Римской республики искусство
Римской республики искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
базилика, а также здание центрического типа, восходящее к римским мавзолеям и выработанным в римской архитектуре принципами круглого храма. Зарождавшиеся в позднеримском искусстве художественные формы, исполненные напряженной экспрессии и одухотворенные, предвосхищали не только художественную культуру западноевропейского Средневековья, но и оказывали большое влияние на самобытное искусство Византии.
Литература:
Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.
РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИСКУССТВО, памятники художественной культуры Древней Италии, сохранившиеся от эпохи IV—I вв. до н. э. Эпохе Римской республики предшествует т. н. царский период (ок 754 — ок. 509 г. до н. а). Предание называет семерых царей, последовательно правивших в Риме, от Ромула до Тарквиния Гордого. По всей вероятности, последние три царя (Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый) были представителями этрусской династии, что дает основание предполагать период этрусского господства в Риме. С культурой Этрурии были связаны, судя по сохранившимся образцам, и памятники римского искусства.
|
|
Период Римской республики начинается с изгнания из древнего города этрусских правителей из рода Тарквиниев (конец VI в. до н. а). Прерогативы царской власти были разделены между двумя избиравшимися ежегодно должностными лицами — преторами или (позже) консулами. Социальное устройство Древнего Рима — нобилитет, сложившийся из патрициев и богатых плебеев, с одной стороны, и неполноправного плебса, с другой, — предусматривало постоянные внутренние конф-
ронтации, связанные с требованиями политических прав и земли для всего римского народа. Сохранение власти консулата в этой ситуации опиралось на жесткую дисциплину и поддержку мощной армии. Завоевательные походы римлян, в результате которых были покорены Этрурия и Карфаген, а затем Греция и государства Восточного Средиземноморья, сделали Римскую республику сильнейшим государством в Европе. Ведущая роль в управлении государством принадлежала сенату; все государственные должности были коллегиальными, выборными и неоплачиваемыми. Формально высшим органом власти считалось народное собрание. Однако с течением времени процесс расслоения римского общества резко усилился, и прежние идеалы республиканского (т. е. фактически полисного) устройства перестали быть действенными. Борьба за власть, внутренние междоусобицы, а также восстания как в римских провинциях, стремившихся к самостоятельности, так и внутри державы обернулись к I в. до н. а целой серией гражданских войн, которые завершились антисенатским
|
|
АНТИЧНОСТЬ
Гробница Цецилии Метеллы. Рим. I в. до н. э.
союзом трех крупнейших военных и политических деятелей во главе с Цезарем (т. н. Первый триумвират). В ходе дальнейших завоевательных войн состоялось падение республики и провозглашение Римской империи под неограниченной властью Цезаря. Установление империи произошло спустя приблизительно двадцать лет, после окончательного устранения республиканцев, завоевания Египта и закрепления за Октавианом титула Августа и права верховной власти (27 г. до н. э.).
Становление римской культуры происходило под влиянием по меньшей мере двух величайших культурных традиций Древнего мира — греков и этрусков. Для истории изобразительного искусства и архитектуры особую значимость имело формирование древнеримских религиозных представлений, а также та роль, что была отведена искусствам в целостной картине духовной жизни римлян.
Немалое значение для становления пластических искусств, того видения мира, которое они воплощали, сыграло формирование римской философии И здесь, как и в области религиозных традиций, мы постоянно сталкиваемся с беспрецедентной в римской культуре ролью влияния греков и зтрускоа Воздействие последних было особенно значимым на ранних этапах формирования римского мира и его традиций. Так, божества и духи будущего римского пантеона постепенно обретали человеческие черты под влиянием этрусской и греческой религий. У этрусков был заимствован образ бога Сатурна и т. н. небесная патрицианская троица: Юпитер, Юнона и Минерва. Посвященный ей храм был выстроен на Капитолии, отсюда ее название — «капитолийская триада». Патрицианской триаде противопоставлялась плебейская триада: Церера (богиня злаков), Либер и Либера (божества виног-
Мальчик, вытаскивающий занозу Рим. I в. до н. э. |
радников). После уравнения патрициев и плебеев в правах все эти божества стали общегосударственными. От этрусков были заимствованы также гадания по природным явлениям (полету птиц, молниям, внутренностям животных). Обычай строить храмы также был заимствован римлянами у этрусков; до этого римские божества и духи почитались в рощах и на горах, где устанавливались алтари. По некоторым свидетельствам, у этрусков была заимствована и мифология героико-эпическо-го характера, в том числе о подвигах легендарного предка римлян — Энея. Мифология Древнего Рима в дальнейшем была связана не с космологическими преданиями, а с героико-эпическими повествованиями и практическими ритуалами. По мере сближения с греческим миром в римский пантеон стали включаться и греческие боги (Эскулап, Аполлон и др.). Римские божества отождествлялись с греческими, изображались по греческим канонам. Под влиянием греческой традиции возникали культы добродетелей, возвращались праздники сатурналии, дионисийские мистерии. В конце II в. до н. э. определенную популярность получили