Лекция № 6

Лекция № 5.

Тема: Литература Германии

Характеристика постмодернистского романа в Германии. Миф и неомиф в германской литературе.

Важнейшая и характерная черта современного литературного процесса – неомифологизм.

Тяготение к притче.

Криста Вольф(1929). Философские и нравственные проблемы истории в творчестве. Притчевость повествования. Роман «Кассандра». Социально-исторический контекст эпохи. Деконструкция и актуализация мифа. Путь духовного прозрения Кассандры. Особенности концепции в романе. Особенности мифологем (политические). Изображение механизма тоталитарного общества через миф. Трансформация античного мифа и особенности его интерпретации в романе «Медея». Аллегоризм и символизм повествовательной манеры.

Роман «Медея. Голоса».Для КВ миф – главный способ организации содержания ХП: сюжет мифа о Медее является размышлением о настоящем моменте, а сама героиня – близкой автору женщиной, которая активно участвует в историческом процессе. Стремление отразить проблемы современности приводит КВ к созданию авторского хронотопа через воспроизведение мифологического.

Для КВ наибольший интерес представляет не ситуация, а личность и мотивы её поведения. Название романа сразу же создаёт мифологические аллюзии и отсылает к трагедиям Еврипида и Сенеки-мл.

Переосмыслением конфликта, активный поиск новых участников и виновников социальных катаклизмов. Тема вины поколения в её гендерном аспекте.

Смысл названия романа. Концепция времени в романе..

Стефан Гейм (1913). Пародирование библейского мифа и социалистических идеологем в романе «Агасфер». Образ Вечного Жида. «Агасферовский» сюжет в контексте фаустовской проблематики. Неканоническая история Христа. Трехслойная композиция романа: библейские времена, период Реформации, XX век. Мотивация бунта Люцифера. Две концепции человека. Переосмысление и пародирование. Гете. Оппозиция «Паулус фон Эйцен – Фауст». Изображение 2-х систем (капиталистической и социалистической), 2-х философий (материалистической и идеалистической), 2-х мироощущений (атеистического и религиозного). Зигфрид Байфус – пародийная модификация социалистического Фауста XX века. Особенности поэтики.

Патрик Зюскинд (1949). Особенности повествовательной манеры (юмор, внимание к языку, стилю, монологичность повествования). Автобиографическая «Повесть о господине Зоммере» (1991). Особенности героев произведений Зюскинда («маленькие люди» - аутисты). Обращение к историческому материалу как средству осознания проблем современности в романе «Парфюмер. История одного убийцы» («Аромат»). Изображение Франции XVII века как царства Разума. Пансион мадам Гайар – воплощение абсолютной рассудительности, правильности. Способы воздействия и манипулирования сознанием. Образ Жана Батиста Гренуя. Синтетичность образа. Формирование героя в духе жажды власти, желание стать великим. Проблема безумно-разумного. Формула тоталитаризма. Причины формирования монстра. Метафора запаха. Интертекстуальность прозы П. Зюскинда.

Тема: Литература Италии и Испании

Итало Кальвино (1923-1985). Деконструктивизм в литературе: понятие, основные положения Проблема интерпретации текста: к вопросу об «истинном» смысле художественного произведения. Отражение сознания интеллекта в современном мире. Проблема морального раздвоения человека. Нравственно-этическая проблематика романов. Философское осмысление исторического развития, социального прогресса. Использование парадоксально-фантастических ситуаций и условно-исторического материала. Отражение процесса творчества в романе «Если однажды зимней ночью путник» (1979). Проблемы текста, его восприятия, интерпретации и их решение в деконструктивистском романе-«ловушке» (определение Кальвино). Автор как комментатор и действующее лицо. Диалектика отношений между Писателем и Читателем. Многослойность повествования. Интеллектуализм прозы. Особенности поэтики. Произведения Кальвино и деконструктивизм Артуро Перес-Реверте (1951). Игра как способ бытования в постмодернистском тексте: роман «Клуб Дюма, или Тень Ришелье» (1993). Авторские маски в романе. Аллюзивность и цитатность текста (Дюма, Конан Дойл, Кристи, др.). Литературность ситуаций в романе. Тема состязания в романе кино и литературы. Роль иллюстраций в произведении.

Писатель Артуро Перес-Реверте – автор знаменитых приключенческих романов, публикуемых во всём мире. Роман А. Переса-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье» (оконч. в апр. 1993) – попытка писателя осмыслить современный мир через постмодернистский модус мышления.

Внешне роман представляется детективом. Два детективных сюжета (первый связан с рукописью Александра Дюма; второй – с легендарной книгой Аристида Торкья «Девять врат»).

Лабиринтность мира в романе. Основа книги – игра. Главный герой произвеления – Книга. Герои-библиофилы. Интертекстуальность произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: