Римского Египта искусство. которым отмечены схематизированные, словно эс­кизно выполненные поздние портреты, предвос­хищает черты будущего искусства Средневековья, для которого облик

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




которым отмечены схематизированные, словно эс­кизно выполненные поздние портреты, предвос­хищает черты будущего искусства Средневековья, для которого облик человека интересен лишь по­стольку, поскольку он отражает его духовную жизнь и порыв к божественному началу мира.

Литература:

Лесницхая М. М. Римский портрет в собрании Эрмита­жа. М., 1960.

Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

РИМСКОГО ЕГИПТА ИСКУССТВО, памятники архитектуры, скульптуры и живописи, сохранив­шиеся на территории Египта периода I—IV вв., ког­да история многолетних попыток овладения Егип­том завершилась тем, что страна была включена в состав Римской империи. История Р. Е. и. неотде­лима от искусства эллинистического периода и во многом продолжает развитие его эстетических прин­ципов. Некоторые страны Североафриканского побе­режья в период римского владычества сохранили определенную культурную самостоятельность. Так, среди стран, существовавших под эгидой Римской империи, Египет особенно выделяется верностью духу своей древней культуры. В Египте римского периода соседствовали города различного проис-


хождения. Наряду со старыми административными и культовыми центрами — такими, как Мемфис, -Фивы, Оксиринх, — существовали эллинистические города: столица провинции Александрия, Навкра-тис в дельте Нила, Арсиноя (Крокодилополь) в Фаюмском оазисе, Птолемаида в Среднем Египте и другие. Римлянами было построено немного го­родов. Один из них — Антинополь, основанный им­ператором Адрианом. Облик египетских городов римского периода с трудом поддается воссозда­нию, и главным источником сведений о них явля­ются труды древних авторов. Большинство римских городов в Египте были распланированы по т. н. гип-подамовой системе (см. Гипподам), при которой улицы располагались строго параллельно друг другу, пересекаясь под прямыми углами. Город Александрия был спроектирован греческим архи­тектором Дейнократом с острова Родос и быстро стал одним из важнейших центров нового Египта. Главные улицы обрамлялись колоннадой, харак­терной для городов римских восточных провин­ций, и вымощены базальтовыми плитами. На их перекрестке возвышалась арка-тетрапилон, а на концах главной магистра-ли — декуманума — были поставлены ворота Солнца и Луны.

В районе, населенном египтянами, стояло знаме­нитое святилище Сераписа; к западу за городской стеной располагался эллинистический некрополь. В центре при Птолемеях находилась агора (главная площадь) и святилища греческих и египетских бо­гов. Там же находились в римский период дворцы Кесарион (возведен в честь Антония царицей Клео­патрой) и Адриана. Кесарион, впоследствии достро­енный Октавианом Августом, судя по описаниям, представлял собой величественный архитектурный комплекс, в который входили храм, вспомогатель­ные помещения для посвятительных даров (статуй, картин, ювелирных изделий), пропилеи. В восточ­ном районе Александрии, среди дворцов и парков, возвышалась монументальная и богато украшенная гробница Александра Македонского. Там же нахо­дились театр, гимнасий и Мусейон со знаменитой Александрийской библиотекой, служивший не только храмом муз, но и научным центром, по своим функциям близкий академии наук и ис­кусств. Мусейон функционировал и в римское вре­мя, хотя судить о его облике можно также лишь по описаниям. Здание Мусейона являлось продол­жением дворца Птолемеев; внутри имелся боль­шой зал для работы ученых и жрецов, а также комнаты, где они жили. Рядом располагалась кры­тая колоннада с коринфскими капителями из золо­ченой бронзы.

В городе имелись и другие национальные райо­ны, за пределами же Александрии император Ав-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: