double arrow
АНТИЧНОСТЬ

Олимпия

Нимфей

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



       
   


павильон с фонтаном. Иногда эти сооружения име­ли богато украшенные фасады с порталами и ни­шами, а также со статуями нимф и других водных божеств. Один из наиболее известных Н. находится в Милете. Н. был также святилищем муз. Служил местом отдыха в римских дворцах и виллах. Близ­кое по типу сооружение — мусейон, также име­ющее прообразом грот.

ОДЕОН(лат. ойеит — зал одических песен, кон­цертный зал), крытый театр для музыкальных представлений. Древнейший в Греции О. был пост­роен Периклом на юго-восточном склоне Акрополя в Афинах ок. 445 г. до н. э. В Италии древнейшим является построенный в I в. до н. э. Тпеат,гшп т.ест.ит (Крытый театр) в Помпеях. Известен также О. Герода Аттика в Афинах.

ОЙНОХОЯ(греч., от огпоз — вино и сЬео — лью; кувшин для разливания вина), древнегречес­кий сосуд с одной ручкой, выполненный из обож­женной глины, бронзы или другого материала. Форма О., как правило, напоминающая современ­ный кувшин, т. е. овальная, все же достаточно сильно варьировалась. Отличительным признаком О. является горлышко с тройным желобком или


и триумфа. Как свидетельствуют изображения на современных ей монетах, Н. С. была изваяна трубя­щей в боевой рог.

Н. С. — пример нового пластического решения в древнегреческой монументальной скульптуре. Стремительность ее движения передают винтооб­разные складки одежды; при этом присутствует необычайно энергичная устремленность вперед. Та­ким образом, кажущаяся простота ее композиции оказывается результатом тонкого взаимодействия разных элементов. Более подробно, нежели в клас­сическом искусстве, трактована пластическая форма тела, например напряжение мышц, просвечиваю­щих сквозь хитон. Сопоставимая по художественным достоинствам, энергии и динамизму с работами Ско-паса и Лисиппа, Н. С. уже не вписьшается в обычный для этих художников человеческий масштаб, она го­раздо ближе к изображениям титанов на фризе Пергамского алтаря. Редкое качество этого памят­ника — его светлый, патетически-торжественный характер, необычный среди трагических, скорбных произведений эпохи эллинизма.




НИМФЕЙ(лат. путрпаешп), римское святили­ще, посвященное нимфам. Первоначально строи­лось в виде грота, позднее представляло собой


Ойнохоя с изображением коровы с теленком. 520-510 гг. до н. э.







 
 


в форме, напоминающей трилистник, позволяв­шее разливать вино или другую жидкость сразу в три чаши. О. была распространена в искусстве архаики и классики.

ОЛИМПИЯ(к1утр1а), древнегреческий город и легендарное святилище Зевса в Элиде (северо-за­падная часть Пелопоннеса), важный религиозный центр, место культа Зевса и проведения посвя­щенных ему Олимпийских игр. Как Парфенон и Эрехтейон, О. — одно из средоточий художествен­ной и поэтической жизни Древней Греции. Как сви­детельствуют античные историки, в олимпийской долине имели мастерские многие выдающиеся эл­линские скульпторы — Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситель. С О. связаны также колоритные сказа­ния и легенды.

Согласно мифу, сын Тантала Пелопс победил в со­стязаниях на колесницах царя Эномая и получил в жены в качестве приза царскую дочь Гиппода-мию. В его честь в О. стали регулярно проводиться состязания в колесничном беге. Святилище Зевса, согласно другой легенде, основал Геракл, который учредил в честь своего отца все греческие игры, которым О. обязана своей славой.


Голова Афины из Олимпии. Начало V в. до н. э.




Зевс и Ганимед. Скульптурная группа из Олимпии. V в. до н. э.


Архитектурный ансамбль О. сложился в основном в У11-1У вв. до н. э. Важнейшие культовые соору­жения находятся на территории священного участ­ка — рощи под названием Алтис. Древнейшая пост­ройка, от которой сохранился лишь цоколь, — храм Геры (середина VII в. до н а). Он был разрушен пожаром и вновь отстроен ок. 600 г. до н. э. Храм представлял собой дорический периптер с глиня­ными стенами и деревянными колоннами. Сохрани­лись и остатки святилища Пелопса (постройка да­тируется концом II тыс. до н. э.). Первый храм Зевса был сооружен в О. в V в. до н. а и закончен ок. 456 г. до н. э. Его создание приписывается архитектору Либону. Этот дорический периптер зрелого стиля также был разрушен землетрясением; уцелели, наряду с отдельными частями здания, лишь фраг­менты скульптурного убранства фронтонов и неко­торые метопы. Знаменитая статуя Зевса работы Фидия — сидящая фигура из золота, слоновой кос­ти и дерева — считалась одним из семи чудес све­та. Судить о ней можно лишь по изображениям на монетах и геммах, а также по описанию историка Павсания. По словам историка, величие образа Зевса открылось мастеру из описания громоверж­ца в гомеровской «Илиаде». В ансамбль О. также входила мраморная статуя Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом» (ок. 340 г. до н. а); скульп­турные изображения Зевса, в том числе работы







Сейчас читают про: