double arrow

Темпера


Связующее и работа с красками.

Пигменты.

Красочный слой.

Рисунок.

Рисунок не всегда можно рассматривать как элемент структурной части, но дает много интересной информации при исследовании. Но в общем рисунок вспомогательный элемент. Может наноситься разными способами: подмалевок – как вид рисунка, углем, карандашом. В ранней европейской живописи рисунок наносили графьёй – метод нанесения рисунка процарапывания (речь идет в основном о иконах). Графью можно увидеть не вооруженным взглядом под слоем живописи. Позже рисунок стали наносить углем: прорисовывали, смахивали излишки, и тонкой кистью смоченной в воде прорабатывали рисунок а остальное опять смахивали (была возможность делать растушевки).

Нанесение рисунка с помощью перевода (бумага, пергамент, угольный парашек). С появление цветных имприматур, наряду с углем стали применять мел. Появляется прием перевода рисунка с эскиза методом разграфления на квадраты.

Глобальные изменения происходят в эпоху возрождения для проработки эскиза сразу на холсте. Создание композиции начинается кистью и красками, не только линией, но и пятном, что позволяло менять рисунок в процессе написания вещи.




В 17 веке рисунок делают по цветным имприматурам мягким мелом или желтой охрой, после удаление излишков которой, усиливали черной матовой краской.

С 15 века наступает двухступенчатая техника нанесения рисунка итальянской фрески. Сначала делали подробно разработанный рисунок всей композиции, на весь объем на нижний слой штукатурки – арричиато(нижний слой штукатурки). Рисунок наносили углем и обводили красной землей ( пегмент), по названию которой этот рисунок называется синопия. За тем художник определял объем работы, т.е. часть синопии и четко по контуру рисунка наносил свежую штукатурку – интонако. Т.е. важно деление картины на части. Иногда применяли перфорированные шаблоны.

Состоит из двух компонентов: пигмент и связующее. Красочный слой – самое ценное картины. Есть как технологическая, так и техническая части.

Сточки зрения оптических свойств краски и пигменты всегда делили на две категории: прозрачные (лессировочные), непрозрачные кроющие (корпусные). Корпусными выполнялся подготовительный этап, а лиссировочными – все последующие прописки.

Во времена римской империи пигментов насчитывалось около 30, до первого века нашей эры самыми распространенными были мелинум – белый, аттическая желтая – желтая охра, синнопская земля – красный, + черный земляной.

Пигменты классифицируются:

  1. органические / неорганические;

Орг. – полученные на основе продуктов распада растительного и животного мира.

Не орг. – природных минералов.



  1. монокомпонентные / многокомпонентными;
  2. природные / синтетические ( как правило более чистые, меньше примеси так как из определенного сырья; дали возможность широкому применению красок);

Исторически одними из первых красок которыми научились пользоваться – восковые. Техника – энкаустика. Дохристианской и раннехристианской.

Были виды:

чистая энкаустика (восковая темпера) – очищенный пчелиный воск проваривали с морской водой и раствором соды с добавлением оливкового масла;

с добавлением смол хеосский бальзам и мастикс – краску наносили в расплавленном виде на предварительно нагретые дощечки, иногда для лучшего сцепления дощечку грунтовали бесцветным воском, после чего слоями наносили тона.

Как правило краску наносили специальным инструментом металлическом – каутерием.

Раннехристианская живопись это в основном Византия, северный Египет, малая Азия.

Краска на основе яйца. Темперная живопись возникает в Византии, была распространена в западной Европе, Италии до 16 в, в России – до кон. 17 века. Темперная краска во-первых в старой школе была многослойной, т.е. необходимо было соблюдать все правила работы с ней.

Технология работы с темперной краской: на основу в пределах рисунка наносилась краска в градациях каждого тона. Далее была определенная последовательность прописки: сначала фон, затем окружающая обстановка (пейзаж, арх-ра), а затем инкорнат. Было необходимо дожидаться просыхания каждого слоя. Пастозное письмо недопустимо.

Темпера бывает:

Органическая на основе составляющих куриного яйца; или клеевая, на основе природных клеев; иногда добавляли смолы. Темперу делали более прочной для написания икон либо для росписи стен экстерьеров, для интерьеров – менее стойкую.







Сейчас читают про: