитые дворцы (Кнос, Агия-Триада, Маллия, Фест). Важная роль в изучении М. к. п. принадлежит также некрополям поселений и бытовым изделиям, найденным на местах раскопок.

Происхождение критян по сей день составляет научную проблему, не имеющую единого разре­шения. Существуют две основные версии, согласно которым жители острова являлись либо потомка­ми эгейцев, древнейших обитателей Средиземно­морья, либо потомками хеттско-лувийских пле­мен, пришедших из Малой Азии.

Минойская культура достигла расцвета ок. 1700 г. до н. э., развиваясь в тесном взаимодействии с куль­турой и искусством Кипра, Сирии, Греции, Анато­лии, Древнего Египта, Северной Африки, Вавило­нии. Ок. 1470 г. до н. э. все критские дворцы были разрушены, вероятно, в результате землетрясе­ния или извержения вулкана на соседних Кикладс-ких островах.

Города Крита были столицами самостоятельных царств, судя по всему, не воевавших между собой. В начале II тыс. до н. э. в городах Древнего Крита были построены царские дворцы. Со второй поло­вины XVIII в. до н. э. все племена, населявшие Крит, были объединены под властью одного пра­вителя. Центром Критского царства становится г. Кносс. Он активно застраивается, и на протяже­нии двух столетий в нем появляются новые жи­лые постройки и дворцы. Наиболее знаменитый из них — легендарный Кносский дворец. Он являлся одновременно царской резиденцией, святилищем, административным и культурным центром, а так­же самостоятельным независимым поселением, обеспеченным обширными угодьями, кладовыми и мастерскими. Архитектура Кносского дворца уни­кальна в своем роде; она сочетает черты восточной и средиземноморской зодческой традиции. Цепь по­мещений разного назначения группировалась вок­руг обширных открытых дворов, компонуясь без сколько-нибудь четко проведенной идеи симмет­ричной планировки. Комплекс располагался на трех уровнях: подземные помещения, уровень открыто­го двора, двух- и трехэтажные постройки. Помеще­ния соединялись лестницами, в интерьере обильно использовались колоннады. В связи с решающей ролью такого дворца-города в жизни Крита эпоха расцвета минойской культуры распадается на ран­ний дворцовый период (до разрушения критских дворцов в 1700 г. до н. э.), поздний дворцовый пери­од (с 1700 по 1470 г. до н. а, когда дворцы были вос­становлены и построен дворец в Закросе) и, нако­нец, последворцовый, связанный с воцарением на








Сейчас читают про: