ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
АНТИЧНОСТЬ
ния. Афина передала Эрехтея младенцем дочерям Кекропа на воспитание. Став царем, Эрехтей ввел в городе культ Афины. По требованию Дельфийского оракула он принес в жертву одну из своих дочерей во время войны против элевсинцев. Согласно другому преданию, Э. был построен на том самом месте, где некогда происходил спор Афины с Посейдоном за владычество над Аттикой. Перед храмом росла священная маслина, давшая начало роще богини, а через отверстие в полу храма можно было увидеть на скале след, оставленный трезубцем Посейдона.
Э. — последняя постройка классического периода в афинском акрополе, завершившая его архитектурный ансамбль. В нем хранились древнейшие святыни города, и в том числе — деревянная статуя Афины, упавшая, согласно легенде, с неба. Именно для этой статуи предназначался пеплос, изготавливаемый жрицами Афины (см. Парфенон) и торжественно проносимый по священной дороге во время панафинейской процессии. Вероятно, Э. был задуман и воплощен в проекте еще при жизни Перикла и Фидия. Одна из интереснейших особенностей храма — необычная планировка и
|
|
асимметричное расположение помещении. Эта:-::;. вописная асимметричность отчасти объясняется тем, что Э. объединил в себе несколько древня; святилищ. Композиция Э. подчинена характеру ландшафта, и восточная часть здания выше западной почти на 3 м. К храму примыкают три раалгч-ных портика: два из них снабжены ионическими колоннами, а в третьем крышу поддерживают изваяния кариатид в ниспадающих одеждах. Их благородное спокойствие оттеняло драматизм изображений на метопах соседнего Парфенона. Монументальные статуи кор-кариатид выполняют роль колонн, и поэтому им свойственно единообразие пропорций и масштаба, однако все они отличаются разными оттенками пластического решения, в связи с чем каждая обладает неповторимой индивидуальностью. Другой характер имеют рельефы фриза: в них присутствуют динамика и стремительность движений. Здесь был применен и своеобразный прием полихромии; вместо раскраски использованы цветные материалы: на фоне фиолетового мрамора живописно выделялись белоснежные фигуры.
По контрасту с более строгим и простым Парфеноном Э. во всех отношениях более живописен и
Эрехтейон. Северный портик. V в. до н. э.
Кариатиды южного портика Эрехтейона. V в. до н. э.
изысканно декоративен. Сопоставление величественно ясных очертаний Парфенона и свободной композиции Э. дополнял контраст дорического и ионического ордеров, возникавший при входе на афинский Акрополь.
|
|
Нарядная элегантность и утонченный артистизм стиля Э. оказали большое влияние на архитектуру классицизма.
Литература:
Брунов Н. И. Эрехтейон. М., 1938.
ЭТРУСКОВ ИСКУССТВО, памятники художественной культуры древних племен, населявших в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова. В области, называвшейся Этрурия (современная Тоскана), возникла развитая цивилизация, предшествовавшая римской. Основные источники сведений о культуре этрусков — сообщения греческих и римских авторов, а также археологические материалы из этрусских гробниц и поселений. Этруски известны современному человеку больше своим искусством, чем какими-нибудь другими формами деятельности, поскольку слишком мно-
гое в истории этого народа остается неясным или неизученным. Происхождение этрусков не выяснено до конца; античные авторы считали их выходцами с Востока.
Современная наука на основе изучения этрусского языка выработала гипотезу, согласно которой этот народ сформировался лишь при частичном участии восточных племен. Материальная культура этрусков развилась на основе виллановианской. Процесс становления ее завершился, видимо, к VIII в. до н. э. В VII в. у этрусков имелись многочисленные города-крепости, напоминавшие греческие полисы. Во главе их стояли вначале цари, а позже — выборные представители аристократии. Вероятно, уже в конце VII в. до н. э. возникла конфедерация двенадцати этрусских городов-государств (Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии и др.). Считается, что именно этрусская династия Тарк-виниев правила в Риме с 616 по 509 г. до н. э. Влияние этрусков вскоре распространилось почти на всю территорию Италии. Однако в течение VI—III вв. до н. э. независимость Этрурии была уничтожена, а ее города в разное время завоеваны греками, галлами, самнитами и римлянами. После подчинения Риму этруски сохраняли в большинстве своих городов прежнее общественное устройство и культурную самобытность.
Одна из самых сложных проблем изучения Э. и. — его периодизация. Общепринятым в настоящее время является деление на три основных периода (косвенно указывающее на связь с типологией греческого искусства): ориентализируюпгий, т. е. связанный с восточными влияниями (конец УТП — VII в. до н. а); архаический (У1-У вв. до н. э.) и эллинистический (III—I вв. до н. э.). Архаический период — время особенно тесной связи этрусских мастеров с художниками Греции, подразделяется на два этапа — с последовательной ориентацией Э. и. сначала на ионическое, а затем на аттическое искусство. Для IV в. до н. э., времени завоевания этрусков римлянами, принят термин «средние годы». Иногда по тем же соображениям для Э. и. У-1У вв. до н. э. применяется термин «классическое».
Памятники архитектуры в Э. и. представлены остатками храмов, погребальными постройками и инженерными сооружениями (мосты, каналы, городские укрепления). Крепостные стены и ворота складывались из хорошо отесанных каменных блоков, применялись клинчатые арки (ворота в Перу-зии, современная Перуджа), ложные ступенчатые своды (склепы VII-VI вв. до н. а), полуциркульные своды (склепы Ш-П вв. до н. а). Общественные здания доримского периода неизвестны, но о развитии градостроительства свидетельствуют остатки прямоугольной застройки г. Марцаботто близ Бо-