АНТИЧНОСТЬ
Голова мужчины с острова Делос. Ок. 90 г. до н. э.
человеческого тела, в передаче неукротимого порыва, полного мощи и ликования. И все же в эллинистической скульптуре гораздо чаще проявляется парадоксальная стилевая многоплановость и противоречивость, выраженные в сосуществовании идеализированных портретов монархов, предельно монументализированных статуй божеств; гротескных или горделиво величественных образов, острохарактерных изображений. Возросший интерес к различным сторонам действительности, стремление раскрыть многообразие и богатство жизни способствовали утверждению в Э. и. новых жанров. Так, широкое развитие получила садово-парковая скульптура, проникнутая по контрасту с трагическими композициями настроением покоя и умиротворенности. Впервые получила развитие скульптура жанрового характера, хотя произведения этого рода уступали в своей художественной значительности работам на мифологические темы. Именно в эпоху Э. и. в скульптурных изображениях стал встречаться пейзаж. Вкусам эпохи в равной мере отвечали как подчеркнуто драматические
|
|
образы, так и откровенно чувственные или стилизованно пасторальные; стилевая всеохватность становится девизом эпохи.
Со временем, наряду с продуктивными творческими поисками, появляются и первые признаки упадка. Чрезмерное увлечение бытовой детализацией часто превращается в мелочное бытописательство или приближается к навязчиво натуралистической карикатуре или несовпадению значительности, масштаба замысла и излишней детализированное™ его выполнения (александрийские статуэтки старух; большое количество нарочито эффектных, театрализованных произведений у мастерок родосской школы). Требование достоверности приносит и новое понимание жанра портрета. Эллинистическая скульптура отличается подчеркнутым интересом к человеческой индивидуальности и проявлению неповторимых душевных движений. К началу эпохи относятся портретные изображения Аристотеля и несколько более поздний портрет Эпикура (начало III в. до н. а).
Следующий шаг вперед представляет собой скульптурный портрет драматурга Менандра; примером зрелого эллинистического портрета является сохранившаяся в римской копии портретная статуя афинского оратора Демосфена работы скульптора Полиевкта, выполненная в 280-279 гг. до н. э. Здесь в трагическом образе афинского патриота окончательно состоялся переход жанра к изображению конкретного переживания: портрет полон чувства трагической безысходности и усталости. Один из выдающихся образцов портрета в Э. и. — бронзовая мужская голова с острова Делос. Она принадлежала статуе, отлитой ок. 90 г. до н. э. С необычайной мягкостью скульптор моделирует черты лица, словно хранящие отпечаток прожитой жизни. На лице лежит печать тревожного раздумья и озабоченности, совершенно невозможных в портретах периода греческой классики. Первые попытки внести в портрет элементы душевного переживания были сделаны из греческих скульпторов только Ли-сиппом. Лучшие же эллинистические портреты, отчасти сохраняя общеэллинский принцип типизации, несравненно более индивидуализированы.
|
|
Судя по источникам, значение живописи в Э. и. было велико, но памятники ее в большинстве своем погибли. Некоторое представление о живописи дают дошедшие до нас благодаря своей прочности мозаики, а также копии римского времени в пом-пейских домах. Можно утверждать, что характер эллинистической живописи был близок образам скульптуры. Здесь произошел отход от приемов. напоминающих скульптурный рельеф; возрос интерес к показу реальной пространственной и с=г-товой среды; обогатилось и усложнилось цвет в ■
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА