double arrow
Пальметта

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Ордера греческие


АНТИЧНОСТЬ



Прототипом дорического ордера были постройки с плоским перекрытием из балок и двускатной крышей, крытой камышовой (позднее — черепич­ной) кровлей. Ранний предвестник ионического ор­дера — строения с плоской крышей-настилом из брусьев. Наиболее строгий по характеру, испол­ненный суровой мощи дорический ордер, сло­жившийся окончательно в начале VI в. до н. э., со­стоит, как и остальные О. г., из трех основных частей — основания, колонны и несомой части — антаблемента.

Каменное основание дорического храма — сте­реобат — обычно состояло из трех массивных сту­пеней; собственной базы дорическая колонна не имела. Колонна обычно выполнялась с желобками-каннелюрами по всей длине и имела равномерное \-толщение на высоте одной трети от общей вели­чины — энтазис, которое зрительно придавало ей упругость и устраняло оптическую иллюзию вог­нутости ее ствола. Верхняя часть колонны состояла из капители, включающей в себя круглую камен­ную подушку — эхин — и квадратную плиту-абак.

Верхняя часть здания, лежащая на колоннах, — антаблемент — включала в себя также три обяза­тельных элемента: архитрав, фриз и карниз. Ин­терпретация этих трех элементов, в каждом типе ордера различная, определяла, наряду с формами колонны и капители, своеобразие той или иной 'Рдерной системы. Особенностью дорического ор­дера является гладкая поверхность архитрава и фриз, состоящий из чередующихся квадратных ллит (метопы) и вертикально вытянутых прямоу­гольников (триглифы). Карниз в дорическом ордере состоит из выносной плиты, декоративно укра­шенной снизу, и венчающей здание симы (желоб _ водосливами, нередко в виде львиных голов) или антефиксов. Метопы, как и фронтоны дорического храма, образованные его двускатной крышей, были украшены скульптурой.




Ионический ордер отличала большая легкость и изящество: он более декоративен и детализирован. Стройная колонна имела специальную круглую -"азу сложного профиля; каннелюры разделялись дорожками, а капитель имела два округлых завит­ка — волюты. Ионическая колонна меньше, чем до­рическая, суживалась кверху. Абак колонны был эолее тонким, прямоугольным в плане. Ионичес­кий антаблемент предполагал разделение архи­трава на три горизонтальные полосы — фасции — п карниз с зубчиками (дентикулы) под выносной плитой. Фриз сплошной лентой, без членений, шел здоль всего здания.



Позднее, ок. 525 г. до н. э., возникает аттический зариант ионического ордера, * сочетающий элемен­ты обоих основных — дорического и раннего


Капитель колонны ионического ордера. V в. до н. э.

ионического. Кроме -..того, вместо зубчиков | в нем применяется скульптурный или украшенный рель­ефом сплошной фриз.) Первые примеры аттическо­го варианта ионического ордера — сокровищницы, построенные ионийскими зодчими в Дельфах; по­зднее он применялся в Афинах (храм Нике Апте-рос, северный портик Эрехтейона). С IV в. до н. э. элементы дорического и обоих вариантов ионичес­кого ордеров стали применяться в свободном соче­тании, поскольку давно была утрачена их связь с конструкциями древних зданий-прототипов. Ко­ринфский ордер отличается от ионического лишь капителью, напоминающей по форме колокол и покрытой стилизованными листьями аканфа, а также несколько более вытянутыми пропорциями колонн. К середине V в. до н. э. система О. г. стала основным языком архитектуры. Этап перехода










Капитель колонны коринфского ордера. IV в. до н. э.


Дорические колонны храма Геры II (т. н. храм Посейдона) в Пестуме. 475-460 гг. до н. э.



к классической культуре, сохраняя принципиаль­ное значение О. г., не привел к их догматизации. Нередко малейшие изменения соотношений между частями ордера позволяли создавать неповтори­мую индивидуальность всего сооружения. Кроме того, О. г. могли применяться и как система стиле­вых знаков, например при оформлении стены или интерьера. Все это объясняет повсеместное по­зднейшее применение системы О. г. в различные исторические эпохи.

На основе дорического в Древнем Риме сложи­лись тосканский и композитный ордера. Тосканский ордер представляет собой упрощенный вариант до­рического; композитный сочетает ионические волю­ты и коринфские капители. Коринфский ордер в архитектуре Древнего Рима отличался усложнен­ностью антаблемента; колонны нередко ставились на квадратные в плане пьедесталы. В искусстве Древнего Рима позднее получили распространение и многоярусные ордерные композиции; ордерное деление стены с применением полуколонн или пи­лястр; использование О. г. или их элементов в соче­тании со сводчатыми и арочными конструкциями


(см. Колизей). Уже античность являет первые при­меры теоретического осмысления О. г. (см Витрувий). Но подлинной энциклопедией ордерной системы ста­новятся впоследствии труды художников и ученых эпохи Возрождения (Л. Б. Альберти).

Литература:

Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: В 10 т. М., 1937. Т. 1-2.

Витрувий. Десять книг об архитектуре: В 10 т. М.. 1936. Т. 1.

Всеобщая история архитектуры: В 5 т. М., 1973. Т. 2.

Михайловский И. Б. Теория классических архитектур­ных форм. М., 1944.

ПАЛЬМЕТТА,орнаментальный мотив, распро­страненный в античном искусстве. Представляет собой изображение цветочной чашечки с радиаль-но расположенными веерообразными лепестками. П. изображались в виде гирлянд, соединенных между собой тонкими декоративными линиями («усиками»). Орнамент из П. стал обычным для гре­ческого искусства в VII в. до н. э. под влиянием культуры Востока. П. были очень распространены в искусстве Рима. Античные П. представляют собой








Сейчас читают про: