Искусство Древнего мира. Римской республики искусство

Римской республики искусство

Римской республики искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




базилика, а также здание центрического типа, восхо­дящее к римским мавзолеям и выработанным в римской архитектуре принципами круглого храма. Зарож­давшиеся в позднеримском искусстве художествен­ные формы, исполненные напряженной экспрессии и одухотворенные, предвосхищали не только худо­жественную культуру западноевропейского Сред­невековья, но и оказывали большое влияние на самобытное искусство Византии.

Литература:

Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИСКУССТВО, па­мятники художественной культуры Древней Ита­лии, сохранившиеся от эпохи IV—I вв. до н. э. Эпохе Римской республики предшествует т. н. царский период (ок 754 — ок. 509 г. до н. а). Предание назы­вает семерых царей, последовательно правивших в Риме, от Ромула до Тарквиния Гордого. По всей вероятности, последние три царя (Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый) были представителями этрусской династии, что дает ос­нование предполагать период этрусского господ­ства в Риме. С культурой Этрурии были связаны, судя по сохранившимся образцам, и памятники римского искусства.

Период Римской республики начинается с изгна­ния из древнего города этрусских правителей из рода Тарквиниев (конец VI в. до н. а). Прерогативы царской власти были разделены между двумя из­биравшимися ежегодно должностными лицами — преторами или (позже) консулами. Социальное ус­тройство Древнего Рима — нобилитет, сложив­шийся из патрициев и богатых плебеев, с одной стороны, и неполноправного плебса, с другой, — предусматривало постоянные внутренние конф-


ронтации, связанные с требованиями политичес­ких прав и земли для всего римского народа. Со­хранение власти консулата в этой ситуации опи­ралось на жесткую дисциплину и поддержку мощной армии. Завоевательные походы римлян, в результате которых были покорены Этрурия и Карфаген, а затем Греция и государства Восточно­го Средиземноморья, сделали Римскую республи­ку сильнейшим государством в Европе. Ведущая роль в управлении государством принадлежала се­нату; все государственные должности были колле­гиальными, выборными и неоплачиваемыми. Фор­мально высшим органом власти считалось народное собрание. Однако с течением времени процесс рас­слоения римского общества резко усилился, и прежние идеалы республиканского (т. е. фактичес­ки полисного) устройства перестали быть действен­ными. Борьба за власть, внутренние междоусобицы, а также восстания как в римских провинциях, стре­мившихся к самостоятельности, так и внутри дер­жавы обернулись к I в. до н. а целой серией граж­данских войн, которые завершились антисенатским




АНТИЧНОСТЬ



Гробница Цецилии Метеллы. Рим. I в. до н. э.

союзом трех крупнейших военных и политических деятелей во главе с Цезарем (т. н. Первый триум­вират). В ходе дальнейших завоевательных войн состоялось падение республики и провозглашение Римской империи под неограниченной властью Цезаря. Установление империи произошло спустя приблизительно двадцать лет, после окончатель­ного устранения республиканцев, завоевания Егип­та и закрепления за Октавианом титула Августа и права верховной власти (27 г. до н. э.).

Становление римской культуры происходило под влиянием по меньшей мере двух величайших культурных традиций Древнего мира — греков и этрусков. Для истории изобразительного искусства и архитектуры особую значимость имело форми­рование древнеримских религиозных представле­ний, а также та роль, что была отведена искусст­вам в целостной картине духовной жизни римлян.

Немалое значение для становления пластичес­ких искусств, того видения мира, которое они воплощали, сыграло формирование римской филосо­фии И здесь, как и в области религиозных традиций, мы постоянно сталкиваемся с беспрецедентной в римс­кой культуре ролью влияния греков и зтрускоа Воз­действие последних было особенно значимым на ранних этапах формирования римского мира и его традиций. Так, божества и духи будущего римско­го пантеона постепенно обретали человеческие черты под влиянием этрусской и греческой рели­гий. У этрусков был заимствован образ бога Сатур­на и т. н. небесная патрицианская троица: Юпитер, Юнона и Минерва. Посвященный ей храм был выс­троен на Капитолии, отсюда ее название — «ка­питолийская триада». Патрицианской триаде про­тивопоставлялась плебейская триада: Церера (богиня злаков), Либер и Либера (божества виног-



Мальчик, вытаскивающий занозу Рим. I в. до н. э.

радников). После уравнения патрициев и плебеев в правах все эти божества стали общегосудар­ственными. От этрусков были заимствованы также гадания по природным явлениям (полету птиц, молниям, внутренностям животных). Обычай стро­ить храмы также был заимствован римлянами у этрусков; до этого римские божества и духи по­читались в рощах и на горах, где устанавливались алтари. По некоторым свидетельствам, у этрусков была заимствована и мифология героико-эпическо-го характера, в том числе о подвигах легендарно­го предка римлян — Энея. Мифология Древнего Рима в дальнейшем была связана не с космологи­ческими преданиями, а с героико-эпическими по­вествованиями и практическими ритуалами. По мере сближения с греческим миром в римский пантеон стали включаться и греческие боги (Эску­лап, Аполлон и др.). Римские божества отождествля­лись с греческими, изображались по греческим кано­нам. Под влиянием греческой традиции возникали культы добродетелей, возвращались праздники сатурналии, дионисийские мистерии. В конце II в. до н. э. определенную популярность получили





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: