Эллинизма искусство. Голова мужчины с острова Делос. Ок. 90 г. до н. э


АНТИЧНОСТЬ



Голова мужчины с острова Делос. Ок. 90 г. до н. э.

человеческого тела, в передаче неукротимого по­рыва, полного мощи и ликования. И все же в эл­линистической скульптуре гораздо чаще проявля­ется парадоксальная стилевая многоплановость и противоречивость, выраженные в сосуществова­нии идеализированных портретов монархов, пре­дельно монументализированных статуй божеств; гротескных или горделиво величественных обра­зов, острохарактерных изображений. Возросший интерес к различным сторонам действительности, стремление раскрыть многообразие и богатство жизни способствовали утверждению в Э. и. новых жанров. Так, широкое развитие получила садово-парковая скульптура, проникнутая по контрасту с трагическими композициями настроением покоя и умиротворенности. Впервые получила развитие скульптура жанрового характера, хотя произведе­ния этого рода уступали в своей художественной значительности работам на мифологические темы. Именно в эпоху Э. и. в скульптурных изображениях стал встречаться пейзаж. Вкусам эпохи в равной мере отвечали как подчеркнуто драматические


образы, так и откровенно чувственные или стили­зованно пасторальные; стилевая всеохватность становится девизом эпохи.

Со временем, наряду с продуктивными творчес­кими поисками, появляются и первые признаки упадка. Чрезмерное увлечение бытовой детализаци­ей часто превращается в мелочное бытописатель­ство или приближается к навязчиво натуралистичес­кой карикатуре или несовпадению значительности, масштаба замысла и излишней детализированное™ его выполнения (александрийские статуэтки старух; большое количество нарочито эффектных, театра­лизованных произведений у мастерок родосской школы). Требование достоверности приносит и но­вое понимание жанра портрета. Эллинистическая скульптура отличается подчеркнутым интересом к человеческой индивидуальности и проявлению неповторимых душевных движений. К началу эпо­хи относятся портретные изображения Аристотеля и несколько более поздний портрет Эпикура (на­чало III в. до н. а).

Следующий шаг вперед представляет собой скульптурный портрет драматурга Менандра; при­мером зрелого эллинистического портрета является сохранившаяся в римской копии портретная статуя афинского оратора Демосфена работы скульптора Полиевкта, выполненная в 280-279 гг. до н. э. Здесь в трагическом образе афинского патриота оконча­тельно состоялся переход жанра к изображению конкретного переживания: портрет полон чувства трагической безысходности и усталости. Один из выдающихся образцов портрета в Э. и. — бронзовая мужская голова с острова Делос. Она принадлежа­ла статуе, отлитой ок. 90 г. до н. э. С необычайной мягкостью скульптор моделирует черты лица, словно хранящие отпечаток прожитой жизни. На лице лежит печать тревожного раздумья и озабо­ченности, совершенно невозможных в портретах периода греческой классики. Первые попытки вне­сти в портрет элементы душевного переживания были сделаны из греческих скульпторов только Ли-сиппом. Лучшие же эллинистические портреты, отчасти сохраняя общеэллинский принцип типиза­ции, несравненно более индивидуализированы.

Судя по источникам, значение живописи в Э. и. было велико, но памятники ее в большинстве сво­ем погибли. Некоторое представление о живописи дают дошедшие до нас благодаря своей прочности мозаики, а также копии римского времени в пом-пейских домах. Можно утверждать, что характер эллинистической живописи был близок образам скульптуры. Здесь произошел отход от приемов. напоминающих скульптурный рельеф; возрос ин­терес к показу реальной пространственной и с=г-товой среды; обогатилось и усложнилось цвет в ■




ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: