Тема: Литература Великобритании
Английский роман второй половины ХХ века: следование викторианской традиции; использование жанра детектива, невозможность открытого финала, вымышленные герои на историческом фоне.
Творчество Питера Акройда (1949). Традиционные сюжеты в постмодернистской интерпретации. Отражение разных типов современного сознания - технократического и гуманитарного. Стилизация и пародирование в творчестве. Особенности иронии. «Роман культуры» «Завещание Оскара Уайльда» (1983). Трактовка исторического образа Оскара Уайльда, сочетание факта и вымысла. Интертекстуальность прозы. Особенности сюжетно-композиционной организации в романах «Дом доктора Ди» и «Процесс Элизабет Кри» (1996). «Повесть о Платоне» (2000). Культурологическая усложненность прозы. Роль аллюзий, цитаций, исторических реминисценций. Особенности постмодернистской стилистики. Многослойность прозы. Сложная организация романного времени и пространства. Жанр биографии в англ л-ре. Особое место в англ лре занимает писательская биография. Этапы развития жанра.
|
|
П. Акройд отказывается от классического жанра биографии, хотя главным предметом его повествования становятся судьбы известных людей (Оскара Уайлда, «The Last Gestament of Oscar Wilde», 1983; Томаса Чаттертона, «Chatterton», 1987; Джона Мильтона, «Milton in America», 1996; Платона, «Повесть о Платоне», 2000). Биография-симулякр Критические работы ПА – своеобразный пролог к его романам.
Важнейшей категорией в творчестве ПА явл-ся традиция. «Прошлое, постоянно оплодотворяющее настоящее», явл-ся структурным, упорядочивающим началом, которое лежит в основе тв-ва ПА.
Все романы ПА представляют собой реконструкцию прошлого – т.е. тщательно исследуют и воссоздают его.
Роман «Последнее завещание Оскара Уайлда»(1983) (удостоен премии Сомерсета Моэма) определяют как роман культуры, разновидность романа творения. Полемика ПА с исповедью самого О.Уайлда: ПА создаёт новую исповедь О.Уайлда, своего рода литературную мистификацию, так как пишет роман в форме автобиографии, но публикует под собственным именем (пояснение).
«Экспериментальный» роман Джулиана Барнса (1946) «История мира в 10 ½ главах («расфокусированность» композиции, особенный взгляд на историю).
Художественные особенности тв-ва ДБ.
Соединение в романе разных жанровых форм → произвольный выбор автором «историков» в каждой части. Такой тип повествования порождает кажущуюся бессвязность, разностилье, сугубо иллюстративный х-р некоторых глав и, следовательно, расфокусированность композиции романа – 10 ½ глав демонстрируют импульсы авторской мысли.
Новеллистический принцип композиции, фабульная завершённость в каждом их фрагментов. Конститутивное свойство текста - его многоуровневая организация, «двойное кодирование». Пародия, травестия. Динамика двухполюсного семантического ряда по вертикали «сверху вниз», с выворачиванием наизнанку, «наоборот», с одновременным эстетическим эффектом неожиданности, удивления. Знаковость заглавия романа. Основные мотивы романа (мотив плаванья, мотив случайности, мотив «чистых и нечистых»).
|
|
На современном этапе развития л-ры очевиден интерес художников к историческому процессу, законам существования человека во времени. Очевиден также и сдвиг в понимании сущности исторического процесса.
Развивая концепцию историзма в своих пр-х, постмодернисты эксплуатируют форму викторианского романа (интерес к нему в Англии возник в 1980-е гг). Тексты оказываются насыщены аллюзиями на давние события, литературные пр-я прошлых веков.
Для англ постмодернистов существует два главных непреходящих ориентира: 1) Шекспир; 2) Диккенс, который в последней четверти ХХ века становится знаковой фигурой, символом целой эпохи и старой доброй Англии. В то же время он объявляется отцом англ постмодернизма.
Т.о., в 80-е гг ХХ века история оказывается востребованной темой, и многие англ писатели активно к ней обращаются. Среди них Грем Свифт, А. Байетт, С. Рушди, П. Акройд и др. Критик и писатель Кристин Брук-Роуз в статье «Palimpsest History» 1996) предложила использовать термин «палимпсест» как наиболее адекватно передающий содержание современных исторических романов. Все романы различаются поэтологической спецификой воплощения исторической темы, но их объединяет свобода в интерпретации исторических фактов.
Постмодернистская концепция философии истории воплощена в романе Грема Свифта* «Водоземье» (1983), творческий путь которого начался в 80-е гг. Он автор романов: «Хозяин кондитерской» (1980), «Игрушка судьбы», (1981), «Водоземье» (1983), «Отныне и навсегда» (1992), «Последние распоряжения» (1996) - получил премию Буккера).
Художественные особенности пр-й ГС.
В своих пр-х ГС затрагивает проблемы: «человек и история», «человек и природа», «отцы и дети». Вопрос о возможности прошлого, об историческом знании пересматривается им в русле постмодернизма. Его концепция человека и мира х-ся космизмом. Он развивает идею сопричастности человека всеобщему, утверждает ценность каждой л-ти.
Роман «Водоземье» считается одним из лучших пр-й англ прозаика и интересен прежде всего реализацией проблемы человек и история. Роман построен в форме урока по истории, который даёт своим ученикам школьный учитель Том Крик. Жанровые особенности семейного романа переплетаются с началами философско-исторического трактата, а местами - с элементами детектива. Частная жизнь семьи включается в движение истории.
В романе признаётся право существования в качестве верных нескольких версий, что соответствует постмодернистскому взгляду на историю.
ТворчествоАнтонии Сьюзен Байет (1936). Жанровое разнообразие произведений. Художественные особенности (стилизация викторианского повествования, «документальность», «литературность», др.). Дилогия «Ангелы и насекомые» как метафора современной жизни. Двоичность, зеркальность – это и композиционный принцип и тема (мир мёртвых и мир живых, настоящее и прошлое, рационализм и мистика) в романах Байет.
Дилогия «Ангелы и насекомые» (опубл в России в 2000 г). Дилогию составляют два романа: «Морфо Евгения» и «Ангел супружества». Оба пр-я повествуют о нравах викторианской Англии.
«Морфо Евгения» задуман АБ как сценарий к фильму, который был снят в 1995 г. Роман насыщен действием, интригой, страстями. В «Ангеле супружества» велика роль размышлений и воспоминаний. Оба пр-я тесно связаны м/у собой. Викторианской атмосферой, поэзией Теннисона и имеют похожие счастливые финалы: любящие сердца соединяются.
|
|
Романы дилогии перекрещиваются и отражаются друг в друге. «МЕ» вращается вокруг теории Дарвина, которая пошатнула веру и тем самым изменила жизнь.
«Ангел супружества» - о тех, кто не смирился и стучится в дверь потустороннего мира, чтобы получить у духов ответы на свои вопросы. Этот роман строится вокруг учения Сведенборга - мистика, который основал церковь «Новый Иерусалим». В «МЕ» герои описывают и классифицируют насекомых, в «АС» тоже проделывают с ангелами.
Приём вкрапления текста в текст.
Дальнейшие тенденции английской литературы – оскудение тематики (80-е гг.), поток «массовой» литературы. «Подлинно культовая фигура 90-х гг» - Ирвинг Уэлш (Шотландия). Герой Уэлша – выходец из маргинальной среды (наркоман, хулиганствующий «фан»-панк). Роман «Трейн-споттинг» (1993), сборник рассказов «Кислотный дом» (1994), роман «Аист Марабу из кошмаров» (1995), «Экстази» (1996).
Кадзуо Исигуро (1954 ) как один из ведущих английских писателей японского происхождения. Роман «Остаток дня» («На исходе дня») - самый «английский» роман конца ХХ века. Особенности менталитета и их воплощение в эстетике художественной формы. Жанр этого произведения и критики, и сам автор определяют как «международный роман» (в связи с очередной волной так наз.«космополитической литературы»).
Особенности повествования. Центральный герой произведения - дворецкий «старой школы» Стивенс. Функция образа дворецкого. Смысл названия произведения.
Роман Исигуро как ироническая книга, пародия, игра.