Православие

В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Кипрская, Грузинская, Сербская (Югославия), Болгарская, Элладская (Греция), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Из них Русская и Грузинская — на территории СССР. Кроме того, имеются три автономные православные церкви — Синайская, Финская и Японская. Для всех автокефальных и автономных церквей общими являются вероучение и культ. Одновременно все они имеют каноническую самостоятельность. Константинопольский патриарх хотя и признается вселенским, но ему не принадлежит право вмешиваться в деятельность поместных церквей. Пределы самостоятельности автономных церквей определяются соглашениями с теми автокефальными церквами, которые предоставили автономию. Так, главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим утверждением их патриархами автокефальных церквей.

В административном отношении автокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, благочиния, приходы. Ряд автокефальных церквей имеют миссии, благочиния, подворья при других православных церквах. Автокефальные церкви возглавляются патриархами (архиепископами, митрополитами), избираемыми поместными соборами пожизненно открытым или закрытым голосованием.

Как правило, при патриархах имеются священные синоды. Управление в епархиях осуществляется епархиальными архиереями, в отдельных случаях создающими при себе епархиальные советы. Епархии состоят из благочинных округов и приходов. Административно-хозяйственные функции в приходах выполняются или священниками, или церковными советами, избираемыми на собраниях верующих (Русская и Грузинская церкви).

Православные церкви не имеют единого центра управления и с VIII в. не проводят вселенских соборов. Каждая из православных церквей решает вопросы, связанные с вероучением, культом, каноническими правилами, на поместных соборах. Так, последний поместный собор Русской православной церкви в 1971 г. избрал патриархом Московским и всея Руси митрополита Пимена

(Сергея Михайловича Извекова), одобрил деятельность Русской православной церкви за последнюю четверть века, пересмотрел решения поместного собора 1667 г. в отношении старообрядцев и отменил выдвигавшиеся в их адрес проклятия, считая их «яко не бывшие».

Для всех автокефальных церквей характерен иерархический (иерархия — греч. «священновластие») принцип управления, в соответствии с которым осуществляется последовательное подчинение низшего духовенства высшему. Духовенство делится не только по степеням священства, но также на белое (женатое) и черное (неженатое, монашествующее).

Православные церкви имеют женские и мужские монастыри. В ряде из них имеются мастерские по изготовлению икон, церковной утвари, облачений, свечей. Подготовка священнослужителей и богословов осуществляется через сеть духовных академий и семинарий. Православными центрами издаются богослужебная литература, библии, журналы и т. д.

В настоящее время православными церквами ведется подготовительная работа по созыву Вселенского собора. На состоявшихся четырех подсоборных совещаниях определен предварительный каталог тем обсуждений:

1. Об источниках божественного откровения. 2. О более полном участии мирян в богослужебной и иной жизни церкви. 3. Об устранении церковных препятствий к браку, не согласующихся с государственным законодательством по этому вопросу (предполагается также обсуждение действительности браков между лицами различных вероисповеданий). 4. Согласование церковных правил о посте с требованиями современной жизни; вопрос об икономии (отношение церкви к верующим, нарушающим каноны). Для подготовки всех этих и других материалов создана межправославная комиссия в составе одного иерарха и одного консультанта от каждой поместной церкви.

Все православные церкви, кроме Албанской, являются членами Всемирного совета церквей (Русская православная церковь — с 1961 г., Грузинская — с 1962 г.).

Русская православная церковь. В числе 45 различных вероисповеданий, зафиксированных в настоящее время вСССР, самым крупным и самым влиятельным является православие.

Христианизация Руси, официально осуществленная

в 988—989 гг., была обусловлена социально-политическими интересами Киевского государства, нуждавшегося в новой идеологии, приспособленной к защите зарождавшихся феодальных отношений. Эту задачу не могли решать религиозные верования славян, сложившиеся в доклассовую эпоху. Новая религия отвергалась широкими народными массами и в силу этого насаждалась насильственно. Около 500 лет Русская церковь находилась в полной зависимости от Византии и только в 1448 г. объявила себя автокефальной. В 1589 г. московский митрополит стал первым русским патриархом.

Став идеологом феодализма и крупнейшим собственником, Русская православная церковь освящала именем бога власть господствующих классов, которые в свою очередь придавали большое значение становлению церковной организации. С целью укрепления позиций церкви внутри страны и на международной арене патриарх Никон в XVII в. провел ряд реформ, одобренных соборами и поддержанных царем. Было осуществлено исправление богослужебных книг, изменены некоторые канонические правила, признана обязательность проповеди во время богослужений. Однако против нововведений выступила часть духовенства, боярства, купечества, крестьян, недовольных и государственной и церковной политикой.

Борьба против нововведений приняла острый характер, когда в нее активно включились многочисленные массы народа — крестьяне и посадские люди. Их выступления за свои права, против жестокой эксплуатации, против ненавистного крепостничества, облекаясь в религиозные формы социального протеста, привели к расколу и возникновению старообрядчества. Раскол как идеологическое выражение классовых противоречий стал религиозным знаменем антифеодальной борьбы.

Старообрядческое движение отличалось классовой неоднородностью, его участники преследовали разные цели, зачастую диаметрально противоположные. Зажиточные слои населения — бояре, купцы — тяготели к компромиссу с государством и церковью. Наиболее угнетенная часть старообрядцев — крестьяне, посадские люди — в различных формах, чаще всего стихийных, выражали свое отрицательное отношение к самодержавно-крепостнической действительности. Существование различных группировок в дальнейшем привело к дроблению старообрядчества на многочисленные толки и направле-

ния. Главными из них стали поповцы, беспоповцы и беглопоповцы.

На протяжении почти трехсот лет Русская православная церковь предавала старообрядцев анафеме, считала их богослужения противоречащими древним традициям. Старообрядцы преследовались, ссылались, изгонялись на окраины России.

Попытка Никона утвердить приоритет духовной власти над светской потерпела неудачу. Никон был лишен' сана и сослан в монастырь.

Окончательное подчинение церкви государственной власти произошло в период правления Петра I, который ликвидировал патриаршество и учредил святейший правительствующий Синод, возглавляемый царским чиновником — обер-прокурором. Церкви вменялись функции государственной власти: запись актов гражданского состояния, руководство начальным образованием, наблюдение за политической благонадежностью граждан. Православие верой и правдой служило самодержавию, активно боролось с освободительными движениями.

После свержения самодержавия патриаршество было восстановлено Поместным собором 1917—1918 гг. Главой церкви был избран монархист Тихон (Белавин). Собор враждебно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. От имени собора среди верующих распространялись воззвания против революции. В годы гражданской войны и иностранной интервенции большинство духовенства активно поддерживало контрреволюцию, организуя вооруженную борьбу с Советской властью. В 1922 г. в связи с декретом Советского правительства об изъятии церковных ценностей для закупки хлеба в помощь голодающему населению Поволжья патриарх Тихон предал анафеме Советскую власть и призвал верующих оказывать ей сопротивление.

Борьба духовенства против Советской власти дискредитировала церковь в глазах верующих, что способствовало их массовому отходу от религии. Поэтому некоторые церковники потребовали изменения антисоветского курса, перехода на позиции лояльного отношения к Советскому государству. Эта часть духовенства, возглавляемая протоиереем А. Введенским, получила название обновленцев. Последние стремились приспособить православие к новым историческим условиям и тем самым удержать верующих в лоне церкви.

Если политическая и социальная ориентация обеспе-

чивала обновленцам симпатии верующих, то их нововведения в богослужебную практику настораживали, расценивались как «порча веры». В то же время откровенно контрреволюционная позиция руководства Русской православной церкви не получила поддержки подавляющего большинства верующих. Многие из них порвали с религией, отошли от церкви вообще или же стали сочувствовать обновленцам. Православная церковь к 1922 г. оказалась на грани самоликвидации. Это во многом способствовало пересмотру Тихоном его политической ориентации. В июле 1923 г. он официально заявил об отказе от антисоветской деятельности.

В 1927 г. местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий опубликовал декларацию, в которой призвал духовенство и верующих поддержать Советскую власть. Таким образом, постепенно складывался курс лояльного отношения церкви к Советской власти. Коренные социальные изменения, происходившие в стране (индустриализация, коллективизация, культурная революция), рост международного авторитета Советского государства, изменившаяся ориентация верующих заставили церковь пересмотреть свою политическую линию, поддерживать внутреннюю и внешнюю политику Советского государства. В последние годы эта тенденция стала особенно заметной.

Вероучение и культ православия. Источниками православного вероучения являются священное писание (Библия) и священное предание (постановления первых семи вселенских соборов и поместных соборов, творения «отцов и учителей церкви»). Сущность вероучения изложена в «символе веры», утвержденном на вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 положениях «символа веры» от верующих требуется признание единого бога, вера в святую троицу, в боговоплощение, искупление, воскресение из мертвых, говорится о необходимости крещения, веры в загробную жизнь и т. д.

Бог в православии выступает в трех лицах: бог-отец (творец мира), бог-сын (Иисус Христос, спаситель людей), который принял образ человека, спустился с небес на землю, чтобы избавить людей от грехов, был распят, воскрес, вознесся на небо, с тем чтобы вновь прийти на землю с наступлением конца света, и, наконец, бог — дух святой, исходящий только от бога-отца. Догмат (греч. dogma — обязательное положение) о триедином бо-

re недоступен для человеческого понимания, в него предлагается просто верить.

Наряду с единым в трех лицах богом православная церковь требует верить в ангелов, богородицу, якобы родившую Иисуса Христа, святых (души праведников), а также и в злых духов. Духовенство считается посредником между богом и людьми.

Особое внимание церковь уделяет внутреннему оформлению храмов, где проходят богослужения. Священнослужители требуют обязательного их посещения, отводя важное место проповедям, молитвам, чтению Библии, совершению таинств. Православная церковь признает семь таинств: крещение (опускание младенца в воду), миропомазание (младенца мажут ароматическим маслом «миро»), причащение (верующие выпивают глоток вина, съедают кусочек квасного хлеба, веря, что поедают «тело» и «кровь» Иисуса Христа), покаяние (исповедание священнику своих грехов), брак (венчание в церкви), священство (посвящение в высший церковный сан), елеосвящение (обряд, совершаемый над больными на дому). Большое значение придается отпеванию (погребение умерших) и панихиде (поминальному обряду).

Православные священнослужители требуют от верующих ношения нательных крестиков, соблюдения постов, церковных праздников, главными из которых являются:

пасха (в честь воскресения Христа), рождество Христово, троица (в честь сошествия духа святого на апостолов) и др.

Система организации и управления Русской православной церкви. Во главе Русской православной церкви в настоящее время стоит патриарх Московский и всея Руси Пимен. Патриарху принадлежит высшая власть в решении всех вопросов вероучения и культа, церковного управления и суда. Он осуществляет связи с другими церквами, контролирует деятельность епархиальных архиереев, награждает титулами и высшими церковными наградами. При патриархе учрежден священный Синод, состоящий из постоянных и временных членов.

В административном отношении Русская православная церковь делится на четыре экзархата (Украинский, Западной Европы, Средней Европы, Центральной и Южной Америки), 76 епархий в СССР и за рубежом. Первичными церковными организациями являются приходы. Община верующих избирает церковный совет и ревизионную комиссию, осуществляющие всю хозяйственную и финансовую деятельность прихода. В состав исполнительного органа священники не избираются. Их функции — удовлетворение религиозных потребностей, проведение богослужений, выполнение религиозных обрядов.

Подготовка кадров священнослужителей осуществляется в Московской и Ленинградской духовных академиях, а также в семина-

риях — Московской, Ленинградской и Одесской Имеется заочный сектор и аспирантура

Московская патриархия издает богослужебную литературу Библию, молитвенники, требники, богослужебные указания, журналы, настольные и настенные календари

В ведении Русской православной церкви 18 монастырей (два из них находятся за границей) Денежные доходы церкви складываются из добровольных пожертвований, платы за требы, а также сумм, полученных от продажи предметов культа

Социальная доктрина православия. Возникнув в условиях эксплуататорского строя, православная церковь всегда стояла на страже его политических и экономических основ, оправдывая крепостничество, порабощение, эксплуатацию. Православные церкви в капиталистических странах и поныне оправдывают существующие общественно-экономические отношения, объявляя их высшим выражением «всеобщих христианских ценностей», утверждая, что совершенствование условий жизни человека возможно лишь путем «оздоровления» капитализма на основе его «христианизации».

Православные церкви в социалистических странах пытаются отмежеваться от той неприглядной роли, которую они играли в прошлом. Стремясь доказать, что церковь всегда выражала интересы простых людей, идеологи православия объявляют социальное неравенство, эксплуатацию человека человеком, рабство и угнетение, колониализм и экспансионизм противоречащими христианским идеалам.

Обращает на себя внимание настойчивое стремление богословов представить свои социальные концепции в качестве нового подхода к оценке всех исторических событий, не имеющего прецедента. Эти концепции изображаются логическим итогом беспристрастного осмысления результатов- Октябрьской революции в России и построения общественной жизни на новых • началах. В этой связи богословами отвергаются и социальная концепция В. С. Соловьева, стоявшего на позициях интеграции идеи царства божьего в существующем мире и утверждения теократического строя, и концепция крупного богослова М. М. Тареева, требовавшего «освобождения религиозного стремления человеческого духа от какого-либо участия в конкретной деятельности человека в окружающей среде». Сейчас, по словам богословов социалистических стран, интенсивная богословская работа сводится к выходу на «передовые рубежи» в служении человечеству.

Социальная позиция деятелей русского православия нашла свое выражение в концепциях «богословие революции», «богословие мира», «социальная активизация», «социальное служение», «социальная этика», предназначенных, по их мнению, для того, чтобы включить православие в общественную историю. Так, например, «богословие революции» осуждает капиталистический строй, систему порабощения народов, разоблачает антинародную сущность захватнических войн и колониального грабежа, призывая одновременно стать в первые ряды строителей нового общественного строя, выполнить свой социальный долг, принять участие в революции, «обнажить меч против зла», осуществить лучшие стремления прогрессивных общественных сил современности в борьбе за социальную революцию, за полную победу социализма.

Иными словами, «богословие революции» сориентировано на непосредственных участников социалистических преобразований в нашей стране. Но одновременно «богословие революции» считает несовместимыми с религией коммунистическую идеологию, научно-материалистическое мировоззрение.

Нельзя не признать положительные политические и демократические акции православной церкви в борьбе за сохранение и упрочение мира, за всеобщее разоружение, за разрядку международной напряженности. Эти акции церкви безусловно находят поддержку у сотен миллионов верующих и неверующих как в нашей стране, так и за рубежом.

Но эта позиция, отражающая в общем и целом умонастроения подавляющего большинства людей, породила и всевозможные иллюзии о сущности религиозных доктрин в целом. У некоторой части верующих и неверующих сложилось неверное представление о коренном изменении сущности религиозной идеологии.

Все дело в том, что помимо общей оценки тех или иных общественных явлений православная социальная доктрина устанавливает причины изменений и направленность общественной жизни, претендуя в той или иной форме на то, чтобы свести всю совокупность социального развития к божественной целесообразности. В конечном счете для религии и теологии побудительные мотивы деятельности человека, социальной группы, класса сводятся к чисто внешнему воздействию трансцендентных причин. Что же касается человека, то он для со-

циальной теологии не субъект, а объект истории, направляемый к исторической цели волею творца.

Диалектический материализм уже давно доказал полную несостоятельность любых попыток включить в исторический процесс различные трансцендентные силы. Общественная жизнь, ее изменения и развитие определяются не божественным промыслом, а условиями материальной жизни людей, классов, социальных групп. Основу существования и прогрессивного развития общества составляет производство материальных благ. Но непосредственными их создателями являются люди — главная производительная сила. Именно поэтому трудящиеся массы становятся творцами истории, ее движущей силой.

Модернизм в современном православии. Как и все другие вероисповедания, православие в условиях социалистической действительности переживает глубокий кризис. Непрерывно и во все увеличивающихся пропорциях сокращается его воздействие на последователей, заметно уменьшаются его престиж и значение в повседневной жизни верующих, обесцениваются его идеи и установки, игравшие ранее важную роль в качестве регуляторов поведения и деятельности людей.

В условиях падения влияния религиозной идеологии церковные деятели изыскивают такие приемы и способы ее защиты, которые бы позволили приспособить систему вероучительных представлений к уровню сознания современного человека и тем самым вывести религию из тупика. Особое внимание уделяется видоизменению тех канонических требований и правил, которые пришли в противоречие с новыми общественными условиями и изменившимися представлениями верующих. Так, в настоящее время церковь привлекает женщин к исполнению богослужений, проводит заочное отпевание, не допускавшееся в прошлом; не считает греховной работу в дни религиозных праздников; исключила из богослужебной практики молитвы о ниспослании дождя, освящении скота, строений и т. д.

Специфическая особенность современной модернизации православия состоит также в том, что, не выходя за пределы ортодоксальных догматических принципов, многие богословы и священнослужители по-новому интерпретируют эти принципы, выдвигают на передний план одни аспекты вероучения и оставляют в тени другие. Взять хотя бы одну из центральных идей христианства —

идею спасения. Еще не так давно спасение человека и достижение им счастья и благополучия по церковным установкам обеспечивались «молитвенным подвигом», «отказом от соблазнов греховного мира». Сейчас же, по мнению христианских деятелей, отказ от активного участия в общественных делах должен оцениваться как следствие неправильного понимания и искажения сущности христианства. Подлинным христианином считается тот, кто преисполнен решимости украсить земную жизнь своим трудом.

В связи с 1000-летием введения христианства на Руси наблюдается стремление преувеличить роль религии в духовной жизни общества и в деятельности человека. Предлагаются новые варианты ценностных ориентации личности, по-новому подходят к определению идеального образа жизни человека. Таким образом, обновлению подвержен весь религиозный комплекс. Однако далеко не все богословы и церковные иерархи, признающие необходимость обновления социально-политических, нравственных и практических установок, согласны со столь решительной модернизацией вероучения и культа, считая, что пересмотр давно сложившихся догматических и канонических представлений способен еще больше расшатать и без того непрочные позиции церкви. Тем не менее сторонников обновления всего религиозного комплекса достаточно много, и их позиции находят поддержку значительного числа верующих.

Модернизация религиозной идеологии преследует цель, во-первых, разработать новую аргументацию для современной православной апологетики, во-вторых, стабилизировать религиозность в условиях девальвации системы религиозных представлений, в-третьих, преодолеть кризис религиозной идеологии и, в-четвертых, предложить приемлемые средства и способы борьбы с господствующим в нашем обществе научно-материалистическим мировоззрением.

Однако обновленная система религиозных представлений ни в коем случае не изменяет мировоззренческой сущности религии, как прежде, так и сейчас от начала до конца антинаучной по своей направленности. Модернизированная религиозная идеология утверждает такой набор иллюзорных представлений, который способен только воздвигнуть мировоззренческие преграды на пути сознательного творчества человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: