Эрехтейон

Эпигон



решение. В доме Фавна в Помпеях была найдена замечательная мозаичная копия с прославленной картины живописца Филоксена из Эритреи, изоб­ражающая битву Александра Македонского с ца­рем Дарием при Иссе (конец IV — начало III в. до н. э.). Новые качества эллинистической живопи­си проявились в патетической и динамичной трак­товке образов. Драматическая коллизия картины основана на сопоставлении двух главных героев; убе­дительно переданы гнев Александра и ужас Дария. Главное же, что отличает стиль этого произведе­ния, — стремление художника передать борьбу многотысячной толпы воинов, окутанной клубами пыли, азарт беспощадной битвы.

Фигуры картины существуют уже не в условном, а в реальном пространстве; художник применяет даже ракурсы. В Геркулануме сохранился целый цикл фресок, которые были очень точно скопиро­ваны с греческих оригиналов IV в. до н. э. («Актер в роли царя», I в. до н. а).

В эллинистических мозаиках вполне отчетливо различаются свободная, живописная манера испол­нения и более строгая, в традициях классицизма. Примером живописной композиции может слу­жить роспись из дома Диоскуров в Помпеях «Ахилл среди дочерей Ликомеда», сделанная по оригиналу живописца Атениана из Фракии, рабо­тавшего в III в. до н. а; в одном из домов Геркула­нума сохранилась копия знаменитой картины Тимо-маха, изображавшей Медею перед убийством ее детей. Воздействие Э. и. сказалось и на столь уни­кальном явлении, как фаюмский портрет, соеди­нивший, как известно, черты художественной тра­диции Египта и римского искусства. Вместе с тем умение фаюмских живописцев выявить человечес­кую индивидуальность свидетельствует о знании не столько римских, сколько скорее эллинисти­ческих образцов. Общие для всего Э. и. тенденции прослеживаются и в вазописи, глиптике, торевти­ке, изделиях из стекла.

Э. и., как и всякая завершающая эпоха в истории художественной культуры, — явление достаточно противоречивое. Оно вобрало в себя огромный опыт предшествующих поколений, но и само ока­залось перед новыми и трудными задачами. Стре­мясь постичь жизненную правду, оно в большин­стве случаев было натуралистично; имитируя реальность, зачастую утрачивало интерес к про­блеме ее внутренней сущности. Развивающее как общегреческие традиции, так и стилевые черты восточных культур, Э. и. было не только заверше­нием истории древнегреческого искусства, но так­же и предвосхищением и первым этапом становле­ния художественной традиции Древнего Рима.

Литература:

Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970.


ЭПИГОН, древнегреческий скульптор эллинис­тического периода, работавший во второй полови­не III в. до н. э. при дворе царя Атталла в Пергаме. К оригиналам Э. восходят многие римские копии с отдельных статуй и групп комплекса пергамского акрополя. К лучшим из них принадлежит группа, изображающая галла, убившего свою жену и зака­лывающегося мечом, чтобы не попасть в позорный плен к победителям. Группа рассчитана на круго­вой обзор, фигуры даны в сложном движении, кон­трастном по характеру (решительный, полный энергии отчаяния взмах воина и бессильно сполза­ющее тело мертвой женщины). Другое известное

Эпигон. Умирающий галл. III в. до н. э.

произведение Э. — статуя «Умирающий галл», в которой проявилось иное осмысление темы гибели на поле битвы. Пергамский мастер и здесь создает героико-трагическое изображение иноплеменника, убедительно воплощая состояние сдержанного и му­жественного страдания. В этом произведении меньше пафоса, но больше глубокой проникновенности и правдивости.

ЭРЕХТЕЙОН (егеспШеюп — сделанный Эрехфе-ем), вьщающийся памятник древнегреческой архи­тектуры — ионический храм, сооруженный в 421-415 и 409-406 гг. до н. э. Храм расположен неподалеку от Парфенона и посвящен Афине, Посейдону и ле­гендарному Эрехтею, по имени которого памятник и получил свое название. Э. — одно из греческих святилищ, овеянных таким обилием легенд и пре­даний, что их историко-поэтическая характер­ность ничуть не уступает художественной важнос­ти самого памятника. Эрехтей (Эрехфей) — мифический царь Афин, иногда отождествляемый с Эрихтонием, сыном Гефеста. В некоторых леген­дах Эрехтей называется сыном или внуком Эрихто-





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: