Происхождение христианства

Христианство возникло в начале I в. н. э. в восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект оно к началу IV в. превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее положение сначала в Риме, а затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе. В настоящее время это наиболее распространенная религия, Оказывающая большое влияние на духовную, oбщecтвенную и политическую жизнь. Чем не было обусловлено возникновение христианства, в силу каких причин оно превратилось в официальную религию рабовладельческого, феодального и капиталистического обществ, как объяснить его относительно быстрое распространение и непрерывно возраставшее на протяжении многих веков влияние?

Общественно-исторические причины возникновения христианства.

Чтобы правильно понять причины возникновения христианства, необходимо прежде всего с диалектико-материалистических позиций оценить те общественно-исторические предпосылки, которые лежали в основе этого религиозного движения, выяснить условия жизни, интересы и духовные запросы основных классов и социальных групп «мировой империи», рассмотреть социально-политическую и идеологическую обстановку, вызвавшую появление новых религиозных потребностей.

Римская империя, в недрах которой возникло христианство, являлась классическим рабовладельческим государством, включавшим все страны Средиземноморского бассейна. Положение миллионов рабов, по преимуществу выходцев с Востока, было невыносимым. Их попытки изменить свое положение не имели успеха. Восстание рабов, в том числе и наиболее грандиозное из чих — под руководством Спартака, терпели жестокие поражения. Рабы ненавидели своих угнетателей, но эта ненависть была бессильна.

В завоеванных странах гнет Рима был также очень тяжелым. Взрослое мужское население покоренных народов истреблялось или уводилось в рабство. Остальные не считались гражданами империи, а объявлялись подданными. Они облагались налогами и в пользу государства, и в пользу наместников. Все это разрушало уже подорванную войнами экономику провинций.

Завоеватели уничтожали в покоренных странах общественные порядки и политические устои. Местные традиции, обычаи, законы безжалостно попирались.

Полное бесправие и утрата надежд на избавление от рабства порождали всеобщую апатию, деморализацию. Императорская власть представлялась рабам и покоренным народам неотвратимой необходимостью. Каждое поражение в борьбе с могущественным Римом подрывало их надежду на изменение условий своей жизни. Свободное население Римской империи делилось на различные социальные группы. Относительно немногочисленная по составу группа крупных землевладельцев, ростовщиков, родовой знати владела несметными Богатствами. А огромные массы неимущей бедноты, заполнявшей города, были лишены самых необходимых условий существования. С превращением Римской республики в империю плебс все более и более отстранялся от участия в государственной деятельности, в выборе должностных лиц и утверждении законов. По отношению к императорской власти свободная беднота была так же бесправна, как рабы по отношению к своим господам.

Восстания рабов и покоренных народов, всеобщее недовольство свободной бедноты, неуверенность в завтрашнем дне господствующей верхушки — все это свидетельствовало об обострившихся общественных противоречиях рабовладельческого строя. Несмотря на кажущееся благополучие, Римская империя исчерпала возможности своего дальнейшего развития. Назревала необходимость замены изживших себя рабовладельческих отношений. Крах античных мировых порядков стал неизбежным.

Старые племенные и национальные религии покоренных народов Востока в эпоху римских завоеваний пришли в упадок. Разрушив сложившиеся в этих странах общественные отношения, Рим обрек на гибель и религиозные верования. Римская национальная религия, ненавидимая как рабами, так и подданными, перестала соответствовать общественным потребностям. Возникнув на заре рабовладельческого строя, она, естественно, не могла дать утешения миллионам обездоленных людей, не могла стать религией мировой империи.

Разложение рабовладельческих отношений сопровождалось экономическим, политическим и духовным упадком. Отчаявшиеся рабы, подданные, беднота, потеряв надежду на освобождение, искали духовного утешения в небесном спасении. Такое утешение они нашли в христианстве с его учением о загробном воздаянии, потустороннем мире, пренебрежении к земной жизни и обещаниями обездоленным вечного счастья на небе. Первоначальное христианство представляло собой оппозицию рабовладельческому строю. Его последователи мечтали об изменении социальных условий жизни бесправных людей, об утверждении равенства и справедливости. Однако эти иллюзорные чаяния должны были быть реализованы божественной волей, пришедшим на землю спасителем.

Новая религия возникла прежде всего среди народов восточных провинций Римской империи, где гнет был особенно сильным, а ненависть к угнетателям и отчаяние достигли предела. Христианство распространялось по всему востоку империи и очень скоро проникло в Рим. Как и все религии, христианство было создано людьми, ощутившими потребность в новом вероучении и осознавшими эту потребность. Источники ее возникновения коренились в социально-экономических условиях рабовладельческого строя периода его упадка и разложения. «...Христианству предшествовал полный крах античных «мировых порядков»... христианство было простым выражением этого краха...»!

Идейные предпосылки христианства.

Богословы характеризуют христианство как самобытное учение, свободное от предшествующих влияний. Что же касается сходства христианского вероучения с известными религиозными системами Востока и философскими концепциями античного мира, то оно объявляется внешним, случайным.

Научный анализ христианского вероучения и культа опровергает эти утверждения. Христианство возникло не на голом месте; как и все последующие религии, оно не свободно от влияния предыдущих. Оно заимствовало не только религиозные, но и философские представления многих народов Востока.

К идейным источникам христианства можно отнести, во-первых, мифологию различных восточных религий и, во-вторых, вульгаризированные философские представления античного мира.

Из восточных религиозных систем наибольшее влияние на христианство оказал иудаизм — древняя монотеистическая религия евреев. Христианство зародилось в еврейской среде. В наиболее ранней книге Нового завета — «Откровении Иоанна Богослова» — воспроизводится одна из центральных идей иудаизма об умилостивлении Бога жертвоприношением. Христос сравнивается с Моисеем, а различные видения и предсказания являются почти дословным пересказом книг пророков Даниила, Еноха и др.

Христианство заимствовало из иудаизма собрание священных книг, вошедших в состав Ветхого завета. Оно сохранило в неизменном виде ветхозаветные представления о сотворении богом Вселенной, растительного и животного мира, человека и т. д. До настоящего времени Ветхий завет является священной книгой как для христиан, так и для последователей иудаизма.

О значительных заимствованиях христианством иудейских представлений свидетельствуют также найденные в 1947 г. на побережье Мертвого моря кумранские свитки. В них восхваляется бедность, рассказывается о «наставнике справедливости», преследуемом и казненном за веру, содержатся пророчества об ожидании божественного спасителя. Кумранские свитки, появление которых относится ко 11-1 вв. до н. э., принадлежали еврейской секте эссенов (ессеев), в известной мере отошедших от ортодоксального иудаизма и создавших собственный культ с надеждой на переустройство мира и человека с помощью божественного провидения. В христианском вероучении содержится так много общего с религиозными представлениями эссенов, что даже богословские ортодоксы вынуждены признать их предшественниками раннехристианских общин.

Не свободно христианство и от влияния других восточных религий, в частности египетского культа Озири-са с разными представлениями о загробной жизни, персидского Бога Митры с рождающимся, умирающим и воскресающим богом. Из восточных религий в христианство проникло немало элементов фетишизма, анимизма, магии. Все это является свидетельством влияния старых культов на новую религию. Христианство, выдвинув идею о посреднике, добровольно приносящем себя в жертву для искупления грехов человеческих, обращаясь ко веем народам, независимо от их этнической принадлежности, противопоставило себя всем национальным религиям и стало мировой религией.

Социальная сущность христианства.

Некоторые религиозные идеологи стремятся отождествить идеи коммунизма с социальными принципами раннего христианства. Они внушают верующим, что именно Иисус Христос впервые выступил с программой общественных преобразований на началах подлинной справедливости. Чтобы вскрыть несостоятельность подобных утверждений, следует рассмотреть социальные принципы христианства.

Вначале христианство выступило как религия угнетенных. Первые общины в основном состояли из рабов и вольноотпущенников, нищих и бесправных людей. Их объединяла ненависть к эксплуататорам. Они осуждали несправедливость, пророчили неизбежную гибель «великой блуднице» — Риму. На этом основании некоторые современные богословы и пытаются объявить христианство революционным движением, а Христа — его вождем.

Но эти утверждения несостоятельны. Если революция предполагает изменение экономических и политических основ общества, то христианство не указывало реальных путей преобразования действительности. Вместо борьбы за освобождение оно давало иллюзию освобождения. Эти принципы не только не выражали реальные интересы угнетенных масс, но и духовно разоружали их, парализовывали волю к действию. Объявляя раба свободным перед богом, а угнетателя — рабом своих страстей, христианство не освобождало, а сковывало новыми цепями отчаявшихся людей.

Ничего не имеет общего с коммунизмом и идея христианского равенства. Тщетно искать в священном писании утверждения, что люди должны быть равны в социальном и политическом отношении. Наоборот, здесь рекомендуется оставаться всякому в своем состоянии, работать на благо своего владельца (Лука, 19; 12-26), исполнять повеления (Лука, 17; 7-10). Единственное, что предлагает христианство, — это «отрицательное равенство перед богом всех людей как грешников...». Такое представление о равенстве не подрывало существующих классовых различий, увековечивало социальную структуру рабовладельческого общества.

В «Деяниях апостолов» высказывается мысль об общности имущества. Но если факты распродажи собственности и раздачи выручки беднякам имели место в истории раннего христианства, то они были эпизодическими. Осуждая Богатство и пресыщение, христианство никогда не предлагало отменить частную собственность, не отвергало право одних жить за счет других. Более того, оно всегда признавало частную собственность священной и неприкосновенной, рассматривая любое посягательство на нее как нарушение богом установленного порядка. Наличие в раннехристианских общинах демократических тенденций, определяемых самими верующими, не могло изменить социальной сущности новой религии. Вот почему Ф. Энгельс подчеркивал, что «если немногие места из библии и могут быть истолкованы в пользу коммунизма, то весь дух ее учения, однако, совершенно враждебен ему...».

Социальные принципы христианства, как и все его вероучение, противоположны коммунистическим принципам. «Социальные принципы христианства, — писал К. Маркс, — оправдывали античное рабство, превозносили средневековое крепостничество и умеют также, в случае нужды, защищать, хотя и с жалкими ужимками, угнетение пролетариата.

Социальные принципы христианства проповедуют необходимость существования классов — господствующего и угнетенного, и для последнего у них находится лишь благочестивое пожелание, дабы первый ему благодетельствовал.

Социальные принципы христианства переносят на небо обещанную консисторским советником компенсацию за все испытанные мерзости, оправдывая тем самым дальнейшее существование этих мерзостей на земле.

Социальные принципы христианства превозносят трусость, презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом — все качества черни.

На социальных принципах христианства лежит печать пронырливости и ханжества...»

Превращение христианства в государственную религию Римской империи.

К середине I в. в христианстве отчетливо проявились различные направления, каждое из которых вело ожесточенную борьбу как друг с другом, так и с другими идейными противниками. Автор «Откровения Иоанна Богослова» («Апокалипсиса») сообщает о враждующих сектах николаитов, последователей Валаама, ефесских лжеапостолов, сторонников Иезавели, филадельфийском «сатанинском сборище». Еще большее число сект упоминается в сочинениях христианского апологета Юстина-мученика.

Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Им не были известны святая троица и боговоплощение. Христос считался лишь сыном Божьим. Не было и представления о Святом Духе. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не избирали священнослужителей, не знали таинств, икон. Общей для всех была вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между богом и человеком.

По мере роста христианского космополитизма и формирования основных догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и окончательного разрыва с ним. В конце I — начале II в., особенно после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления иудаизма, этот разрыв оформился окончательно.

Формирование христианской идеологии нашло отражение в новозаветном каноне. Эти книги, создававшиеся на протяжении более столетия, свидетельствуют об образовании догматических представлений и противопоставлении христианства другим религиям. В «Откровении Иоанна Богослова», написанном около 68 г., содержится лишь догмат искупления. В «Посланиях апостолов», относящихся к концу I в., образ Христа уже принимает большую конкретность, хотя еще не сообщаются факты о его земной жизни. Обращает на себя внимание стремление к примирению с существующими социальными условиями и императорской властью.

Бунтарское ожидание царства божьего на земле как символа скорого падения Рима, высказанное в «Откровении», заменено новой идеей — о достижении в отдаленном будущем «царства небесного». В более поздних Посланиях апостола Павла имеются упоминания об окончательном разрыве с иудаизмом и содержится обвинение евреев в убийстве Христа. И только в евангелиях, написанных в первой половине II в., а также в более поздних «Деяниях апостолов» сообщаются факты земной жизни Иисуса Христа, излагаются его проповеди, рассказывается о множестве совершенных им чудес. Здесь уже демократические идеи заменяются принципом непротивления, обещанием небесного благополучия, смирением и покорностью.

В евангелиях нет указаний на наличие в общинах оформившегося клира. Его появление относится к концу II в. и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин. В это время происходит дальнейшее обострение противоречий рабовладельческого общества. Упадок торговли, производства, брожение среди рабов и недовольство разоренных крестьян распространяются все больше. Теперь Рим озабочен не расширением своих границ, а защитой их от непрерывных нашествий варваров. Безвыходность положения порождает настроения отчаяния и пессимизма в среде господствующих классов, не способных остановить распад империи.

Такой ситуации как нельзя лучше соответствовали идеи христианства, звавшие верующих добровольно и покорно идти навстречу неизбежной гибели. Этим главным образом и объясняется изменение социального состава общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже были ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельная часть христиан постепенно приходит к управлению имуществом и руководству богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, дьяконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков и сосредоточивают в своих руках власть.

Изменение социального состава общин определило и их направленность. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций и настойчивое стремление к союзу с императорской властью. Христианство постепенно встает на защиту рабовладельческого строя.

Императорская власть в свою очередь ощущала острую необходимость использовать новую религию в своих политических и идеологических целях. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Религиозные реформы Гелиогабала, Аврелиана, Диоклетиана, попытки Юлиана Флавия реставрировать политеизм оказались безрезультатными. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи независимо от их этнической или классовой принадлежности, способная дать утешение угнетенным и духовную узду угнетателям.

Былые гонения или безразличие римского государства к христианству сменились в начале IV в. активной поддержкой новой религии. Император Константин в 324 г. Миланским эдиктом (указом) объявил христианство разрешенной религией. Христианская церковь была освобождена от податей, ей стали возвращать ранее конфискованное имущество. В 325 г. под председательством Константина собрался в городе Никее I Вселенский собор - христианских церквей, сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения.

Внутрицерковная борьба да утверждение христианской догматики и культа.

Ни один догмат христианства не появлялся сразу в законченном виде. Проходили столетия, прежде чем тот или иной из них складывался окончательно. Даже после того, как основные догматы были канонизированы, борьба вокруг их содержания не прекращалась. Как до Никейского собора, так и после него между различными группами духовенства велись ожесточенные христологические споры. Борьба сконцентрировалась вокруг толкования трех основных догматов: триединства Бога, воплощения и искупления.

Никейский собор осудил учение александрийского пресвитера Ария, утверждавшего, что Бог-Сын не равен Богу-Отцу. Арианство наносило серьезный удар по важнейшему представлению о единстве Святой Троицы. Собор дал окончательное толкование этому догмату, в соответствии с которым бог определялся как единство трех лиц (ипостасей), где Сын не часть Бога, а сам Бог со всеми качествами Отца и Духа Святого.

На II Вселенском (Константинопольском) соборе (381 г.) были преданы проклятию не только ариане, но и другие еретики: евномиане, духоборцы, савеллиане, фотиниане, аполлинариане и др. Евномиане, например, отказались считать Христа Богом. Они признавали его лишь результатом творения Бога и тем самым разрушали представления о триединстве.

В начале V в. особенно ожесточенная борьба в христианстве разгорелась вокруг догмата боговоплощения. Некоторые представители духовенства, возглавляемые константинопольским патриархом Несторием, отвергали сложившиеся представления о рождении Христа от богородицы. Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И только по наитию святого духа в него вселилось божество, и он стал спасителем. Обоснованию и защите догмата боговоплощения было уделено главное внимание на III Вселенском (Эфесском) соборе (431 г.), утвердившем шесть специальных правил в защиту этого догмата.

На IV Вселенском (Халкидонском) соборе (451 г.) особое внимание было уделено обоснованию догматов искупления и боговоплощения. Возглавляемые константинопольским архимандритом Евтихием монофизиты отказывались признать в Христе наличие человеческих качеств, а стало быть, и возможность воплощения Бога в человека. Это подрывало веру в страдания Христа, в его смерть как искупительную жертву и воскресение. Вселенский собор решил, что Христос должен трактоваться и как совершенный бог, и как совершенный человек. Одновременно императором Маркианом были изданы законы, жестоко карающие всех, кто отказывается признать этот догмат.

В середине VI в. решился многовековой спор о том, как изображать Иисуса Христа. 82-е правило II Константинопольского Вселенского собора (553 г.) обязывало изображать сына божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. При этом требовалось, чтобы в изображении Христа подчеркивались его смирение, покорность, страдания.

Бесчисленными раздорами сопровождалось утверждение христианского культа. В первых веках церковь категорически запрещала какое бы то ни было изображение божества. Церковный собор в Эльвире в начале IV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно быть никаких предметов почитания и поклонения. В конце этого века один из «отцов церкви», Евсевий, считал употребление икон идолопоклонством. Против поклонения иконам вVII в. выступили несториане и монофизиты. Были изданы правительственные распоряжения, запрещавшие употребление икон.

Ожесточенный спор между христианскими церквами о почитании святых разрешился только на II Никейском Вселенском соборе (787 г.). Собор утвердил правила, в соответствии с которыми считалось необходимым изображение священных лиц и событий, а также поклонение им.

Еще более длительным был процесс формирования христианских таинств и связанных с ними обрядов. Автору «Откровения Иоанна Богослова» таинства не были известны. Только после разрыва с иудаизмом христианство приспособило к своему культу крещение, а позже евхаристию (причащение). Затем в течение ряда веков христианство постепенно вводило миропомазание, елеосвящение, священство, брак, покаяние и сопутствующую ему исповедь. Но борьба за всеобщее признание христианской догматики и культа не прекращалась, приобретая в отдельные периоды крайне острые формы.

Раскол христианства.

Христианство никогда не представляло собой единого течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к сложившимся социальным отношениям и местным традициям. Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь.

Но дело не ограничивалось только разделением христианских церквей. Некоторые из них отказывались признавать решения вселенских соборов и утвержденную ими догматику. В середине V в, армянское духовенство не согласилось с осуждением монофизитов Халкидонским собором и отказалось принять догмат боговоплощения. Христос признавался только богом, но не богочеловеком. Тем самым армянская церковь поставила себя в особое положение, приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального христианства. Обособление армянской церкви явилось следствием общего стремления освободиться от экономического и политического влияния Византии.

Крупным расколом христианства было появление двух основных направлений — православия и католицизма. Этот раскол назревал в течение нескольких столетий и был связан с особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними. Последняя определила политику восточной и западной церкви. Между ними начиная с V в. разгорелась ожесточенная борьба за руководство в христианстве. Особенно обострились противоречия в период упадка Византии. Когда над Византией нависла угроза нашествия персов, римский папа Лев IX предъявил ей территориальные претензии. Получив отказ, он предал анафеме византийского патриарха Михаила Керуллария. В свою очередь церковный собор Византии обвинил папу в ереси.

В 1054 г. между восточной и западной христианской церковью произошел окончательный разрыв. Западная церковь стала называться римско-католической церковью, что означало римская всемирная церковь; восточная — греко-католической, православной, т. е. всемирной, верной принципам ортодоксального христианства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: