Лекция № 4 писательская биография

Тема: Литература Великобритании

Английский роман второй половины ХХ века: следование викторианской традиции; использование жанра детектива, невозможность открытого финала, вымышленные герои на историческом фоне.

Творчество Питера Акройда (1949). Традиционные сюжеты в постмодернистской интерпретации. Отражение разных типов современного сознания - технократического и гуманитарного. Стилизация и пародирование в творчестве. Особенности иронии. «Роман культуры» «Завещание Оскара Уайльда» (1983). Трактовка исторического образа Оскара Уайльда, сочетание факта и вымысла. Интертекстуальность прозы. Особенности сюжетно-композиционной организации в романах «Дом доктора Ди» и «Процесс Элизабет Кри» (1996). «Повесть о Платоне» (2000). Культурологическая усложненность прозы. Роль аллюзий, цитаций, исторических реминисценций. Особенности постмодернистской стилистики. Многослойность прозы. Сложная организация романного времени и пространства. Жанр биографии в англ л-ре. Особое место в англ лре занимает писательская биография. Этапы развития жанра.

П. Акройд отказывается от классического жанра биографии, хотя главным предметом его повествования становятся судьбы известных людей (Оскара Уайлда, «The Last Gestament of Oscar Wilde», 1983; Томаса Чаттертона, «Chatterton», 1987; Джона Мильтона, «Milton in America», 1996; Платона, «Повесть о Платоне», 2000). Биография-симулякр Критические работы ПА – своеобразный пролог к его романам.

Важнейшей категорией в творчестве ПА явл-ся традиция. «Прошлое, постоянно оплодотворяющее настоящее», явл-ся структурным, упорядочивающим началом, которое лежит в основе тв-ва ПА.

Все романы ПА представляют собой реконструкцию прошлого – т.е. тщательно исследуют и воссоздают его.

Роман «Последнее завещание Оскара Уайлда»(1983) (удостоен премии Сомерсета Моэма) определяют как роман культуры, разновидность романа творения. Полемика ПА с исповедью самого О.Уайлда: ПА создаёт новую исповедь О.Уайлда, своего рода литературную мистификацию, так как пишет роман в форме автобиографии, но публикует под собственным именем (пояснение).

«Экспериментальный» роман Джулиана Барнса (1946) «История мира в 10 ½ главах («расфокусированность» композиции, особенный взгляд на историю).

Художественные особенности тв-ва ДБ.

Соединение в романе разных жанровых форм → произвольный выбор автором «историков» в каждой части. Такой тип повествования порождает кажущуюся бессвязность, разностилье, сугубо иллюстративный х-р некоторых глав и, следовательно, расфокусированность композиции романа – 10 ½ глав демонстрируют импульсы авторской мысли.

Новеллистический принцип композиции, фабульная завершённость в каждом их фрагментов. Конститутивное свойство текста - его многоуровневая организация, «двойное кодирование». Пародия, травестия. Динамика двухполюсного семантического ряда по вертикали «сверху вниз», с выворачиванием наизнанку, «наоборот», с одновременным эстетическим эффектом неожиданности, удивления. Знаковость заглавия романа. Основные мотивы романа (мотив плаванья, мотив случайности, мотив «чистых и нечистых»).

На современном этапе развития л-ры очевиден интерес художников к историческому процессу, законам существования человека во времени. Очевиден также и сдвиг в понимании сущности исторического процесса.

Развивая концепцию историзма в своих пр-х, постмодернисты эксплуатируют форму викторианского романа (интерес к нему в Англии возник в 1980-е гг). Тексты оказываются насыщены аллюзиями на давние события, литературные пр-я прошлых веков.

Для англ постмодернистов существует два главных непреходящих ориентира: 1) Шекспир; 2) Диккенс, который в последней четверти ХХ века становится знаковой фигурой, символом целой эпохи и старой доброй Англии. В то же время он объявляется отцом англ постмодернизма.

Т.о., в 80-е гг ХХ века история оказывается востребованной темой, и многие англ писатели активно к ней обращаются. Среди них Грем Свифт, А. Байетт, С. Рушди, П. Акройд и др. Критик и писатель Кристин Брук-Роуз в статье «Palimpsest History» 1996) предложила использовать термин «палимпсест» как наиболее адекватно передающий содержание современных исторических романов. Все романы различаются поэтологической спецификой воплощения исторической темы, но их объединяет свобода в интерпретации исторических фактов.

Постмодернистская концепция философии истории воплощена в романе Грема Свифта* «Водоземье» (1983), творческий путь которого начался в 80-е гг. Он автор романов: «Хозяин кондитерской» (1980), «Игрушка судьбы», (1981), «Водоземье» (1983), «Отныне и навсегда» (1992), «Последние распоряжения» (1996) - получил премию Буккера).

Художественные особенности пр-й ГС.

В своих пр-х ГС затрагивает проблемы: «человек и история», «человек и природа», «отцы и дети». Вопрос о возможности прошлого, об историческом знании пересматривается им в русле постмодернизма. Его концепция человека и мира х-ся космизмом. Он развивает идею сопричастности человека всеобщему, утверждает ценность каждой л-ти.

Роман «Водоземье» считается одним из лучших пр-й англ прозаика и интересен прежде всего реализацией проблемы человек и история. Роман построен в форме урока по истории, который даёт своим ученикам школьный учитель Том Крик. Жанровые особенности семейного романа переплетаются с началами философско-исторического трактата, а местами - с элементами детектива. Частная жизнь семьи включается в движение истории.

В романе признаётся право существования в качестве верных нескольких версий, что соответствует постмодернистскому взгляду на историю.

ТворчествоАнтонии Сьюзен Байет (1936). Жанровое разнообразие произведений. Художественные особенности (стилизация викторианского повествования, «документальность», «литературность», др.). Дилогия «Ангелы и насекомые» как метафора современной жизни. Двоичность, зеркальность – это и композиционный принцип и тема (мир мёртвых и мир живых, настоящее и прошлое, рационализм и мистика) в романах Байет.

Дилогия «Ангелы и насекомые» (опубл в России в 2000 г). Дилогию составляют два романа: «Морфо Евгения» и «Ангел супружества». Оба пр-я повествуют о нравах викторианской Англии.

«Морфо Евгения» задуман АБ как сценарий к фильму, который был снят в 1995 г. Роман насыщен действием, интригой, страстями. В «Ангеле супружества» велика роль размышлений и воспоминаний. Оба пр-я тесно связаны м/у собой. Викторианской атмосферой, поэзией Теннисона и имеют похожие счастливые финалы: любящие сердца соединяются.

Романы дилогии перекрещиваются и отражаются друг в друге. «МЕ» вращается вокруг теории Дарвина, которая пошатнула веру и тем самым изменила жизнь.

«Ангел супружества» - о тех, кто не смирился и стучится в дверь потустороннего мира, чтобы получить у духов ответы на свои вопросы. Этот роман строится вокруг учения Сведенборга - мистика, который основал церковь «Новый Иерусалим». В «МЕ» герои описывают и классифицируют насекомых, в «АС» тоже проделывают с ангелами.

Приём вкрапления текста в текст.

Дальнейшие тенденции английской литературы – оскудение тематики (80-е гг.), поток «массовой» литературы. «Подлинно культовая фигура 90-х гг» - Ирвинг Уэлш (Шотландия). Герой Уэлша – выходец из маргинальной среды (наркоман, хулиганствующий «фан»-панк). Роман «Трейн-споттинг» (1993), сборник рассказов «Кислотный дом» (1994), роман «Аист Марабу из кошмаров» (1995), «Экстази» (1996).

Кадзуо Исигуро (1954 ) как один из ведущих английских писателей японского происхождения. Роман «Остаток дня» («На исходе дня») - самый «английский» роман конца ХХ века. Особенности менталитета и их воплощение в эстетике художественной формы. Жанр этого произведения и критики, и сам автор определяют как «международный роман» (в связи с очередной волной так наз.«космополитической литературы»).

Особенности повествования. Центральный герой произведения - дворецкий «старой школы» Стивенс. Функция образа дворецкого. Смысл названия произведения.

Роман Исигуро как ироническая книга, пародия, игра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: