Темы докладов

Литература

Литература

Литература

Дополнительная литература

Литература

ЗАНЯТИЯ

ПРАКТИЧЕСКИЕ

Учебно-методический комплекс модуля

Кафедра литературы

Высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Алтайская государственная педагогическая академия»

История зарубежной литературы (новейшая зарубежная литература)

Специальность

050301.65 Русский язык и литература

код наименование

Барнаул


Для успешного выполнения поставленных заданий студенту необходимо

  1. ознакомиться с текстом художественного произведения;
  2. сделать из него цитатные выписки в дневник чтения;
  3. прочитать материалы, изложенные в учебнике/учебном пособии, обращая внимание на факты биографии писателя;
  4. внимательно прочитать и законспектировать (по необходимости) предложенную в списке к практическому занятию критическую и исследовательскую литературу;
  5. обратить внимание на терминологический минимум занятия, по необходимости обратиться к словарю литературоведческих терминов, выписать и выучить термины;
  6. уметь полно ответить на каждый вопрос, вынесенный на практическое занятие, опираясь на знание художественного текста и изученного в ходе подготовки к занятию материала.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _1_

Тема:

Постмодернизм как художественный метод и литературное направление

(наименование темы)

Продолжительность _4_ часа

План практического занятия

1. Объективные предпосылки (исторические, литературные) возникновения постмодернизма в зарубежных литературах. Временные рамки явления. Термин «постмодернизм»

2. Главные признаки постмодернизма:

а) интертекстуальность как семиотическое понимание реальности:

- функции цитаты; гипертекст (коллаж как его вариация, отличие коллажа постмодернистского от модернистского);

- особое положение автора;

- видение и познание мира постмодернистами. Структура мира. Виртуальная реальность;

б) игра как антимиметическая стратегия. Ситуация «языковой игры» и «литературной игры». Семантика игры, её специфика

3. Сделать выписки из работ И. Ильина (№ 7), В. Руднева (№10), Н. Маньковской (№ 12), Р. Барта (№ 2)

1. Анастасьев Н. «У слов долгое эхо» // Вопросы лит. 1996. №4

2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1983

3. Зарубежная литература ХХ века. М., 2000

4. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере // Вопр. Лит. 1996. №3

5. Затонский Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения // ИЛ., 1996. № 2

6. Зверев А. Черепаха Квази // Вопр. Лит. 1997. № 3

7. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996

8. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир. 1992. №2

9. Носов С. Литература и игра // Новый мир. 1992. № 2

10. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1998

11. Славицкий В. После постмодернизма // Вопр. лит. 1991. №11 –12

12. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000

13. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М., 1998

14. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992

15. Затонский Д. Художественные ориентиры ХХ века. М., 1988

16. Андреев Л. Каким должен быть курс истории литературы // Вопр. лит. 1998. №3

17. Гаспаров М. Несколько параллелей // Лит. Учеба. 1991. № 5

18. Степанян К. Постмодернизм – боль и забота наша // Вопр. лит. 1998. № 5

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _3_

Тема: РОМАН МИШЕЛЯ ТУРНЬЕ «ПЯТНИЦА, ИЛИ ЛИМБ ТИХОГО ОКЕАНА»

КАК РОМАН-МИФ

Продолжительность _2_ часа

План практического занятия

1. Влияние Ж.-П. Сартра, Г. Башляра, К. Леви-Стросса на концепцию мира и человека в творчестве М. Турнье

2. «Робинзон Крузо» Д. Дефо как претекст романа М. Турнье. Полемика писателя с Д. Дефо по вопросу западноевропейской цивилизации и отношении к «дикарям».

3. Значение карт Таро в композиции романа М. Турнье.

4. Символические образы в «Пятнице…» и библейские реминисценции.

5. Тема слияния Робинзона с природой. Обряд инициации. Мистический культ Солнца.

6. Сочетание психологизма и мифологизма в романе М. Турнье. Художественный синтез мифологизма и жизнеподобия в «Пятнице…» как одна из черт современного романа.

1. Турнье М. Пятница, или Лимб Тихого океана (любое издание)

2. Делёз Ж. Мишель Турнье и мир без Другого // Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. СПб., 1999.

3. Башляр Г. Вода и грёзы: Опыт о воображении материи. М., 1998

4. Башляр Г. Земля и грёзы воли. М., 2000

5. Башляр Г. Избранное: поэтика пространства. М., 2004

6. Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993

7. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994

8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М., 2002

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _4_

Тема: РОМАН-АЛЛЕГОРИЯ РОБЕРА МЁРЛЯ «МАДРАПУР»

Продолжительность _2_ часа

План практического занятия

1. Особенности жанра произведения (использование фантастики, приёмы детективного жанра (какие, как использованы).

2. Композиция произведения

3. Метафорический смысл, аллегория в произведении. Хронотоп. Категория времени и ее восприятие человеком. Художественное пространство, его организация

4. Система персонажей. Экстремальность ситуации как способ самораскрытия персонажей

5. Система символов в произведении. Центральный символ – круг

6. Философско-этические темы в произведении

7. Авторская позиция и способы её выражения

8. Трансформация реалистического метода повествования

9. Составьте библиографический список по творчеству Р. Мёрля

Задание. Из Словаря литературоведческих понятий и терминов выписать определения «детектив», «фантастика»; выявить их основные признаки

1. Р. Мёрль, Мадрапур (любое издание)

2. Филиппова П.В. Неомифологический роман Робера Мёрля «Мадрапур» // Филологический анализ текста: сб. науч. тр. Вып. 4. Барнаул, 2003. С. 138 - 146

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _5_

Тема: «ОБЕЩАНИЕ НА РАССВЕТЕ» РОМЕНА ГАРИ

КАК КЛЮЧЕВОЙ ТЕКСТ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ

(наименование темы)

Продолжительность _2_ часа

План практического занятия

1. Определите разновидность романа Р. Гари «Обещание на рассвете»: «тотальный» роман, «роман воспитания»… (продолжите парадигму, обосновав новые включения).

2. Отметьте особенности хронотопа произведения. Выделите основной принцип («дар») изображения действительности в нём.

3. Какие эпизоды, на ваш взгляд, являются основными в произведении? Назовите их, определите их смысл.

4. Выявите метафоричность и мифологичность повествования. Опишите литературный «пласт» в произведении Гари. Назовите основные приемы повествования. Определите роль литературной мистификации.

5. Герой-повествователь романа – герой-маргинал. Нравственный выбор героя.

6. Образ матери в романе.

7. Составьте библиографию по теме «Творчество Р. Гари».

1. Гари Р. Обещание на рассвете (любое издание) или // Иностранная литература 1993, №2

2. Прокофьева Н. Мистификатор // Смена. 2001. №6

3. Панкеев И. О том, как два писателя друг друга убили // Книжное обозрение. 1995. № 16

4. Бланш А. «… я неправильно разыгрывал свои карты…» (о жизни и творчестве французского писателя Ромена Гари) // Вопросы литературы. 1991. № 11 – 12. С. 294 – 251

5. Хачатурян Н. Иносказания Р. Гари // Вопросы литературы. 1991. № 11 – 12. С. 206 – 214

6. Гари Р. О творчестве: Выдержки из интервью // Вопросы литературы. 1991. № 11 – 12

7. Бондарчук Д. Гари/Ажар – двое в одном // Иностранная л-ра. 2001. № 12

8. Горбачёва М. Герои «экзистенциального приключения» // Иностранная литература 2001. № 12

9. Романова А. Поэзия маргинальности // Иностранная литература. 2001, № 12

1. «Творческий путь Ромена Гари»

2. Авторская мифология в романе Р.Гари «Обещание на рассвете»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _6_

Тема: «БИОГРАФИЧЕСКИЙ» РОМАН ПИТЕРА АКРОЙДА

«ПОСЛЕДНЕЕ ЗАВЕЩАНИЕ ОСКАРА УАЙЛДА»

(наименование темы)

Продолжительность 2 часа

План практического занятия

1.Определите жанр произведения. Как в романе сочетаются биография и автобиография (фактография). Роль мистификации в создании текста. Биография-симулякр. Артистическая игра с материалом. Импровизация

2. Истолкуйте название романа (травестия стереотипа – игра смыслов обозначена заглавием)

3. Основная коллизия романа

4. Соотношение автора (П. Акройда) и героя-повествователя

5. Мир глазами автора и мир глазами героя-повествователя (Оскара Уайлда): особенности хронотопа

6. Реализация «эстетической» программы героя-повествователя в мире

7. Обозначив особенности формы произведения и его содержания, докажите, что роман П. Акройда – постмодернистский текст

8. Составьте библиографию по творчеству П. Акройда


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: